Что дает участие в профессиональных конкурсах. Публикация педагога на тему "Участие в конкурсах как средство повышения профессионального мастерства молодых педагогов"

Иван Костров,
BodroGordo, Креативный директор

В небольших компаниях люди соревнуются, как привило, за собственный процент от продажи или бонус от реализации плана и достижения общего успеха компании. Соревновательность в небольших организациях имеет смысл, когда соперничают представители одной и той же профессии. В другом случае "конкурс" будет нечестным.
В некоторых крупных компаниях, в особенности с демократичным способом управления, существует практика соревнований внутри отделов или всей организации. Особенно примечательно то, что конкурсом или соревнованием это прямо не называется, а аккуратно вмонтировано в корпоративную культуру. И это, вероятно, лучшее, что я видел внутри организаций. Давайте рассмотрим, как это реализует шведская компании IKEA, где на сегодняшний день работает около 20 тыс. человек, а в каждом магазине примерно от 300 сотрудников.

Вся компания поделена на департаменты, департаменты на отделы, отделы поделены на бизнес-зоны. Каждая из бизнес-зон имеет свой план на день, неделю (важнее дневного) и месяц, который объединен в общий план магазина. Сотрудники не имеют личного плана продаж, что позволяет не конкурировать друг с другом, а организоваться для достижения общей цели. Отдел может отличиться на фоне всего магазина, увеличив процент достижения недельной целей и внести вклад в общее дело - исполнение плана продаж всего магазина. Результат отдельного человека не будет заметен на фоне всего магазина и даже отдела, хотя рычаги влияния на совершение посетителями большего числа покупок у сотрудника в целом есть.

С определенной периодичностью сотрудники, в том числе и менеджеры и топ-менеджеры, участвуют в ротации и работают в соседних отделах одного департамента. И даже мигрируют по департаментам, например, глава мебели может поменяться местами с главой сопутствующих товаров. Тем самым все сотрудники становятся взаимозаменяемыми на случай, если какому-то из отделов нужна помощь для достижения опять же общей цели магазина. Это важный аспект, он воспитывает коллективизм.

Анна Молчанова, заместитель
исполнительного директора Национального кровельного союза

Цель участия в конкурсе - победить. Это как в спорте. И "натаскивание" участников на победу здесь не меньшее. Пример: в 2009 году в Санкт-Петербурге Национальный кровельный союз принимал Чемпионат IFD по кровельному мастерству. Все понимали наше технологическое отставание в номинации по черепице от лидеров - немцев, швейцарцев, австрийцев. Пригласили немецкого преподавателя, который приехал и занимался с нашей командой. Когда ребята взяли первое место - это был такой накал страстей, такое ликование! До сих пор вспоминают.

В какой степени связаны (и связаны ли вообще) Конкурсы профмастерства, мотивация и вовлеченность сотрудников? Напрямую. Собственно, целью и является мотивация. Другое дело, что некоторые конкурсы оказываются так безобразно организованы, настолько скучны и формальны, что эффект оказывается обратным. Здесь очень многое зависит от организаторов и их опыта.

Наряду с конкурсами профессионального мастерства, традиционные проводимые компаниями, существуют конкурсы и чемпионаты для студентов и молодых специалистов.
При подаче заявки на участие у каждого конкурсанта конкретная цель. Однако есть ключевые мотивационные факторы независимо от возраста и статуса: будь то студент-старшекурсник или специалист с опытом работы в компании. Эти «драйверы» зачастую имеют глубокие психологические корни.
Во-первых, это возможность проверить себя в «безопасной» обстановке. В условиях добровольного прохождения конкурса участники застрахованы от неизбежного получения оценки знаниям и навыкам. Идеальная ситуация, чтобы попробовать, не боясь ошибиться или «быть плохим». При этом, если результат конкурса удовлетворил самого участника, он может представить его заинтересованным сторонам (указать в резюме, показать работодателю или преподавателю на кафедре).
Во-вторых, это шанс показать себя, реализовать амбиции. Здесь может и не быть желания материального вознаграждения, достаточно получить признание умений и талантов. Ведь необходимость в похвале, одобрении и признании – базовая психологическая потребность человека.
В-третьих, это возможность зарекомендовать себя как профессионала и начать (а для уже практикующих специалистов – продолжить) успешную карьеру в интересующей области. Например, тем, кто покажет лучший результат в конкурсе ACCA-IFRS PROFESSIONAL Student, работодатели-партнеры предложат стажировки или даже вакансии. Таким образом, профессиональный конкурс становится «социальным лифтом»: за короткое время можно перейти из категории обычного студента в востребованного молодого специалиста

