Акции в библиотеках для детей интересные. Наши акции


Межрегиональная акция «Безграничное чтение»


Акция «Безграничное чтение» организована МАУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова и приурочена к празднованию Дня города Пскова (23 июля).
Проводится Акция в рамках подготовки к Международным Ганзейским дням 2019 года, которые пройдут в Пскове.

Международная Акция "Читаем детям о войне"


С 2013 года библиотеки МАУК «ЦБС» г. Пскова принимают участие в Международной Акции «Читаем детям о войне».

Организатором Акции является ГБУК «Самарская областная детская библиотека». Акция проходит с 2010 года.

Цель Акции: воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Международная акция «Книжка на ладошке»

Библиотеки г. Пскова принимают ежегодное участие в международной акции «Книжка на ладошке». Организатор акции - МБУК г.о. Самара «Централизованная система детских библиотек».

Цель Акции - привлечение детей дошкольного возраста и их родителей к чтению современной детской литературы. В Акции принимают участие дети в возрасте от 5 до 7 лет и руководители детским чтением (воспитатели, педагоги, родители).

Акция обычно проводится в последних числах августа.
В этот день одновременно во всех учреждениях-участниках Акции детям читаются вслух лучшие литературные художественные произведения современных детских писателей.

Международная акция «День поэзии С. Я. Маршака в детских библиотеках»


Акция "День поэзии С. Я. Маршака в детских библиотеках" проводится ежегодно в преддверии дня рождения поэта (3 ноября).
Организатор Акции - Воронежская областная детская библиотека
Впервые Акция была проведена в 2012 году.

Цель Акции - популяризация поэтического творчества С. Я. Маршака и привлечение внимания общественности к деятельности детских библиотек.

Библиотеки г. Пскова регулярно участвуют в акции "День поэзии С. Я. Маршака в детских библиотеках".


Страница акции (2016-2018)

Акция "Подари книгу - подари мир"



14 февраля - Международный день дарения книг!
В этот день люди на совершенно добровольной основе дарят книги детям и вдохновляют на это других: дарят знакомым и родным - младшим братьям, сестрам, племянникам, воспитанникам, ученикам и т. д.; оставляют книги в помещениях, где имеет место быть большое количество детей и где нет книг; жертвуют свои книги библиотекам, школам, детским домам, больницам и т. д.; рассказывают об этом на своих сайтах, в блогах, социальных сетях.


Общероссийская акция «Дарите книги с любовью»



Первая общероссийская акция «Дарите книги с любовью» прошла 14 февраля 2017 года, в Международный день книгодарения, по инициативе Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя» .

Идея акции – дарить в этот день книги детям, тем самым искренне и красноречиво выражая им свою любовь. Ассоциация «Растим читателя» приглашает детей и взрослых дарить книги друг другу, друзьям и родным, приносить книги в библиотеки, школы, детские учреждения, для тех, кто в них особенно нуждается. Участниками акции могут стать любые заинтересованные организации и лица.

В рамках этого праздника в различных регионах нашей страны состоятся ярмарки книгодарения, благотворительные акции по сбору книг для детских учреждений, развлекательные и образовательные мероприятия.

Всероссийская акция "Неделя доброты"


Всероссийская Неделя доброты - общебиблиотечная акция, в проведении которой участвуют тысячи библиотек России. Она начинается мероприятиями, посвященными Международному дню толерантности (16 ноября), а завершается 21 ноября (Всемирный день приветствий).
Акция направлена на духовно-нравственное становление личности и проводится под девизом «Наполним добротой сердца!».
Задача Недели добра – донести до каждого участника принципы толерантности, поговорить о милосердии, познакомить или напомнить правила этикета, развить осознанное желание быть добрым в самом широком смысле этого слова.

Благотворительная акция "Кораблик доброты"


Благотворительная акция "Кораблик доброты" проводится в рамках Всероссийской Недели Добра.
Организатор Акции - МБУК г.о. Самара «Централизованная система детских библиотек» совместно с Молодежным советом при директоре МБУК г.о. Самара «Централизованная система детских библиотек».
Впервые Акция была проведена в 2017 году.

Цель Акции - способствование культурному развитию детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, путем организации для детей культурно-досуговых мероприятий с организованным дарением книг.

Всероссийская акция «Читаем Шергина вместе»

Акция «Читаем Шергина вместе» приурочена ко Дню памяти талантливого писателя, художника и фольклориста Бориса Викторовича Шергина. Это крупномасштабное событие по поддержке чтения, цель которого - продвижение творчества северного писателя, впервые прошло 30 октября 2016 года.

Инициатор акции «Читаем Шергина вместе» - Соломбальская библиотека имени Б.В. Шергина (г. Архангельск) .


Межрегиональная библиотечная акция «Читаем книги Нины Павловой»

Акция «Читаем книги Нины Павловой» впервые была проведена в 2017 году в рамках Года экологии и была приурочена к 120-летию со дня рождения Н. М. Павловой. С 2018 г. акция становится ежегодной.

Цель акции – популяризация творчества детской писательницы Нины Михайловны Павловой.


Каждый год в первую среду марта по инициативе кампании LitWorld проводится Всемирный день чтения вслух (World Read Aloud Day).
Цель – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом.


Акция «Книжка-вслух: открой дверь в зеленый мир!»


Слоган «Я с природой» стал в 2017 году девизом Всемирного дня окружающей среды, который отмечается 5 июня. К этому дню в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова приурочена экологическая акция «Книжка-вслух: открой дверь в зеленый мир!» .

Цель акции – привлечение к чтению и популяризация классических произведений писателей-натуралистов, произведений современных авторов о природе, животных, защите окружающей среды, единении человека с природой.

В этот день в библиотеках Пскова были прочитаны вслух лучшие литературные художественные произведения. В Детской экологической библиотеке «Радуга» состоялось громкое чтение книги-юбиляра М. Горького «Воробьишко» , в Детской библиотеке "ЛиК" вслух читали произведения писателей натуралистов : В. Бианки, М. Пришвина, сказку псковского писателя Ю.Б. Люлюкина «Зайчишка-врунишка», В Библиотеке-Центре детского чтения познакомились с современной писательницей Марфой Соколич и ее книгой «Сказочный календарь», в Библоиотеке - Центре общения и информации им И.Н. Григорьева состоялась познавательно-информационная беседа «Экологии двери открыты» , в Библиотеке семейного чтения ребята открыли тайны «Сказок леса» с писателями-натуралистами Н. Сладковым и В. Бианки, в Библиотеке «Диалог» прочли рассказ Веры Чаплиной «Фомка - белый медвежонок», а в Библиотеке микрорайона Любятово «БиблиоЛюб» состоялось чтение и прошли викторина и обзор произведений псковских авторов о природе.

