Домовые церкви самарских богаделен. Домовые храмы Домовые церкви в настоящее время

Храм святых равноапостольных

Константина и Елены

Домовый храм святых равноапостольных Константина и Елены, который является твердым основанием духовности в нашем университете, ведет свою историю с 1869 года. Еще в первом землеустроительном учебном заведении России, Константиновском межевом институте (КМИ), берущем начало от землемерной школы, основанной Екатериной II в 1779, и давшем жизнь Государственному университету по землеустройству, существовала своя домовая церковь. В то время она размещалась в здании института на Старой Басманной улице. После переезда института в новое здание, расположенное в Гороховском переулке, началось строительство новой церкви святых равноапостольных Константина и Елены, и 24 марта 1874 года храм был освящен вновь. Статус новой большой церкви изменился, теперь она стала домовым храмом КМИ, а настоятелем церкви стал священник Андрей Григорьевич Полотебнов. В строительстве и обустройстве домовой церкви КМИ участвовало большое число известных архитекторов, художников, резчиков по дереву, иконописцев и других мастеров. Широкую известность в Москве получил и хор воспитанников межевого института. Храм любили все прихожане. А воспитанники вуза заслуженно гордились уникальной церковью, устроенной исключительно на средства выпускников и преподавателей института, заботящихся о ее благолепии.



Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Константиновском межевом институте.

Более 50 лет до времени ликвидации храма, он играл главенствующую роль в духовном и нравственном воспитании студентов, а в период тяжелых испытаний и в годы войны оказывал материальную помощь государству.

С приходом советской власти начались гонения на Церковь. Отделив Церковь от государства и школу от Церкви, советское правительство отняло у Церкви все Юридические и гражданские права, что создало условия для закрытия храмов и монастырей. В 1918 г домовый храм КМИ указом о закрытии церквей был опечатан. В 1920 году храм закрыли окончательно, а церковный ансамбль разрушили.

Спустя многие годы милостью Божией страна обратилась к своим православным истокам и традициям. Ректором университета, заслуженным деятелем науки Российской Федерации профессором С.Н. Волковым,25 мая 1999 года, была провозглашена программа духовного возрождения вуза, и прежде всего воссоздания домового храма. Были разработаны архитектурно-планировочные решения и проект иконостаса церкви, и с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,начались строительные, планировочные и художественные работы.


Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и ректор университета С.Н.Волков в день освящения домового храма университета 6 июня 2001г.

Помимо профессиональных мастеров, в воссоздании храма приняли активное участие преподаватели и студенты архитектурного факультета, взявшие на себя подготовку исторических и художественных материалов, связанных с домовой церковью при КМИ, а также осуществивших саму роспись стен и потолка.


Студенты архитектурного факультета университета расписывают стены домового храма.

Большую помощь в деле духовного и нравственного возрождения университета оказал и продолжает оказывать настоятель Богоявленского кафедрального собора в Москве протопресвитер отец Матфей Стаднюк.


Настоятель Богоявленского собора протопресвитер отец Матфей и ректор университета С.Н.Волков в домовом храме святых равноапостольных Константина и Елены.

Кроме того, попечение об устройстве храма было возложено на клирика Богоявленского кафедрального собора протоиерея Николая Степанюка.

В апреле 2001 года устройство домового храма было завершено, и 6 июня 2001 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено освящение домовой церкви.

Освящение домового храма университета Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Вновь воссозданный храм св. равноапостольных Константина и Елены, получил свою новую жизнь, и как раньше, стал опорой нравственности и духовности университета, укрепляя сердца всех в него приходящих в вере и благочестии, любви к Родине и своей профессии.



К 160-летию Самарской епархии

И каждый день единодушно пребывали в храме
и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу
в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви

Деяния святых апостолов 6:46, 6:47

Первой домовой церковью в Самаре стала в 1851 году Крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в первом Архиерейском доме на углу улиц Дворянской и Алексеевской (Куйбышева / Красноармейская).
В 1854 году была выстроена церковь Божьей Матери «Всех скорбящих радость» при тюрьме на Острожной (Ильинской, Красноармейской) площади. Чаще всего её называли Скорбященской церковью при тюремном замке.
После открытия Иоакимо-Аннинской домовой церкви при Духовной семинарии в 1864 - 1872 годах домовые церкви создаются при самых разных богоугодных заведениях (приюты, общины, богадельни), больницах и городских учреждениях (например, при городской думе или в здании водопроводной станции), а также при реальном училище, гимназиях, школах, при самарском гарнизоне. Существовали частные домовые церкви при усадьбах (например, домовая церковь в доме И. Л. Санина и многих других).

Домовые церкви имели три самарских богадельни - Соколовская, Шихобаловская и Епархиальная.
Престарелые содержанки Константиновской богадельни посещали Всесвятскую церковь, а жители Аржановской богадельни Единоверческую или Троицкую церкви.

1. Иаково-Иоанновская домовая церковь
при богадельне имени Я. Г. и И. Я. Соколовых
(угол улиц Мичурина и Чкалова, 2/98)
Ранее угол Соловьиной и Оренбургской

Соколовская богадельня с домовой церковью святых апостолов Иакова и Иоанна.

В 1907 году купцы Соколовы пожертвовали на устройство и содержание богадельни со странноприимным домом невиданную доселе сумму - 500 000 рублей. 200 000 рублей было затрачено на строительство богадельни и обустройство дворовых служебных построек, а 300 000 рублей положены в банк «как вечный вклад». Десять процентов от дивидендов пополняли неприкосновенный капитал, а остальная часть шла на содержание заведения.
Комплекс богадельни находился в собственном саду Соколовых на Петропавловской площади, состоящий из двухэтажного здания, которое растянулось на весь 139 квартал, и дворовых построек. В глубине сада располагались пекарни, погреба, флигель для прислуги.