Константин Гозман, генеральный директор агрохолдинга
«Дороничи» Кировская область

Цель проведения любого конкурса профессионального мастерства - усовершенствование навыков специалиста, его профессиональных качеств, поднятие планки достижения определенных целей и задач бизнеса, разработка новых проектов и идей для развития бизнес-процессов плюс оценка профессиональных качеств с целью продвижения специалиста по карьерной лестнице.
Подход, несомненно, будет разным – если на менеджерских позициях и управленческих постах мы внедряем четкие KPI с определением показателей и установленными сроками их достижения, то для линейного персонала агросектора и предприятий переработки проводим бригадные и персонализированные конкурсы с четкой системой критериев. Все это работает на развитие корпоративной культуры холдинга, когда персонал не только индивидуально, но и в группе коллег может развиваться, применять новый передовой опыт и знания в бизнес-процессы и, что важно, поддерживать в людях огромное желание развития.

Правильно поставленная задача конкурса профессионального мастерства может способствовать развитию единства взглядов на бизнес-процессы, развитию командного духа и преданности предприятию в достижении результатов.

Выступление на заседании "Клуба молодых педагогов"

Выступление на заседании «Клуба молодых педагогов» Тема: Участие в конкурсах как средство повышения профессионального мастерства молодых педагогов Дорогие коллеги! Что заключает в себе это красивое слово «конкурс»? Что оно значит для педагога? Праздник или тяжёлый труд? Море позитива, новые встречи с интересными необычными людьми – профессионалами своего дела или дефицит времени и величайшее нервное напряжение? Для чего педагогу участвовать в конкурсах профессионального мастерства? О педагогических конкурсах знаю не понаслышке, так как в своё время не испугалась публичной оценки своей деятельности и смогла заявить о себе, поучаствовав в очень большом количестве профессиональных конкурсов. Могу на своём опыте утверждать, что во время подготовки конкурсных документов или очного участия происходит переосмысление всей деятельности. Педагог видит себя как бы со стороны глазами экспертов. Видит как свои сильные стороны, так и те моменты, которые проработаны недостаточно, понимает, над чем ещё надо работать. Подготовка к конкурсу учит анализировать свой труд. Педагог, подвергающий свою деятельность скрупулёзному анализу, понимает, в каком направлении ему следует двигаться дальше, в каких именно моментах улучшить своё мастерство. И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста. Педагогом движут следующие мотивы:  желание приобрести определенный профессиональный статус, получить признание в педагогическом сообществе  желание повысить педагогическое мастерство  желание познакомиться с опытом работы других педагогов Результаты участия в профессиональных конкурсах:  развитие творческих способностей  развитие профессионального общения в педагогическом сообществе  внедрение новых педагогических технологий в педагогический процесс  повышение профессионального мастерства Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде инновационных педагогических идей и достижений. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит
стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства. Педагогические конкурсы - форма повышения профессиональной квалификации. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост независимо от того, удалось ли победить. А также у учителя есть возможность увидеть неординарный опыт других учителей. Конкурсы бывают разными: масштабные грантовые конкурсы, например конкурс лучших учителей ПНПО, и конкурсы более узкого масштаба, например, конкурсы методических разработок, УМК и так далее. В крупных грантовых конкурсах нужно представить свою деятельность полностью: сформулировать и обосновать цели педагогической деятельности, обосновать свою методическую систему, созданную для достижения этих целей, представить предметные и компетентностные результаты своей деятельности за несколько лет. Участвуя в грантовых конкурсах, учитель