Диагностика умк изучаем русский язык. Умк, или учебно-методические комплексы для начальной школы

Наталия Глазкова

Цель : Вызвать интерес к изучаемой лексической теме , повысить любознательность. Закреплять и расширять словарь детей по теме «Одежда» , «Семья» .

Задачи :

Ввести новые лексические единицы по теме.

Учить образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа личных местоимений с предлогом у (у меня, у тебя) .

Закреплять умение использовать в речи грамматические конструкции «существительное + глагол 3 лица» (дедушка спит, мальчик играет, «числительное + существительное» (два платья, три рубашки и т. д.) .

Закреплять умение вести мини-диалоги.

Упражнять детей в правильном произношении русских звуков .

Развивать умение понимать русскую речь , слова «семья» , «одежда» .

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

1. Дидактическая игра «Семейный альбом» (загадки о семье)

2. Словесная игра «Кто что делает»

3. Стихи про семью

4. Книжка – раскладушка «Одежда»

5. Дидактическая игра «Кому что подарим»

6. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

7. Дидактическая игра «Подбери заплатку»

8. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

9. Дидактическая игра «Посчитай»

10. Раскраски (одежда)

11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

12. Дидактическая игра «Одень куклу»

13. Стихи об одежде

14. Загадки (одежда)

15. Чистоговорки









Публикации по теме:

Конспект занятия «Бабушкин сундук». Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель: развивать у детей.

Сценарий праздника к 8 Марта в средней группе «Бабушкин сундук» Дети входят в зал. Встают свободно у центральной стены лицом к гостям. В руках у детей цветы. Вед: Сегодня в целом свете Праздник большой.

Чтобы заинтересовать третьеклассников на уроке русского языка, я придумала дидактическую игру "Снежное украшение для елочки".Эта игра на.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ручному труду в средней группе «Бабушкин сундук» П/С: Учить детей разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт. Совершенствовать грамматический.

Вид непосредственно образовательной деятельности Занятие кружка. Интегрированная деятельность Интегрируемые образовательные области «Художественно.

Перспективный план кружка для второй младшей группы «Бабушкин сундук» Что мы Родиной зовем? Дом, где мы растем, И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнц в небе голубом. И душистый,.

План работы КМО «Русский язык в ДОУ» на 2015–2016 уч. год -Руководитель КМО-Ондар Аяна Алексеевна, МБДОУ д/с «Солнышко» 1. Организационные вопросы: 1. Подведение итогов КМР за 2014-2015 уч. год. Награждение.

  • 4.Лингвистические основы современной методики обучения грамоте.
  • 5.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основы его построения.
  • 6.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в подготовительном периоде.
  • 7.Уроки чтения в период обучения грамоте, их типы, варианты, задачи, особенности построения.
  • 8.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в основном периоде.
  • 9.Уроки письма в период обучения грамоте, их типы, структура, содержание, методика проведения. Процесс формирования графического навыка.
  • 10.Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
  • 11.Психологические особенности восприятия художественного произведения. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений.
  • 12.Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению.
  • 13.Качества полноценного навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению.
  • 14.Технология продуктивного чтения. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения.
  • 15.Методика чтения рассказов
  • 16.Методика чтения сказок в начальных классах.
  • Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
  • 17.Методика чтения басен
  • 18.Методика чтения стихотворений.
  • 19.Методика чтения научно-популярных произведений.
  • 20.Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения.
  • 21.Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
  • 22.Словарная работа на уроках литературного чтения.
  • 23.Методика обучения творческим работам на уроках чтения.
  • 24.Методика обучения младших школьников выразительному чтению.
  • 25.Диагностика учебных достижений младших школьников по литературному чтению.
  • 26.Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие.
  • 27.Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах.
  • 28.Методика организации уроков внеклассного чтения на основном этапе.
  • 29.Методика изучения основ фонетики и графики в начальных классах.
  • 30.Методика изучения темы «Состав слова».
  • 31.Методические основы формирования у учащихся грамматических понятий. Методика работы над грамматическими определениями и терминами.
  • 32.Методика изучения имени существительного в начальных классах.
  • 33.Методика изучения имени прилагательного в начальных классах.
  • 34.Методика изучения глагола в начальных классах.
  • 2.Русский язык как учебный предмет. Программы, умк. Цели обучения русскому языку, содержание программ и планируемые результаты обучения русскому языку. Сравнительный анализ двух умк по русскому языку.

    Учебный предмет – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности.