Также в этот день состоялся просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов по мотивам книг о живой природе, их обсуждение, прошли тематические часы, викторины, которые помогли подумать над темой дня, спланировать «общение с природой», соприкоснуться с красотой природы, осознав её важность, а также помочь защитить нашу общую Землю.

Городской день чтения вслух
книги Е. Полуян "Довмонтов меч"

2016 год в Пскове объявлен Годом Довмонта. Именно в этом году исполняется 750 лет с начала княжения в Пскове князя Довмонта, вошедшего в историю в качестве выдающегося полководца и мудрого государственного деятеля. С его именем связаны крупные победы русских войск в XIII веке, во время его княжества Псковская земля практически перестала зависеть от Великого Новгорода. Князь Довмонт в течение 33-х лет управлял Псковом и был единственным князем за всю историю города, который сумел на протяжении столь длительного периода ладить с псковским вече.

В рамках Года Довмонта городские библиотеки Пскова 19 февраля провели Городской день чтения вслух. В этот день в библиотеках читали книгу Е. Полуян "Довмонтов меч".

День чтения вслух в рамках Декады знаний - 2014

10 сентября в библиотеках г.Пскова прошел День чтения вслух
книги "Лесная сказка" Н. Чарушиной-Капустиной

"В мире нет милей и краше песен и преданий наших".
Ежегодная акция по привлечению к чтению дошкольников


В рамках Года культуры в РФ в библиотеках МАУК «ЦБС» г. Пскова в День книги и авторского права прошла ежегодная акция «В мире нет милей и краше песен и преданий наших».

Цель Акции – привлечение внимания дошкольников и их родителей к библиотеке, книге, чтению; воспитание гражданственности и патриотизма у детей на примере лучших образцов классической и детской фольклорной литературы.


Вместе с маленькими читателями в детском саду и в библиотеке взрослые читали детям вслух русские народные и авторские сказки, были, легенды и предания.

Всероссийская библиотечная акция «Жаркие. Зимние. Твои»

31 января библиотеки МАУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова приняли участие во Всероссийской библиотечной акции «Жаркие. Зимние. Твои» , инициированной Оргкомитетом «Сочи 2014» и Российской библиотечной ассоциацией. В этот день прошли олимпийские уроки, обзоры книг о спорте и Олимпиаде, встречи с известными спортсменами, информационно-познавательные часы.

Акции издательства "Розовый жираф"

Детское издательство «Розовый жираф» - первое в России издательство, в котором главными экспертами являются дети и их родители.


Библиотеки города Пскова уже несколько лет активно принимают участие в акциях, проводимых издательством "Розовый жираф". Ниже вы сможете ознакомиться с отчетами с этих мероприятий и возможно в дальнейшем вы и ваши дети примете в них участие.

Международный День чтения – это акция по пропаганде детского чтения, которую придумало и ежегодно проводит детское издательство “Розовый жираф”. Каждый год издательство выбирает одну из выпущенных книг, которую рассылает организаторам акции на местах: в детские сады, школы, библотеки, развивающие детские центры.
А потом, в определенный день, взрослые читают детям эту книгу. Получается такой грандиозный флэш-моб: по всему миру в один и тот же день взрослые читают детям вслух одну и ту же книгу. В 2012 году более 70 000 детей из 19 стран приняли участие в Международном Дне чтения, организованном “Розовым жирафом”.


В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция.
Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели. В зависимости от поставленных целей акции, проводимые в библиотеках, можно условно классифицировать на несколько видов:
· благотворительные,
· протестные,
· в поддержку чтения.
Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.
Акция – это должно быть ярко!
Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.
Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1. Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);
2. Четкий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4. Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;
5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6. Состязательность (конкурсы, турниры);
7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.);
8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.

Пошаговое создание акции:

Шаг № 1 . Определение информационного повода .
Повод для акции может быть любой:
· значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема года;
· значимое событие в стране, мире (новый законопроект, выборы, военный конфликт, катастрофа и др.);
· проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);
· проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи, семейное чтение и др.);
· проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
· реализация программы, проекта в библиотеке.
Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.

Шаг № 2 . Определение целевой аудитории .
Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.
· Молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
· дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями);
· молодые родители. Многие библиотеки начинают работать с этой аудиторией буквально с первых месяцев беременности мам;
· читатели, условно поделенные на группы по профессиональным признакам:
Ø предприниматели,
Ø педагоги и воспитатели,
Ø служащие и др.;
· массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.

Шаг № 3. Ключевые моменты акции .
Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны.

Шаг № 4 . Составление плана.
Он включает:
· определение темы акции;
· определение цели и задач акции;
· название, девиз;
· определение даты (место, время) проведения;
· разработка положения о проведении акции;
· распределение и закрепление ответственных за акцию;
· составление списков организаторов, участников, приглашенных гостей;
· рассылка пресс-релизов, привлечение СМИ;
· подготовка атрибутов акции;
· подготовка и тиражирование печатной продукции (плакаты, закладки, буклеты и пр.);
· определение сметы акции.

Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции .

Акция – это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п..
Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции.
Примерные формы мероприятий программы акции:
Ø праздники, презентации, экскурсии, шествия;
Ø встречи с писателями, известными людьми;
Ø дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
Ø опросы, анкетирования, тестирования;
Ø игры, кукольные и др. театрализованные спектакли;
Ø книжные выставки-просмотры, громкие чтения.

Шаг № 6 . Проведение акции.
В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор – тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах:
Ø А что делать, если будет плохая погода?
Ø А что делать, если участников будет меньше, чем планируется?
Ø А что делать, если не хватит средств, призов?
Ø А что делать, если не приедут СМИ?

Шаг № 7 . Анализ акции.
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты:
· ход мероприятия в целом;
· наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации мероприятия;
· общую эффективность мероприятия;
· отклики в СМИ на проведенную акцию;
· отзывы участников акции.

Умение создавать акции заключается в умении сочетать форму и содержание. В этом заключается основной алгоритм акции: СОДЕРЖАНИЕ – ЧТО?; ФОРМА – КАК?