проводит исследовательскую работу по обобщению своего опыта. Не обязательно в конкурсе побеждает более опытный педагог. Есть достаточно примеров удач молодых педагогов с небольшим стажем. С чего следует начать молодому педагогу, решившему участвовать в конкурсах? Прежде всего, советую молодым педагогам пройти обучающие семинары. Это можно сделать с успехом, например, на замечательном портале «Педагогическая планета» Томского государственного педагогического университета. Зарегистрировавшись на данном портале, можно научиться создавать интерактивную презентацию, дистанционный курс в системе moodle, сайт педагога, электронный учебник и многое другое. Специалисты Центра новых образовательных технологий ТГПУ предоставляют на портале замечательные пошаговые инструкции. Научившись создавать, например интерактивную презентацию, можно разработать урок с использованием данной презентации и принять участие в одном из Всероссийских фестивалей и конкурсов, организуемым порталом «Педагогическая планета», например, фестивале IT – уроков. Участникам конкурсов предоставляется прекрасная возможность видеть работы других конкурсантов. Если какие – то моменты очень понравились, можно применить их в дальнейшем в своей деятельности. Конкурсы существуют, чтоб брать всё лучшее у других в свою дальнейшую деятельность. Быть готовым к тому, что и у тебя что – то возьмут, и это радует. Накопив опыт участия в конкурсах узкого масштаба, разработав и апробировав свою собственную методическую систему, получив определённые результаты, можно принять участие в конкурсах для молодых
учителей, таких как «Лучший молодой специалист», «Педагогические горизонты», а так же в одном из самых престижных и масштабных педагогических конкурсов. Конкурсы дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта. Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Затем, в процессе участия в конкурсе, учитель может испытать удовлетворенность либо неудовлетворенность. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие учителя. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала ит.д. В заключении хотелось бы пожелать Вам, дорогие коллеги, активно участвовать в конкурсах, потому что представлять на них свою школу и свой регион почётно и престижно для педагога. Прекрасно, когда школу или регион представляет молодой педагог. Удачи всем!

Номинация «Истории успеха» (Педагогическое портфолио)

В течение учебного года мною был подготовлен призер областного конкурса «Каменный пояс - 2016»:он занял 1 место на II туре и 3 место на III туре конкурса. Он, как и еще 6 школьников, удостоились чести представлять Свердловскую область на Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» (Москва) в номинации «Военная история». Все эти ребята являлись победителями и призерами областного конкурса «Каменный пояс - 2016». По итогам выступления в Москве 1 участница стала призером, остальные дипломантами и участниками, мой подопечный стал призером, заняв 4 место.

Ребята получили огромный опыт выступления и защиты в новых условиях, поучаствовали в обсуждении других защит, познакомились с ребятами из разных городов и населенных пунктов, учились задавать вопросы и участвовать с диалоге, в том числе с преподавателями высшей школы.

Что дают такие конкурсы детям?

  1. На такие конкурсы попадают, действительно, лучшие дети. Они активные, любознательные, хорошо учатся, позитивно мыслят. Как правило, умеют держаться на публике, не теряются в незнакомой аудитории, вступают в диалог и поддерживают его.
  2. В процессе работы и последующего выступления ребята получают опыт научно-исследовательской деятельности. Они осваивают структуру научной работы, которая поможет им в будущем активно реализовывать себя не только в школе, но и далее в учебной и самостоятельной жизни.
  3. Участие в подобных конкурсах конкурсы положительно влияет на развитие ребенка. Здесь, в атмосфере здоровой конкуренции, ему дают возможность увидеть и услышать другие выступления, познакомиться со своими ровесниками из разных областей России от Калининграда и Севастополя до Горного Алтая и Калмыкии.