    Цели: 1. Познавательная (формирует у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формир. На этой основе знаково символического и логического мышления учеников – анализ,сравнение,обобщение)

    2. Социокультурная (формирование коммуникативной компетенции)

    Необходимость глубокого изучения родного языка в школе оп­ределяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая людей в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настрое­ний (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного тру­да учащихся.

    Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успеш­ное усвоение знаний по всем предметам.

    Основной задачей начального обучения русскому языку явля­ется организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка.

      в развитии устной и письменной речи - в связи с чтени­ем, письмом, с изучением грамматического материала, с наблю­дениями, с общественной деятельностью учащихся;

      в обучении детей грамоте в Iклассе, т.е. элементарному правильному и осознанному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений;

      в изучении литературной нормы - грамматически, орфог­рафически и пунктуационно правильного письма, орфоэпически правильного произношения и овладения выразительностью речи;

      в изучении теоретического материала по грамматике, фо­нетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

      в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грам­матики, в овладении ими умением воспринимать литературное про­изведение, в овладении читательскими умениями.

    Программа начальной школы по русскому языку состоит из трех разделов:

      «Обучение грамоте и развитие речи»;

      «Грамматика, правописание и развитие речи»;

      «Чтение и развитие речи».

    Помимо этого она содержит подразделы: «Внеклассное чтение, Чистописание».

    Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и зву­ки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует раз­витию фонематического (речевого) слуха, т.е. умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму. Важно в это время научить детей правильно писать буквы, чи­тать и списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и т.д.

    Чтение и развитие речи имеет своей задачей сообщение на­чальных сведений по литературе, формирование и совершенство­вание навыка правильного, беглого, сознательного и выразитель­ного чтения.

    Умение читать служит воспитанию нравственных качеств лич­ности, познанию окружающего мира. В целях достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринять и понять читаемое, а также выразить свое понимание и отношение к произведению. Классная работа по чтению углубляется и расширя­ется на уроках внеклассного чтения.

    Внеклассное чтение имеет своей задачей организацию самосто­ятельного чтения, обучение приемам работы с книгой.

    Грамматика и правописание основной своей целью ставят оз­накомление с элементами всех разделов языкознания, усвоение деть­ми самых необходимых грамматических понятий, овладение уме­ниями, основанными на орфографических и пунктуационных пра­вилах.

    Следует добиваться, чтобы дети поняли и закрепили сведения о языке, приобрели путем упражнений умения применять знания на практике, пользовались в своей речи элементами литературного языка. При обучении грамоте, чтению и грамматике особое место поэтому занимает работа по развитию речи.

    Развитие речи предполагает выработку умений и навыков ус­тной и письменной речи.

    Дети должны научиться владеть устной и письменной речью. Большое внимание уделяется культуре речи. Специальных уроков по развитию речи не предусматривается, в связи с этим такая ра­бота присутствует на всех уроках по языку.

    В настоящее время Министерством образования РФ для начальной школы рекомендовано несколько УМК. Рассмотрим особенности некоторых из них.

      УМК «Школа России» Авторский коллектив: В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». Л.М. Зеленина и др. «Русский язык». Л.Ф. Климанова и др. «Родная речь». Главная концептуальная идея комплекта, сформулированная авторами: «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все то, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно- развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование. Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи. Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемно- поисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его речевой практики.

      УМК «Гармония» Авторский коллектив: М.С. Соловейчик и др. Букварь (в 2-х частях) М.С. Соловейчик и др. Русский язык. К тайнам нашего языка. О.В. Кубасова. Литературное чтение. Мои любимые страницы. Особенности комплекта: преодоление объективно сложившегося в конце ХХ начале ХХI вв. противоречия между традиционной и развивающей системами в начальном образовании на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических проблем; воплощение основных направлений модернизации школьного образования; обеспечение условий для формирования у младших школьников основ учебной деятельности. Общая характеристика программы по русскому языку: цель обучения – осознание ребенком себя как языковой личности и формирование у него на этой основе уважения к языку и себе как его носителю. Осуществление коммуникативного подхода в изучении языка; обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля; расширение круга сведений о способах выполнения языковых и речевых действий; введение в программу сведений по культуре речи; развитие речи детей путем знакомства 23 их с конкретными стилями и жанрами (записки, письма, поздравления, загадки, дневниковые записи, воспоминания, словесные зарисовки и др.); тщательный отбор и проработка дидактического материала в учебниках.