Акция "Нескучные сумерки в библиотеке"

(примерный план проведения)

К читателю

Ток-шоу «Я свободен» (в рамках серии «Думать модно»)

Акция «Подвешенная книга»

Олимпийские игры по чтению

Акция-лотерея «Разложим все по книжным полочкам…»

Внутрибиблиотечная акция – «Вспорхнувшие со страниц: крылатые слова и фразы мировой литературы»

Фанфикшен-акция «Сам себе писатель»

Квесты «Литературная мафия» и «Литературный крокодил»

Квест «Голодные игры» в библиотеке

Акция "Литературное предсказание"

Акция «Земля – наш общий дом»

Акция «Ромашковое поле»

Акция в виде мини-опроса «Что для Вас значит библиотека».

Яркие креативные формы работы библиотек России

Топ оригинальных и интересных идей

Источники

К читателю

«Для меня нет интереса знать что-либо, хотя бы и самое полезное, если только я один буду это знать…», - эти слова философа Сенеки могли бы стать девизом библиодайджеста «Ярмарка библиотечных идей» - своеобразной копилки инновационного опыта работы публичных библиотек.

Уважаемые коллеги! В представленном вам библиодайджесте вы найдете интересные идеи из опыта российских библиотек различного уровня, «найденные» нами в интернет-источниках и профессиональных изданиях. Надеемся, что что-то из предложенного вас заинтересует и будет успешно реализовано в ваших библиотеках. Или же послужит толчком для рождения новых идей, поможет обновить работу и сделает библиотеку просто незаменимой.

Ток-шоу «Я свободен» (в рамках серии «Думать модно»)

Молодые люди в возрасте 14–25 лет не очень активно посещают библиотеку, так что библиотека сама выходит на активную молодёжь города. Центральной городской библиотекой города Берёзовский Свердловской области регулярно проводятся ток-шоу «Думать модно!»

ОДНО ИЗ ТОК-ШОУ под названием «Я свободен, я ничей!», специалисты централизованной библиотечной системы совместно с отделом по делам молодёжи разработали и провели ко Дню молодёжи. Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа, которая началась за два месяца до ток-шоу. Горожанам было предложено заполнить анкеты, в которых было всего два вопроса: «Что хотят молодые от взрослых?» и «Что хотят взрослые от молодых?» Эти два вопроса также задавали на улицах города представители местного телевидения, анкетирование проводилось в социальных сетях и блогах, в том числе в блоге «Как пройти в библиотеку» наших коллег из Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. В итоге было опрошено более 100 человек. Вот главное, что выяснили посредством анкетирования:

  • взрослые хотят, чтобы молодёжь учитывала их опыт, уважала и заботилась о них;
  • молодёжь желает, чтобы их любили, понимали, помогали, не орали на них, не поучали, признавали значимыми.

Но одно желание оказалось общим. Это желание быть услышанными. Получается, мы не умеем слушать и слышать друг друга.

Само мероприятие проходило в преддверии Дня молодёжи - 26 июня. В зале собралось около 80 человек, для города это очень хороший показатель, особенно учитывая то, что на дворе стояло лето. В начале разговора была обозначена проблема, вкратце подведены итоги анкетирования и организаторы мероприятия вывели ребят на диалог, спрашивая у них, что же им кажется наиболее важным во взаимоотношениях взрослых и молодёжи.

В диалоге приняли участие не только молодые люди, но и взрослые. Затем была проведена игра «Клубок», цель которой заключалась в том, чтобы выявить умение слушать и слышать. Суть игры такова. На сцену при- гласили 15 человек. Ребятам дали клубок ниток. Каждый участник должен сказать, что для него оказалось важным на этом ток-шоу. Затем он обматывает нить вокруг пальца и передаёт клубок следующему участнику. После того, как высказались все, клубок сматывается обратно, и тот, кто снимает нить с пальца рядом стоящего, вспоминает, что же говорил этот игрок.

В итоге из 15 человек только двое сумели повторить высказывания участников. Наши коллеги хотели показать ребятам, что они не слышат людей, находящихся рядом.

Игра заставила их задуматься над этой проблемой. Следующим этапом стал поиск точек соприкосновения. Оценивали уровень взаимодействия в работе между взрослыми и молодёжью. Ребятам раздали листы, где были описаны восемь уровней взаимодействия. После ознакомления с результатами опроса стало ясно, что точки взаимодействия есть. Больше всего баллов набрал пункт №4 «Уровень информирования», где говорится, что, взрослые принимают решения о проекте и привлекают молодёжь к выполнению отдельных ролей в качестве добровольцев, адекватно информируют молодых людей и уважают их взгляды. Молодёжь заинтересована в своём будущем в нашем городе, да и взрослые тоже заинтересованы передать молодому поколению стабильный и процветающий городом. И это самое главное.

Ток-шоу получилось неоднозначным. В конце выступила приглашённый эксперт. В течение всего разговора она провоцировала молодёжь, задавала «неудобные» вопросы, пыталась вывести аудиторию на диалог. В итоге они так и не пришли к единому мнению по таким непростым вопросам, как: «Свободны ли мы?» и «Чьи мы?», но молодые люди ушли с ток-шоу, дискутируя, обдумывая все сказанное и услышанное, и наверняка у каждого из них сформировалась собственная позиция.

В данных ток-шоу главное - это активность аудитории, а активность была почти стопроцентная, завязалась оживленная дискуссия. Коллеги уверены, что практически все, кто принимал участие в этом мероприятии, задумались над прозвучавшими. А это и было нашей основной целью. Ребята хоть ненадолго, но задумались над важным, сделали для себя определённые выводы относительно того, как строить взаимоотношения друг с другом, в семье, со старшими. Да и взрослые задумались: а всегда ли они прислушиваются к мнению молодых? слышат их? Слушают? Ток-шоу «Думать модно!» выявило основные проблемы в общении поколений, и, надеемся, дало первый толчок для решения этих проблем.

Из опыта работы Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара
г. Клин)

Акция «Подвешенная книга»

Акция проводится по аналогии с удивительной неаполитанской традицией «подвешивать кофе». Человек, подходящий к стойке бара человек скажет "Мне два кофе: обычный и «подвешенный», возьмет чашку кофе, выпьет и уйдет.

Оказывается, в Неаполе есть такая местная традиция: заранее оплачивать кофе для тех, у кого не всегда есть деньги даже на чашку кофе…

Такая акция была проведена издательством «Розовый жираф», суть которой состояла в том, что покупатель книжного магазина может оплатить любую книгу, которую потом доставят в Детские дома, Онкологические центры и т.д.

В библиотеке эта акция проходила несколько иначе.