Что такие конкурсы дают учителям?

  1. Наша учительская копилка пополняется новыми знаниями о структуре школьной исследовательской работы.
  2. Видим плюсы и минусы работ и их защиты.
  3. Узнаем новые темы, это может стать «подсказкой» для новых исследовательских работ.
  4. Общаемся с учеными, преподавателями высшей школы, которые передают свой ценный опыт научной работы, актуализированный для средней школы.

Рекомендации педагогам по работе над проектами (из опыта участия во Всероссийском конкурсе)

  1. Первый этап работы на проектом или исследованием - это выбор темы. Вначале нужно определиться с интересами ребенка, которому вы хотите предложить работу. Возможно, у него уже есть какие-то конкретные предложения (недаром, ваш выбор пал на него).
  2. Далее - нужно найти какое-либо противоречие в выбранной теме, другими словами найти проблему, которую вы будете вместе с ребенком решать. Старайтесь найти «узкую» тему, а не обобщайте. Также не стремитесь к красивым литературным общим формулировках тем. Плохо выглядят такие темы: «Никто не забыт, ничто не забыто» или «Военная техника в период такой-то войны». Они слишком общие, большие. Ребенок не может знать все по этой теме, и когда на защите ему начинают задавать вопросы - он с ней не справляется. Ссужайте тему - это первая задача исследователя.
  3. Внимательно смотрите на название конкурса. Так, сейчас очень популярно краеведение, то ищите тему на материале родного края. Или, каждый год объявляется годом чего-то или кого-то. Это также полезная подсказка для педагога.
  4. Вернемся к плану работу: выбрали тему, смогли найти противоречие и проблему. Начинайте работать над планом работы. Определите объект и предмет исследования. Объект - это то, на что направлено будет исследование. Это широкое понятие: явление, социальные группы, проблемные ситуации или процессы. Предмет - это более узкое понятие, на которое направлено ваше конкретное исследование. Предмет выявляется новые отношения, свойства объекта. Например, объект исследования - военные страницы истории. Предмет исследования -биографияконкретного человека в конкретный исторический период.
  5. Необходимо определить одну (!) цель и несколько задач исследования. Цель - это конкретный результат, научный и практический. Определение задач поможет представить все последовательные этапы исследования с начала до конца.
  6. Гипотеза ! На конкурсе «Отечество» председатель жюри нам сказал, что гипотезу не нужно определять. Ведь школьник - не ученый, не пишет настоящую научную работу и не может найти научно обоснованного знания. Так что можно обойтись без гипотезы! (Хотя это мнение тоже субъективное: если у вас есть гипотеза - выдвигайте!).
  7. В работе должны быть следующие пункты: введение, методика исследования, результаты исследований и их обсуждение, выводы, заключение, список источников и использованной литературы.
  8. Проектные и исследовательские работы являются частью внеучебной деятельности для учителя и ученика. Это требует затрат: временных, личностных, но и окупается многократно. Необходимо объяснять учащимся, что занятия исследовательской деятельностью - это путь к собственному развитию, который очень многое дает ребенку.


Как правильно оформить исследовательскую работу?

Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижение, хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратно рассказать о литературе, которая использовалась при изучении темы (это может быть «Обзор литературы» или «Исторический обзор»).

Основная часть исследования , как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.

В конце каждой главы стоит делать краткие выводы , которые являются краткими ответами на вопросы, поставленные в задачах. А в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события, памятника для истории города, края и т.д.

Приложения нужны и даже обязательны для всякой исследовательской работы. Это могут быть копии архивных документов, фотографии, карты и т.п.

Работу завершает список используемой литературы. Здесь всегда много неточностей и ошибок. В алфавитном порядке указываются авторы, названия книг, издательство, количество страниц. (Я бы посоветовала обратиться к коллегам-историкам, именно они мне дали правильный план списка литературы).