      УМК «Школа – 2100» Авторский коллектив: Е.В. Бунеева и др. Моя любимая азбука. Р.Н. Бунеев и др. Учебники по чтению из серии «Свободный ум». Е.В. Бунеева и др. Русский язык. Педагогические принципы, положенные в основу комплекта: личностно- ориентированные (адаптивности, развития, комфортности); культурно- ориентированые (картины мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип); деятельностно-ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития), опора на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Особенности программы по русскому языку: формирование орфографической зоркости детей на основе целенаправленной работы над составом слова, его лексическим значением в сочетании со звуко-буквенным анализом; введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм; состав слова и лексика – «сквозные» темы курса; увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации; сведения о частях речи вводятся раньше – в период обучения грамоте; изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного обучения; выдержан единый подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

      УМК «Перспективная начальная школа» Авторский коллектив: 24 Агаркова Н.Г. и др. Азбука Чуракова Н.А.и др. Русский язык. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной работы с работой в малых группах, коллективной работой позволяют создать педагогические условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика. Основное содержание системы «Перспективная начальная школа»: формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществоведение, экономика, искусство, физическая культура. Преподавание каждого предмета базируется на интерактивной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

      Образовательная система обучения Л.В. Занкова Авторы учебников: Н.В. Нечаева и др. «Азбука» В.Ю. Свиридова и др. «Литературное чтение» Н.В. Нечаева и др. «Русский язык».

      «Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» Авторы учебников: В.В. Репкин «Букварь» Н.Г. Агаркова. Письмо. Тетрадь для 1 класса. В.В. Репкин. Русский язык.

    Учебники по русскому языку линии УМК Шмелева учитывают современные запросы общества - стандарты обучения. У школьников формируются универсальные учебные умения.

    Шакесова Ш.Л. , учитель русского языка и литературы, МБОУ"Нижнебаскунчакская СОШ МО "Ахтубинский район" имени К.К.Искалиева", Астраханская область

    По УМК М.М.Разумовской работаю больше 10 лет, ни разу не пожалела. Учебник, конечно же, изменился за это время. Но неизменным осталось желание авторов учебника формировать и повышать лингвистическую грамотность, прививать детям любовь и внимательное отношение к русскому языку, идти в ногу со временем. Спасибо!

    Учебник из этой линии удобен в работе как для ученика, так и для учителя. Разнообразие практических заданий. Много внимания уделяется работе с текстом научного стиля речи. Очень нравится!

    Писменная Н.А. , учитель, МАОУ СОШ №15, Свердловская область

    В учебниках автора Бабайцева В.В. нравится органичное сочетание традиций и новаторства, богатый и разнообразный дидактический материал, деятельностный подход. Замечательные упражнения по развитию речи. То, что сейчас нужно! Честно говоря, не знаю, что можно еще добавить или изменить - настолько многое продумано и предусмотрено.

    Предпочитаю работать с учебниками издательства "Дрофа" и "Вентана-Граф" и по другим предметам, спасибо!

    Белозерова Е.А. , учитель русского языка, литературы, ОПК, МКОУ "Кременская СШ", Волгоградская область

    Плюсы учебников линии Разумовской М. М. по русскому языку: лингвистический уклон, речеведческая составляющая, есть электронное приложение. Работаю по учебнику 4 года, в целом, мне нравится. Методических рекомендаций к УМК достаточно.

    Хотелось бы, чтобы в 5-6 классе были четкие формулировки правил и несколько упражнений для закрепления навыка. Учебник необходимо украшать цветными иллюстрациями.

    Охотникова София , учитель, Санкт-Петербург

    Очень люблю смотреть вебинары по русскому языку, особенно мне нравятся вебинары Низеньковой М.Г. и Бойцова О.Н. Спикеры настолько ясно и чётко преподносят информацию, что я часто даже включаю вебинары своим ученикам на факультативных занятиях.

    Петелина З.П. , учитель русского языка и литературы, г.Якутск

    Я сначала относилась к формату вебинаров с легкой ноткой недоверия, но коллеги посоветовали посмотреть несколько трансляций вашего издательства, и мне очень понравился этот формат! Особенно привлекает возможность задать вопросы методистам. Надеюсь, что в скором времени будут выходить новые вебинары по русскому языку, которые будут посвящены сложным темам школьного курса русского языка, а также подготовке к олимпиадам.