Условия акции:

Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями). Акция запускается на 3 месяца, по результатам акции будут составлены именные рекомендательные списки любимых книг активных участников, а также создан список самых рейтинговых книг библиотеки! Для библиотекарей интерес состоит в том, что данная акция призвана активизировать книговыдачу, помогает в создании рекомендательных списков чтения, позволяет вести дневник чтения своих читателей.

В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, отбираются только наиболее активные читатели.

К тому произведению, которое участвует в акции, читатель-«подвешиватель» пишет небольшую аннотацию с оценкой или мнением о произведении. Сама книга ставится на определенно отведенное место, оформленное в духе акции. Книга выставляется максимум на неделю.

В случае заинтересованностью ею или наоборот не проявленному к ней интересу, ставится следующая по списку. Ведется список книг участниц акции.

На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга».

Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также фиксируется очередь из желающих на ее прочтение. Для уведомления о появлении книги в библиотеки используется смс и e-mail рассылки.

Предполагаемые результаты:

  1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
  2. Создание читательских рентингов лучших книг (например, «В. Иванов рекомендует…»)
  3. Создание рейтингов лучших читателей.
  4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.

Проект «Скорая семейная помощь»

Новороссийской сельской библиотекой разработан и реализован проект «Скорая семейная помощь». Проект объединил всю деятельность библиотеки по работе с семьёй в единое целое и при этом он стал общедоступен для широкого практического использования не только пользователями библиотеки, но и совершенно незнакомыми людьми, связанными одной значимой темой - темой «семьи».

В рамках реализации проекта в библиотеке были оформлены и предложены пользователям книжные выставки и обзоры «Прежде всего мы - родители», «Секреты семейного счастья», книжная выставка-совет "Остров семейных сокровищ». Разработаны и напечатаны информационно-библиографические буклеты и дайджесты для разных групп читателей: «Многодетные семьи: социальная поддержка», «Семейный ликбез: порядок расчёта декретных и детских пособий», «Молодая семья-2014. Всё начинается с дома…», «О вас и для вас, родители», «Заботливым родителям», «Советы родителям о чтении детей» и др.. Проект включил в себя создание страницы в соц. сетях «Скорая семейная помощь», на которой каждый пользователь смог бы найти информацию о федеральных и региональных программах для молодых семей, будущих мам, для неполных семей. Здесь же можно найти информацию по профилактике вредных привычек у детей, советы психологов, воспитателей, духовных наставников.

Также в проект Семейная скорая помощь вошла акция "Узелок семейного чтения". Были подготовлены 5 ярких узелков с книгами для детей и родителей для разных читательских групп (для семей, где дети дошкольного и младшего школьного возраста, для среднего и для старшего школьного возраста). В узелки вошли: книги для детей и родителей, диски "Семейное кино", "Любимые мультфильмы", паззлы для самых маленьких по детским сказкам, способствующих творческому развитию. В узелках представлены лучшие произведения детской современной и классической литературы. В комплект литературы для родителей вошли книги и статьи по психологии детского чтения, полезные советы, памятки по детскому воспитанию, буклеты, анкета, рекламные листовки.

Олимпийские игры по чтению

В 2010 году, в преддверии Зимней Олимпиады в Сочи, в ЦБС г. Нефтекамска прошли первые Олимпийские игры. Здесь не катались на лыжах и коньках, не играли в хоккей - читали. Вернее, читали наши юные читатели - дошкольники с 3-х до 7-и лет. Соревновали в ходе Олимпиады в чтении на скорость. Участники распределялись по возрастным категориям: с 3-х до 4-х лет; с 4-х до 5-ти лет; от 5-ти до 6-ти лет; с 6- ти до 7-ти лет. Как на настоящих Олимпийских играх разгорались нешуточные страсти. Ежедневно ставились новые рекорды, и в итоге, на пьедестале почета чествовали победителей и утирали слёзы проигравшим. Хотя в этой Олимпиаде нет проигравших; здесь каждый ребёнок проявляет себя и показывает свои способности. «Олимпийские игры по чтению» стали не только традиционными, но и очень популярным в городе. С 2012 г.

Такие игры проводятся не только в Нефтекамске, но и в библиотеках-филиалах. Количество участников растёт год от года, и в этот раз попробовать свои силы пришли уже 363 ребёнка. Но главное не то, что растёт количество участников, а то, что появляется больше юных читателей, у детей возникает интерес к книгам, к чтению.

Конкурс «Олимпийские игры по чтению» стартует традиционно в феврале месяце в Центральной детской и юношеской библиотеке и проходит в течение недели. Как и настоящая Олимпиада, начинается он с торжественного открытия. С раннего утра приходят родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками, воспитатели из детских садов со своими воспитанниками. Всех юных читателей регистрируют и вручают памятные эмблемы «Юный книгочтей», представляют членов экспертной комиссии, которые отводят детей в читальный зал для проверки скорости чтения. В читальном зале стоит тишина, только слышно как читают дети. С каждым участником, за отдельным столом, сидит член экспертной комиссии, перед ним часы с секундной стрелкой.

Всё строго, как на настоящих олимпийских играх. Пока одни дети читают, другие тоже не скучают. Для них организуются развлекательно-познавательные игры и конкурсы. Гости конкурса с удовольствием участвуют в слайд-викторине «Литературные герои», «Сказки в картинках», игре «ДА-НЕТ-ки», в викторине «Загадки-обманки». Интеллектуальные игры сменяются просмотром мультфильмов и весёлой зарядкой-дискотекой. Время ожидания пролетает незаметно. Для всех желающих библиотекари детской библиотеки проводят ознакомительные экскурсии.

Многие приходят в библиотеку в первый раз и зачастую очень удивлены современным интерьером, обилием красочных детских книг, журналов, уютной и доброжелательной обстановкой. Привлекают внимание красочные книжные выставки с лучшими детскими книжками. Удивительно и радостно, что в играх участвуют двух- и трёхлетние малыши. Вроде бы человек только-только начал говорить, а вот уже читает - и как читает! Некоторые малыши читают лучше 6–7-тилетних и ставят настоящие рекорды. На торжественном закрытии конкурса подводятся итоги и вручаются почётные грамоты и памятные призы победителям. Все участники получили сертификаты участия, памятные эмблемы, подарки от спонсоров: воздушные шары, блокноты, разовые абонементы на каток и сладости «Олимпийские игры по чтению 20--» закончились. До новых встреч.