В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы - в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

  • «Два лагеря - два детства» (сравнение пионерского лагеря и современного лагеря)
  • История одной ошибки (судьба человека во время Великой Отечественной войны)
  • Первый спецназ в Мытищах
  • История эвакогоспиталя (в конкретном населенном пункте)
  • Работа, посвященная выпечке хлеба в поселке Челябинской области
  • История родной школы (за полвека, в лицах и т.д.)
  • Калмыцкий золотой узор
  • Марийский детский праздник
  • Этнография русского дома: «Старину мы помним, старину мы чтим».

В статье использовались материалы конференции, презентации к.п.н. Н.А.Чеснокова «Методика подготовки работы на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество».

Описание участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства (выдвижение кандидатур на конкурсы профессионального мастерства).

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. Внедрение образовательных стандартов нового поколения диктует потребность современных школ в новых кадрах.

Каким же должен быть современный учитель? Стремительно меняется наш мир, появляются инновационные педагогические технологии, изменились и наши ученики. Поэтому профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Учителю необходимо мотивированное стремление к самообразованию, к самовыражению. Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует эффективному развитию системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональны компетенций.

Из собственного опыта участия в приоритетном проекте «Образования» конкурсе профессионального мастерства «Лучший учитель» могу с уверенностью сказать, что конкурс даёт огромный толчок для самосовершенствования и профессионального развития. При подготовке к участию в конкурсе была проделана громадная работа по внедрению в практику инновационных технологий, распространению собственного педагогического опыта (проведение семинаров, мастер – классов, открытых уроков, конференций, круглых столов), публикации печатных работ, созданию электронного портфолио, мультимедийного обеспечения уроков, электронной систематизации материально-технического сопровождения уроков.

В нашем учебном заведении методический совет школы выдвигает кандидатуру для участия в профессиональном конкурсе. При выдвижении необходимо учитывать не только мнение администрации и коллег, но и родительской общественности и учеников. Если педагог имеет высокие результаты в педагогической деятельности, но на него есть жалобы со стороны родителей, например, нетактичное поведение, то нет смысла выдвигать такую кандидатуру. Умение общаться с детьми и другими людьми - это тоже педагогическое мастерство. Учителю, претендующему на премию Президента РФ, необходимо показать, что его педагогическая деятельность действительно может считаться образцом для коллег.

Чтобы узнать мнение родительской общественности на родительских собраниях проводится процедура по выявлению рейтинга педагога. Родителям предлагается анкета «Профессиональные и личные качества учителя», результаты оцениваются по пяти бальной шкале. Вот некоторые из вопросов:

    Проявляет ли учитель доброжелательное отношение к вашему ребёнку?

    Замечает и оперативно разрешает возникшие конфликты и проблемы?

    Умеет вызвать интерес к своему предмету?

    Разъясняет вопросы педагогики и психологии родителям?

Результат анкетирования помогает определить рейтинг учителя среди родителей.

Во время проведения классных часов проводится анкета «Учитель глазами учеников». Детям предлагают вопросы:

    Располагает ли к себе учитель манерой поведения и внешним видом?

    Соблюдает ли логику изложения учебного материала?

    Внимательно и тактично относится учитель к ученикам?

Эти и другие вопросы позволяют увидеть рейтинг учителя среди его учеников. Мы считаем, что на профессиональные конкурсы необходимо выдвигать те кандидатуры учителей, которые имеет высокий положительный рейтинг у учеников.

В нашей школе каждый педагог имеет свой методический портфолио. Критерии и показатели оценки результатов профессиональной деятельности педагога соответствуют критериям отбора учителей на профессиональные конкурсы, например, «Лучший учитель». С внедрением портфолио рейтинговый уровень наших педагогов значительно вырос. Молодые учителя могут сами оценить свой рейтинг и стремиться повышать свой профессиональный уровень. Опытные учителя тоже пополняют свою методическую «копилку» новыми достижениями и победами учеников. Это своего рода азарт в хорошем понимании этого слова.