    Ерохина И.Т. , учитель русского языка, г.Омск

    «Тетрадь для оценки качества знаний» построена удобно для работы учащихся с материалом. К основным проверочным работам дано приложение с памятками о том, как работать с разными видами заданий, чтобы выполнить работу быстро и качественно. Очень интересный и нужный лист с «Графиком динамики качества и умений». Я считаю, что с ним может работать учитель и сами ученики. Самоанализ помогает детям повышать интерес к своему уровню знаний по предмету, уверенность в том, что оценили его работу достойно.

    Г. Г. Икрамова , учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 17 г. Кургана

    В учебник включены задания различного уровня, что позволяет обучающимся и на уроке, и дома выбирать задания в соответствии со своим желанием и возможностями и способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. Предусмотрены и задания, направленные на осуществление обучающимися самостоятельной работы.

    Преимуществом учебника является насыщенность информации, научность и доступность изложения лингвистических понятий, обилие заданий практического характера.

    Г. С. Медведева , учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 1» г. Брянска

    Учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской основан на деятельностном подходе, позволяет использовать технологии деятельностного обучения. Деятельностный аспект предъявляется в подаче теоретического материала. Авторы уходят от директивной подачи материала, заменив традиционные правила лингвистическими текстами. Рубрики «Понаблюдайте», «Сравните», «Возьмите на заметку» позволяют ребёнку сделать вывод самостоятельно, осмысленно подойти к учебному материалу.

    Л. В. Кошелева , МБОУ «Лицей № 8 города Новоалтайска Алтайского края»

    Учебник нравится тем, что направлен на речевое развитие обучающихся. В нем много упражнений творческого характера, что способствует всестороннему развитию личности. Достоинство учебника в том, что теория вынесена в отдельную книгу

    Я считаю, что комплекс В.В. Бабайцевой достоит высокой оценки и способен хорошо подготовить обучающихся к сдаче экзаменов.

    О. Н. Чекалина , учитель русского языка и литературы МОУ «Инжавинская СОШ» Тамбовской области





    Методы и формы обучения русскому языку: Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу. Рисование (графический план, схема) по загадкам, пословицам, сказкам. Игры. Мультфильмы. Оформление рабочей тетради.






    Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки». «Кукла»: «Это кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо­ угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металли­ческая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)


    Составление описательных рассказов по графической схеме «Одежда» «Платье» У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка- молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью «Рубашка это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая». Цвет. (Какого цвета одежда?) 2. Детали. (Из каких деталей одежда?) 3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?) 4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?) 5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?) 6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)



    Составление рассказа «Осень» по графическому плану ОСЕНЬ Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой». Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют меняют летний мех на теплый зимний. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Солнце. (Солнце светит.) Дождь. (Часто идут дожди.) Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Ежик. (Животные готовятся к зиме.) " Птицы. (Птицы улетают в теплые края.) Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)



    Составление рассказа-описания по теме «Мой любимый овощ» с последующим рисованием плана-графика «Помидор это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло- сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидоры можно законсервировать на зиму в собственном соку. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм». Название овоща. Что это? Где этот овощ растет? Какой формы овощ? Какого цвета? Какой на вкус? Какой он на ощупь? Что можно из этого овоща приготовить? (грядка, рот или рожица, круг, цветок, вата и кубик, кастрюля, бутылочка):


    Составление графического плана по рассказу-описанию по теме «Мой любимый фрукт» Яблоки это фрукты. Они растут на яблонях. Яблоки бывают красными, румяными, бордовыми, жёлтыми, зелёными. Фруктовые деревья растут в саду. Мое яблоко красное, круглое, сладкое, сочное. Оно гладкое и твердое. Его едят сырым, из него варят варенье, делают джем, готовят вкусный сок. В яблоках много витаминов. Все фрукты полезны человеку. План рассказа: 1. Название фрукта. 2. Где растет этот фрукт? 3. Какой формы фрукт? 4. Какого цвета? 5. Какой на вкус? 6. Какой он на ощупь? 7. Что можно из этого фрукта приготовить? 8. Какую пользу приносит человеку? дерево с плодами (сад), рот или рожица, круг, цветок или нос (запах), вата и кубик (мягкий твердый, гладкий), кастрюля, банка, пакет)- что готовят



    Составить рассказ о своей семье. Меня зовут Лилия. Моя мама Нафиса Мансуровна, а папа Марат Анварович. У меня есть старший брат Ильяс. Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе делают автомобили. Моя бабушка Минниса Лотфулловна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Ахат Сабирович подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк и лес. Они помогают мне выполнять домашние задания. Я очень люблю мою семью. Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?)