Акция-лотерея «Разложим все по книжным полочкам…»

Сотрудники ЦГБ имени Н.К. Крупской г. Самара в рамках Недели молодежной книги провели акцию-лотерею «Разложим все по книжным полочкам…», которая была ориентирована на молодежную аудиторию. На лотерейных билетах, оформленных в виде книжной закладки, были написаны «ключевые слова» (имена героев, литературные артефакты, географические названия из произведений и т.д.). Все эти слова вполне узнаваемы для тех, кто прочитал известные литературные произведения, представленные на выставке. Здесь были классические произведения, современные бестселлеры, сказки зарубежных писателей, рассчитанные на самый разный уровень начитанности.

Участникам акции было предложено выбрать понравившуюся ему закладку, найти на выставке книгу, к тексту которой она имеет отношение, и вставить закладку в книгу. На закладке был обозначен выигрыш, который участник акции-лотереи может получить в случае правильно сделанного книжного выбора.

Большая часть молодых пользователей, посетивших библиотеку в этот день, восприняла акцию как веселую игру с призами, участники с удовольствием отвечали на вопросы. Сотрудники библиотеки надеются, что акция позволила молодым читателям прийти к мысли, что начитанность – важное качество человека.

Внутрибиблиотечная акция – «Вспорхнувшие со страниц: крылатые слова и фразы мировой литературы»

В вестибюле библиотеки была организована книжная выставка произведений, крылатые фразы из которых использовались в акции. Прочитав фразу на выбранном билете, пользователи должны были назвать автора и произведение, из текста которого она заимствована. На специально оформленной выставке-подсказке были подобраны книги и словари крылатых фраз. Каждый, кто угадывал правильно, получал маленький приз. Данная акция была рассчитана на читателей всех возрастов. И здесь лучшие результаты показали представители старшего поколения. Что же касается молодых, то для многих стало открытием, что расхожая фраза впервые появилась на книжной странице.

Фанфикшен-акция «Сам себе писатель»

В Липецкой областной детской библиотеке отдел обслуживания 5-11 классов провел фанфикшен-акцию «Сам себе писатель». Фанфикшен – довольно старый литературный жанр, включающий любое произведение, посвященное объекту поклонения и являющееся его продолжением. По содержанию фанфики могут быть различными, написанными в любом литературном стиле. Ведь зачастую читателю интересно узнать, что происходило с героем до или после описываемых событий, а жанр фанфика как раз и позволяет создать свою версию.

Наиболее интересными оказались фанфик «Война миров-2», диалог Ромео и Джульетты «После жизни, и благополучное завершение истории любви «Собор Парижской богоматери. Часть 2». По окончании акции проводилась творческая мастерская «Сам себе писатель», где были представлены все работы и распределены места. Но главной наградой для всех участников стало размещение их сочинений на сайте Липецкой ОДБ.

Квесты «Литературная мафия» и «Литературный крокодил»

В последнее время у молодёжи повысился интерес к проведению интеллектуального досуга. Молодые библиотекари – не исключение. Команда библиотечных работников г. Омска принимала участие в городском турнире «Импровизация», городском чемпионате «Крокодил», геоквестах.

В 2015 году молодые библиотекари были привлечены для организации четырёх крупных городских исторических квестов, участниками которых стала рабочая молодёжь города Омска. На поиски приключений вместе с омскими муниципальными библиотеками отправилось более 200 человек. Посещая тематические станции на исторических площадках города, омичи не отчитываются о знаниях, полученных из книг, а в увлекательной форме знакомятся с невероятными фактами из истории Омской области и проникаются чувством гордости за свою малую Родину.

На основе популярных в молодёжной среде игр «Мафия» и «Крокодил» омскими библиотекарями были разработаны их библиотечные версии – «Литературная мафия» и «Литературный крокодил».

Правила в «Литературном крокодиле» такие же, как и в обычном «Крокодиле»: не произнося ни звука и не проговаривая слово губами, исключительно жестами, мимикой и движениями за определённый период времени игроку необходимо объяснить своей команде загаданное слово. Только в отличие от традиционной игры, в нашем «Литературном крокодиле» в качестве заданий выступают не просто слова, а названия литературных произведений, фамилии писателей, имена и прозвища книжных героев.

Участниками «Литературной мафии» становятся персонажи из известных литературных произведений. Главными мафиози в данной версии являются: Вито Корлеоне – предводитель мафиозного клана, герой книги Марио Пьюзо, Павел Чичиков из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», Родион Раскольников, персонаж романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского и другие злодеи литературного преступного мира. Мирные жители – Анна Каренина, Гарри Поттер, Александр Чацкий и др. Участник, который выбывает из игры, озвучивает литературную цитату, написанную на карточке с ролью. Эрудированные в литературе игроки, сразу определяют кто покинул игру – мирный житель или один из отрицательных персонажей.

Квест «Голодные игры» в библиотеке»

В ноябре Липецкой областной научной библиотеке исполняется 95 лет. И именно поэтому библиотека решила подарить липчанам новый образовательный квест "Голодные игры».

Сюжет таков: далекое будущее, человечество научилось питаться с помощью информации, отказавшись от обычной пищи. Необходимые для питания и жизни «вещества» люди добывают из Интернета, электронных СМИ, электронных книг. Но в результате крупнейшей техногенной катастрофы человечество осталось без электричества. Потеряв доступ к привычным средствам получения информации, люди стали умирать от голода.

Все попытки добыть «пищу» обычным путем не увенчались успехом. И тут один из старейших жителей планеты предложил спасительный выход: он напомнил людям о древних хранилищах информации - библиотеках. Заброшенные, покрытые вековой пылью, библиотеки были найдены. В хранилища снаряжается специальный отряд, миссия которого - добыть информацию, способную «накормить» всех жителей планеты.

В ходе игры участникам предстоит выполнить задания, связанные с поиском информации: искать ответы на вопросы в каталогах, справочных изданиях, журналах и книгах из фонда библиотеки. Все задания так или иначе будут связаны с жанром антиутопии. Чтобы войти в число храбрецов, желающих спасти человечество от голодной гибели, нужно зарегистрироваться (лично или через Интернет). Финал запланирован на 5 декабря. Победителя ждет электронная книга.

Акция "Литературное предсказание"

По сложившейся традиции в День знаний сотрудники Центральной детской библиотеки г.Алапаевска стремятся удивить юных жителей города чем-то неординарным, создать атмосферу праздника и хорошего настроения. И поэтому они организовали необычную акцию «Литературное предсказание или гадание на воздушных шариках».