Анализ оценивания результатов методического портфолио позволяет методическому совету, да и самим педагогам принять решение об участии в профессиональных конкурсах.

Методический совет предлагает кандидатуру для участия в конкурсе, а управляющий совет утверждает, используя весь анализ работы коллег.

Профессиональные конкурсы помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку.

Думаю, что выдвигать кандидатуру на конкурс «Лучший учитель» со стажем менее 10 лет нецелесообразно. За такой маленький промежуток педагогической деятельности ещё рано говорить о звании «лучший». Для молодых учителей есть другие интересные профессиональные конкурсы, в которых можно проявить себя творческим педагогом.

После выдвижения кандидатуры для участия в конкурсе учителю надо дать разумный срок для ознакомления с положением о конкурсе, оформлению материалов, проведению мероприятий, подведению итогов. Не следует забывать, что учитель, участвующий в профессиональных конкурсах, не освобождается от своей основной работы – проведения уроков на достойном уровне. Если времени на подготовку и оформление документации даётся мало, то учитель делает всё в спешке и это влияет на процесс обучения детей. Именно поэтому многие достойные учителя отказываются принимать участие в конкурсах.

Каждый год усовершенствуются критерии оценивания конкурсантов, но есть ещё вопросы. Например, в оценке качества знаний за три года должна прослеживаться положительная динамика. А если у конкурсанта стабильно высокие показатели качества знаний и нет роста на протяжении данного промежутка, то он может потерять балы при оценивании экспертами. Если не пересмотреть этот критерий, то можно подтолкнуть педагогов к подгонке под данное условие от занижения отметок до повышения.

Хотелось бы, чтобы при оценивании побед учащихся в очных олимпиадах балы были значительно выше, чем победы в дистанционных олимпиадах, так как эти победы несопоставимы по трудоёмкости, подготовке и уровню сложности.

Это касается и печатных работ педагогов. Одно дело опубликовать методическое пособие в известном издании или открытый урок без рецензии в электронном издании.

Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями.

Конкурс «Учитель года» стал традицией. Это соревнование, для которого характерно напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников. В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Как приятно видеть поддержку педагога со стороны детей и родителей! Здесь необходимо стремиться, чтобы дети, родители, педагогический коллектив, район могли гордиться учителем. Конечно, условие, когда участник конкурса должен провести урок в чужой школе и с незнакомым классом – это стресс для педагога. Так ли он необходим, чтобы разобраться в профессиональной компетенции учителя?

Участие в конкурсе требует от педагога смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической и административной поддержки для подготовки к конкурсу, оформлению заявки.

ольга жукова
Консультация «Почему мы участвуем в творческих конкурсах?»

Прежде чем ответить на главный вопрос, давайте разберемся, а что такое «конкурс » . Конкурс это есть соревнование, нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося конкурсанта -претендента на победу. То есть выявит самых лучших, самых умных,быстрых, ловких и так далее. И, конечно же, получить вместе с титулом «самого - самого» заслуженный приз (сувенир или ценная награда за победу в конкурсе или состязании ). То есть ключевыми славами в конкурсе являются победа и приз. На самом деле «конкурс » можно рассмотреть намного глубже, и найти намного больше смысла в этом слове. Для нас, взрослых конкурс зачастую выглядит как «победа-приз» . Но для детей, особенно младшего школьного и дошкольного возраста, конкурс играет очень важную роль в развитии и дальнейшем становлении. При переходе в среднее звено особенно значимым является личностное становление ребенка. Кто я? Какой я? Для чего я живу? В чем смысл жизни? Эти и многие другие вопросы начинает задавать себе каждый нормально развивающийся 5-классник, и именно участие в конкурсах и соревнованиях в дошкольном и младшем школьном возрасте поможет ему ответить на эти вопросы. Попытаемся выделить причины участия в конкурсах и роль этих причин в жизни ребенка.