В разноцветные шары были помещены списки-рекомендации с названием книг, прочитав которые можно обязательно найти ответы на все важные и сокровенные вопросы. Мальчишки и девчонки выбирали понравившийся шарик, внутри которого находилось предсказание на новый учебный год. Кому-то шарики предсказали счастье от встречи с одноклассниками и новыми открытиями, кому-то здоровье, дружбу, интерес к природе, а барышням постарше шарики напророчили первую любовь.

Всё получилось здорово. За то время, что длилась акция, детвора фотографировалась у кареты, как символа путешествия и странствий по стране Знаний, угощались сладкими призами, с интересом читали предсказания.

Акция «Земля – наш общий дом»

В библиотеке-филиале №5 г. Ельца продолжилось проведение летней акции «Земля – наш общий дом»для учащихся 1 – 8 классов. Экологический поезд совершил остановку на станции «Парад домашних животных» (6+). Юные читатели могут познакомиться с литературой, которая расскажет о разнообразии пород собак и кошек, научит правильно ухаживать за домашними животными, правильно кормить и дрессировать питомцев.

Много интересного ребята узнают о сельскохозяйственных животных, издавна живущих рядом с человеком: лошадях, козах, овцах, а также домашних птицах.

Все желающие могут принять участие в весёлой лотерее «Как зовут моего питомца?». Юные пользователи библиотеки, у которых дома живут кошки и собаки, пишут их клички на листочке, который опускается в конверт.

Главной особенностью этой лотереи является то, что победителями по жребию будут объявлены сами животные, хозяева которых получат поощрительные призы. Итоги лотереи будут подведены по окончании летней акции.

Акция «Ромашковое поле»

Свадьба и свадебные торжества в этом году стали темой IVежегодной акции «Ромашковое поле» традиционно проводимой в детской библиотеке-филиале №2 г. Ельца ко Дню семьи, любви и верности. На абонементе были организованы выставки «Святые покровители семьи» и «Вечные истории любви» . В читальном зале книжная выставка «С доброй книжкой вся семья», литературу для которой подбирали читатели.

В ходе конкурса рисунков на асфальте «Белый лепесток» ребятам предложили нарисовать букет из ромашек. На абонементе в творческой мастерской «Дарите ромашки любимым» ребята делали открытки ко Дню семьи, любви и верности. А в библио-чате «Со свадьбы начинается семья?» сотрудники библиотеки предложили читателям и их родителям порассуждать на тему: «Насколько в современном мире важны свадебные торжества для создания семьи».

В читальном зале действовали традиционный мультпарад и аквагрим «Символ дня» (ромашка и флаг России).

После перерыва учащихся 1 – 6 классов пригласили на праздничную программу «До самой свадьбы золотой» . Ребята читали стихи о семье, разгадывали свадебные загадки, участвовали в игре «Свадебные шарады», викторине «Литературные свадьбы», конкурсе «Ах, юбилей!» (пытались сопоставить дату и название годовщины свадьбы). В исполнении Матюхиной Елизаветы прозвучала песня «Дарите ромашки любимым».

Ученикам старших классов предложили принять участие в викторине «Свадебные традиции» , состоявшей из разделов «Россия современная», «Россия дореволюционная», «Народы мира», «Свадебные атрибуты», «Свадебные юбилеи».

Несмотря на хмурое небо, день для ребят и их родителей получился веселый и запоминающийся.

Акция «Что для Вас значит библиотека?».

Накануне Общероссийского дня библиотек сотрудники центральной и детской библиотек провели рекламно-имидживую акцию на улицах поселка Новый Торъял. Цель проведения акции – накануне праздника - прорекламировать еще раз библиотеку, её возможности и ресурсы, творческий потенциал, а самое главное – подарить жителям нашего поселка хорошее настроение.

А проходило все это вот так:

23 мая уличная акция прошла в виде мини-опроса «Что для Вас значит библиотека». Всего встречным было задано 6 вопросов на которые надо было дать ответ одним-двумя словами: «Я пришел в библиотеку и…», «Библиотекарь встречает меня…»,
«В библиотеке чувствую себя…», «Для меня библиотека - это…», «Я ухожу из библиотеки…», «Я желаю библиотеке…». Опрошено было более 40 человек. Итоги, конечно, очень радуют. Библиотека, по мнению жителей поселка – это место встречи с интересными людьми, Храм книги, источник знаний. И уходят они из библиотеки: окрыленными, с приподнятым настроением, в предвкушении новых встреч, удовлетворенными. Желали библиотеке процветания, творчества и чтобы она была вечно. В библиотеке читатели чувствуют себя: как дома, комфортно, уютно, как в гостях. Это говорит о том, что никакой Интернет, никакие другие услуги не смогут заменить БИБЛИОТЕКУ. А это значит, что главную функцию библиотек - согревать сердца и просвещать умы - коллеги наши выполняют.

Яркие креативные формы работы библиотек России

ЛИБМОБ является весёлой игрой-акцией. Цель этой формы – повышение имиджа библиотеки. Основой Либмоба является блиц-опрос жителей города про дорогу в библиотеку. Тот, кто знает дорогу к библиотеке, тот получает что-то приятное, например, смайлик. Тот, кто не знает где находится библиотека, тот получает календарик с адресом библиотеки и контактной информацией.

ЭКРАН ПРОЧИТАННЫХ КНИГ. Данная форма позволяет продемонстрировать динамику чтения книг читателями библиотеки. На экране вместе с изображением рекомендуемых книг размещены фотографии читателей, прочитавших их. Эта форма позволяет отразить читательскую картину конкретной библиотеки. Читатели на экране могут увидеть своих близких, друзей, тем самым интерес к книге, которая будет изображена с их фотографией, появится у них и возможно это станет поводом взять ее на прочтение и будущей темой беседы с человеком с экрана.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАРАОКЕ. Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке- звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке- звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

СЧАСТЛИЫЙ НОМЕР. Это акция в основе которой лежит лотерея. В течение января после перерегистрации, каждому читателю выдавался именной номер, который потом участвовал в итоговой лотерее. Назначается день подведения итогов. В этот день читателям предлагается вытащить из стеклянного шара 25 «счастливых» номеров. Их обладатели получают полезные призы: канцтовары, закладки для книг, книги и др. Благодаря такой акции процесс перерегистрации читателей ускаривается, у библиотеки появляются новые читатели и помощники.

КНИЖНЫЙ АУКЦИОН Здесь участники представляют в наиболее выигрышном свете одну, самую любимую книгу. Путем подсчета желающих прочесть книгу выбирается победитель.

Библиофреш (с английского - «свежий») - библиографический обзор новинок литературы. Может быть как общим, так и узконаправленным.

Библиотечный квилт - стенд с информацией в виде отдельных частей-лоскутков. Темой квилтов можно выбрать любую, при условии ее актуальности.

Пример оформления библиотечного квилта «Пристрастия, уносящие жизнь»

Топ оригинальных и интересных идей

Пойти с книжками в детские садики и школы.

Организовать «Сказкотерапию» для самых маленьких.

Устроить цикл мастер-классов/ лекций по разным темам.

Устроить при библиотеке бесплатные курсы чего-нибудь современного и очень крутого.

Попросить читателей оставлять отзыв о книге в виде уголка-закладки.

Провести именины: устроить выставку книг, посвященную историческим личностям, носившим определенное имя. Как вариант – день редкого имени.

28.04.2019

К общероссийскому Дню библиотек в библиотеке-филиале №8 с 1 по 31 мая пройдет акция «Библиотека без задолжников» . И это замечательная возможность для всех читателей, кто по каким-либо причинам не смог вовремя вернуть взятые в библиотеке книги или журналы.

24.05.2019

В рамках (15. 04.- 05. 06.) 23 апреля в библиотеке-филиале №5 состоялся экологический урок «Сбереги Земли очарованье» (12+).
Вниманию пользователей предложили слайдовую презентацию «Разноцветная Планета». Она знакомит с основными понятиями и законами экологии, рассматривает проблемы сохранения среды обитания, ее влияние на здоровье человека.

21.04.2019

С 2012-го года в апреле по всей России проходит Библионочь - ежегодная социально-культурная акция, посвящённая чтению. Начиная с 2013 года, активными участниками акции становятся муниципальные библиотеки города Ельца. Организаторы акции – Министерство культуры Российской Федерации и портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ».
19 апреля в 18-00 мы вновь пригласили своих читателей на ежегодную . Официальная тема акции этого года – «Весь мир – театр!». В этом году площадкой для проведения акции стала библиотека-филиал №4, которая находится в здании Дома культуры железнодорожников. Принять участие в акции мы пригласили старшеклассников 9-10 классов и студентов-первокурсников колледжей.

19.04.2019

15 апреля в рамках XII общебиблиотечной акции «Дни защиты от экологической опасности» , а также в преддверии Международного дня Земли, в библиотеке-филиале №2 в течение дня в форме слайд-презентации читателям транслировался экологический репортаж «Планета задыхается от мусора». На сегодняшний день загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ежедневно в городах и селах образуется огромное количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.

18.04.2019

Проблемы экологии волнуют каждого. Технологическое развитие человеческой цивилизации привело в настоящее время к значительному загрязнению окружающей среды. В результате повседневной и хозяйственной деятельности человека в природную среду поступило избыточное количество различных веществ и элементов, которые привели к разрушительным последствиям для живых организмов, а также среды их обитания.

10.04.2019

19 апреля в 18-00 муниципальные библиотеки города Ельца вновь пригласят своих читателей на ежегодную Всероссийскую акцию «Библионочь» . Организаторы акции – Министерство культуры Российской Федерации и портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ». Официальная тема акции – «Весь мир – театр».
В этом году площадкой для проведения акции станет библиотека-филиал №4 , которая находится в здании Дома культуры железнодорожников (ул. Орджоникидзе, 9 А).
Участников библиотечно-театральной карусели «Закулисье» ждет увлекательное путешествие в волшебный мир театра:

27.03.2019

В рамках общебиблиотечной акции «Путешествие в мир Театра» 27 марта в школьном лагере МБОУ «ОШ №17(3)», коллективом библиотеки-филиала №8 был проведен информационный час «Театр и книга» . Ребята нескольких классов имели возможность интересно провести время своего пребывания в лагере.
Библиотекари напомнили ребятам, что в соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Учащимся рассказали о театре, как одном из видов искусства, познакомили с историей зарождения театра в России. Дети узнали, что русский театр ведет свое начало с древности. Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. На Руси, как упоминается в летописях, существовали скоморохи - бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты. Многие связывают становление театра на Руси именно с появлением скоморохов.

27.03.2019


27 марта
по решению IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО, начиная с 1961 года, отмечается Международный день театра.
Накануне этого замечательного праздника в библиотеке-филиале №5 открылась книжная арт-выставка «Волшебный мир кулис» (12+) (в рамках общебиблиотечной акции «Путешествие в мир Театра» и арт-проекта «…И рождается чудо спектакля» (размышление у театрального подъезда)).

НОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПО ПРОДВИЖЕНИЮ КНИГИ И ЧТЕНИЯ
(аттестационная работа)

Белогорцева А. Г.,
библиотекарь Недвиговской библиотеки № 9
МУК « Библиотека Недвиговского сельского поселения»,
2011 г.

В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением.

Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.


В условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению – общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер. Происходит не только отчуждение молодежи от книги, падение общей книжной культуры, но и утрата национальных традиций книжности. Рост числа« нечитателей», потеря интереса к книге и чтению у различных возрастных и социальных категорий требует пристального внимания. Сегодня в России проблемы чтения столь серьезны, что в их решении должны принимать участие и государство, и все общество.

Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. И потому надо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем.

Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении.

Национальная программа поддержки и развития чтения породила всплеск творческой активности: целый ряд библиотек порадовал своими новыми проектами и высоким уровнем осмысления сложных проблем. Фестивали, конкурсы, праздники выплескиваются из библиотек на городские площади и улицы, создавая вокруг книги атмосферу радости. Все чаще библиотекари выступают в печати, на радио и телевидении, помогая людям понять, что чтение – это удовольствие, счастье познания и творчества.

Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки.

Программы по популяризации книги и чтения реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи. Необходимой составляющей современной просветительской деятельности библиотек сегодня должна стать мотивация детей и молодежи к чтению полезной литературы, участию в различных конкурсах, творческой самореализации.

Современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.

Воспитать в детях « привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было « не избежать» библиотеки – и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа должна начинаться у нас с самого раннего возраста, с детского сада. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть…

Необходима серьезная работа, направленная на создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.

На первый план сегодня выходит проблема организации библиотечного пространства. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с « шумными» и « тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо пересмотреть организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, сделав его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей.

Планировка и размещение подразделений и служб в библиотеке должны обеспечивать комфортность пребывания и работы в ней.