1. Конкурс помогает отвлечься от повседневных забот, работы, домашних дел, наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием и разнообразием. В принципе наша жизнь немного является однообразной, особенно это очень явно выражено для ребенка. Ребенок должен каждый день ходить в детский сад, в одно и то же место с одними и теми же людьми, что очень быстро ему зачастую надоедает. И именно занятия в кружках, секциях, участие в конкурсах может разнообразить жизнь ребенка, внести в его жизнь что то новое, новые эмоции, новые люди, места и т. д. что очень благоприятно сказывается на его развитии.

2. Дух соперничества живёт в каждом человеке и конкурс – это доступный и мирный способ для соревнования с другими в определённой области интересов. Ребенок учиться соревноваться с другими, появляется мотивация «я хочу быть лучше других» , опять же мотивация и настрой ребенка зависит от взрослых. От того как родитель объяснит ребенку значение этого самого «конкурса » . Ребенок учится доказывать своими поступками, что он лучше, умнее, быстрее и т. д.

3. Участвуя в конкурсе , можно завести новые знакомства или просто пообщаться с людьми, имеющие схожие увлечения. Самое главное ребенок учится общению с другими детьми, людьми, абсолютно ему не знакомыми, то есть приобретает полезные навыки коммуникации.

4. Желание победить, стать лучшим, знаменитым в узком кругу (или в широком, в зависимости от масштабов конкурса ) одна из движущих сил, заставляющая людей соревноваться друг с другом. Опять же ребенок приобретает дух здорового соперничества, где все зависит только от него, как он выступит, как себя покажет или проявит.

5. А ещё это один из способов самосовершенствования. Создавая конкурсную работу , участник развивает свои таланты и умения. Тем самым поднимается на ступень выше в своём развитии. Мышление выходит на новый уровень, становится понятийным, логическим, повышаются умственные возможности поисково-творческой деятельности . Ребенок открывает в себе новые таланты и способности, и у него появляется уверенность «я смогу» , немаловажную роль при этом играют родитель, которые должны направлять и помогать своему чаду.

6. Конкурс даёт возможность конкурсанту показать другим свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы. Если ребенок талантлив люди должны знать об этом, и он должен гордиться тем, что он умеет, тем что отличает его от всех других детей. Ребенок должен быть успешен, это придаст ему уверенности в жизни, появиться стремление быть еще лучше быть быстрее, выше и сильнее.

7. Дети начинают создавать и пополняют свой портфолио. Напомним, что портфолио – обязательное требование для выпускника школы наряду с аттестатом об образовании. В некоторых школах, особенно в гимназиях и лицеях, наличие хорошего портфолио-гарантия поступление в данное учбное заведение. Портфолио – это индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы .

Дети испытавшие на себе что такое «конкурс » и родители которые правильно понимают смысл конкурса поддерживают и направляют ребенка являются великой движущей силой. Детям будет легче адаптироваться в школе, найти друзей, учеба для них будет в радость ведь учеба тоже своеобразный конкурс . С помощью конкурса повышает интерес ребенка к познанию «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю» . Особенно дух соревновательности наглядно проявляется в среднем звене школы. Когда дети осознают, что быть лучшим, это значит заслужить авторитет, уважение, что немаловажно в жизни ребенка. Главная движущая сила ребенка это всегда взрослые, родители именно они творят судьбы детей . Поэтому надо начинать работу с родителями, учителями, воспитателями только они помогут подрастающему поколению стать успешными и найти себя. А главными помощниками в этом будут разнообразные конкурсы и соревнования . Для гармоничного развития ребенка просто необходим новый опыт! Поэтому участвуйте в конкурсах , проявляете себя, свои способности и таланты, воспитывайте в детях здоровую конкуренцию и дух соревновательности!