Немаловажный момент в создании открытого комфортного библиотечного пространства и раскрытия фондов для пользователей – это хорошо продуманная расстановка мебели, прежде всего, книжных и выставочных стеллажей. Именно расстановка и внешний вид стеллажей определяют стиль всей библиотеки. Способы расстановки стеллажей могут быть самыми разнообразными: ровными параллельными рядами, « галереями», « зигзагами». Особую притягательность в настоящее время имеет расстановка стеллажей « полукругом» или « полуовалом».

Необходимо создавать в библиотеках рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью: столиками, креслами, банкетками и диванчиками. В этих зонах можно создать уголки интеллектуального отдыха, где можно разгадать кроссворд, поиграть в шахматы, познакомиться со свежими номерами журналов и газет.

Но не только современный дизайн делает комфортным библиотечное пространство. Главное – это хорошо продуманная, понятная даже мало искушенному читателю организация фондов.

Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в библиотеке. Особого внимания требует расстановка фонда свободного доступа. В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, необходимо « подстроиться» под них.

Таким образом, создаваемые в библиотеках « многоуровневые» модели с зонами работы и отдыха максимально учитывают запросы и интересы читателей. Каждый пользователь занимает свой уровень – определенную зону « распахнутого» пространства. При этом зонирование не будет иметь « жестких» границ и каждый читатель при желании сможет свободно переходить с уровня на уровень, пока не найдет для себя самое удобное место. Он будет с удовольствием посещать ту библиотеку, где комфортно, уютно и современно не только благодаря инновационным методам работы, но и современному внешнему виду, внутреннему функциональному дизайну.

Массовые мероприятия, выставки – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделают чтение и книгу привлекательной и актуальной в глазах пользователей, особенно молодёжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат.

Никто уже не сомневается в том, что развитие компьютерных технологий дает возможность библиотеке быть конкурентоспособной на рынке информационных услуг. Компьютеризация библиотек позволила применять новые для формы работы – видеочасы , медиапутешествия , медиакалейдоскопы , электронные презентации , которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.

Сегодня библиотеками страны активно используются новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них:

Фестивали – « Весь мир – библиотека!», « Читающий край».

Различные конкурсы – творческих работ « С книгой по жизни», виртуальной рекламы « Читаем с умом», конкурс читательских пристрастий « Лидер чтения года», « Твой выбор, читатель!», креатив-конкурс « Молодое лицо читающей страны», фотоконкурс « Фотография с любимой книгой».

Акции – « Как пройти в библиотеку», « С книгой – в будущее», « Подарите книгу детям», « Признание в любви любимому писателю», « Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», « Запиши в библиотеку друга», « Давайте читать вместе!».

Дни открытых дверей – « Библиотек5а – это здорово!..», « Библиотека знакомая и незнакомая», « Для вас открыты наши двери и сердца!», « Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».

Культурно-досуговые программы – « Воскресенье в библиотеке», « Библионочь», « Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – « В кругу любимых книг», « Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – « День читательских удовольствий», « День с писателем», « День литературного гурмана», « Нескучная классика», « День читателя».

Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием: « Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», « Читающая молодежь – надежда новой России», « Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали Молодежные уличные флешмобы : « Любимая книга», « Минута чтения», « Как пройти в библиотеку?», « Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности. Мы планируем в будущем организовать и провести совместно со школьной библиотекой флешмоб или, точнее сказать, флешбук « Минута для чтения». Суть его в том, что на большой перемене старшеклассники наденут яркие майки с нашитым слоганом « В компьютере – новости, в книге – жизнь» и распространятся по всем коридорам школы. В определенное время прозвучит сигнал, школьник одновременно раскроют свои любимые книги и в течение минуты будут читать их вслух, своим примером показывая, что читать модно и интересно.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха – « Литературная беседка в парке», « Читающий бульвар», « Книжная аллея», « Читай-дворик», Литературные чтения « На ступеньках», « Летний читальный зал под открытым небом», « С книжкой на скамейке», « Книга в дорогу!», « Читаем без остановки», « Читающий маршрут», « Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – « Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения : акции « Чтение в подарок маме», « Чтение с пеленок», « Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс « Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей « Что читают наши дети?»; родительский час « Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник « Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения « Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой « Что читали мои родители»; викторина « Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы « Бенефис семьи», « День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны и т. д., развивается буккроссинг .

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы « Десять книг, которые потрясли Вас», « Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», « В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях, блиц-опросы с видеокамерой « Вы любите читать книги?»; анкетирования « Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», « Библиотека моей мечты», « Ты и твоя библиотека», « Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг « Кто Вы, наш читатель?»

Выставочная деятельность становится информационно более емкой, лаконичной, нешаблонной, с привлечением художественных и декоративных элементов, природного материала, рисунков, поделок, вещей и предметов, помогающих создать образ человека или эпохи.

Библиотекам следует принимать самое активное участие в акциях, проводимых книгоиздательскими и книготорговыми организациями, направленных на популяризацию чтения . Таких, как проекты издательства АСТ « Читайте книги!» и издательства ЭКСМО « Читайте книги – вредно не читать!». Они предоставляют нам богатейший иллюстрированный материал, рассказывая о пользе чтения. В первом проекте с призывом читать книги обращаются современные модные писатели, во втором своим видением проблемы чтения делятся читатели. Кто такой « человек читающий»? Как совместить чтение и динамику жизни? Что ждет того, кто забросил книги? Что получит тот, кто находит время читать? Все эти вопросы, несомненно, вызовут интерес у постоянных и привлекут к чтению потенциальных читателей. Наша библиотека приняла активное участие в проведении данных акций, популяризирующих книгу и чтение.

При разработке любой рекламной продукции важно уделить внимание разработке слогана. Слоган – рекламный лозунг или девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи. Он придает эмоциональный смысл всей рекламной кампании. Например: « Пришёл. Увидел. Прочитал!», « Иди по жизни с книгой!», « Успешные люди много читают!», « Заходите! Смотрите! ЧИТАЙТЕ!», « Человек читающий – человек успешный!», « Создай свое будущее – читай!», « Читать – это здорово!», « Быть читателем стремись – в библиотеку запишись!», « Пришёл. Увидел. Прочитал!», « Читай всегда, читай везде!» и т. д.

Продвижение книги и чтения в электронной среде.

Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Наличие Web-сайта в библиотеке значительно повышает ее статус. Ведь сайт библиотеки – это ее имидж в информационном пространстве. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей и т. п. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.