Богадельня была освящена 23 августа 1909 года . Но еще 5 августа здесь нашли приют первые 15 человек. Во время торжественного открытия богадельни Соколовы передали губернатору В. В. Якунину еще 10 000 рублей на организацию детских приютов.
После открытия заведения гласные городской думы решили ходатайствовать о присвоении Соколовым звания почетных граждан Самары. В журналах заседаний городской думы отмечалось: «За столь щедрое пожертвование принести Соколовым через особо избранную депутацию признательность думы и ходатайствовать о присвоении им звания почетных граждан города Самары, и поставить в зале жертвуемой ими богадельни их портреты написанные маслом».

У Соколовской богадельни, 1911 год

Здание богадельни Соколовых по улице Мичурина

Торец здания с аттиком и луковичной главкой

Н. В. Мельникова так описывает жилой корпус богадельни: «Верхний этаж здания был разделен на восемь больших светлых палат, рассчитанных на сто человек. Там же помещалась небольшая аптечка и домовая Иаково-Иоанновская церковь. В нижнем этаже было устроено четыре палаты на пятьдесят человек и две палаты для странноприимных» (бедных путников, желающих остановиться в городе на 2-3 дня).

В журналах заседаний городской думы мы можем найти сведения об организации в богадельне «именной» палаты, названной в честь жены коммерции советника Якова Гавриловича Соколова - Синклитикии Афанасьевны Соколовой.

9 декабря 1910 года сын Я. Г. Соколова Иван Яковлевич Соколов извещал городскую думу, что «в увековечивание памяти родительницы моей, жены коммерции советника Синклитикии Афанасьевны Соколовой, заблагорассудил я пожертвовать 10 000 рублей к основному капиталу богадельни на призрение горожан в особой отдельной палате с памятной надписью о Синклитикии Соколовой».

Домовые церкви при богадельнях открывались далеко не сразу. Например, в газете «Голос Самары» в 1910 году была опубликована заметка смотрителя Соколовской богадельни господина Карманова, который отмечал: «Вхождение богадельни нашей в приход Петропавловской церкви вовсе не означает, что вопрос с церковью решен у нас положительно. Две наши приельницы две недели назад ушли на утреннюю службу в церковь и не вернулись. Потерялись жилички по ущербности разума из-за преклонных их лет. Розыск нам пришлось вести с полицией два дня».

Домовая церковь во имя апостолов Иакова и Иоанна Милостивого (в честь Якова и Ивана Соколовых) открылась и была освящена только в декабре 1911 года . Освящение провел сам Епархиальный архиерей Преосвященный Константин, епископ Самарский и Сызранский. Тогда же Иваном Яковлевичем Соколовым в банк была положена сумма - 12 000 рублей, а с процентов должны были содержаться священник и дьякон. Настоятелем стал отец Архангельский. До сих пор на восточном торце здания мы можем увидеть фигурный аттик домовой церкви с луковичной главкой.

Многие жители Соколовской богадельни работали «по мере сил» при епархиальном свечном заводе, находящимся рядом (ныне ул. Чкалова, 100, в здании, которое проходит в реестре объектов культурного наследия за 2010 год как обувная фабрика им. Первого мая).
Интересным представляется свидетельство коллежского асессора Кромского, который утверждал, что «жилец Соколовской богадельни Григорий Федоровский работал каждый день до обеда дворником этой богадельни и получал по 34 рубля за сей благой труд в год на прогулки».

Под Рождество в саду при Соколовской богадельне ставили елку и украшали самодельными игрушками и яблоками.

Жилички богадельни на молебне

После смерти Я. Г. Соколова по инициативе гласного городской думы А. Г. Ершова 21 августа 1911 года перед зданием богадельни был установлен бронзовый бюст коммерции советнику и почетному гражданину города Якову Гавриловичу Соколову.

Бюст Я. Г. Соколова

Место по улице Мичурина, где стоял бюст

После революции здание передали детскому саду. Ныне здание занято режимным объектом - Управлением по конвоированию ГУИН Министерства юстиции РФ по Самарской области.

Монструозный пристрой к соседнему жилому дому и сам жилой дом по улице Мичурина, 4, по нашему мнению, полностью нарушает композиционное решение квартала.
В свою очередь «объемно-планировочная композиция здания, декор главных фасадов дома богадельни и композиционное построение» согласно реестру объектов культурного наследия за 2010 год являются предметом охраны МКСО.

2. Домовая церковь-школа
Казанской иконы Божьей Матери при Епархиальной богадельне
имени государя императора Александра III
(ул. Коммунистическая, 1)
Ранее ул. Петропавловская

Церковь-школа при Епархиальной богадельне.
Памятник культурного наследия регионального значения
(Приказ МКСО от 29.07.09 г. №13)

Идея создания богадельни для престарелых священнослужителей активно обсуждалась в конце 1870-х годов на страницах Самарских епархиальных ведомостей. В 1887 году семейство священников Промытовых пожертвовало на создание богадельни 12 700 рублей. Деньги были положены в банк под проценты.

До 1894 года продолжался сбор денег на организацию Епархиальной богадельни. В итоге было собрано 31 050 рублей и взяты в аренду «под заведение» здания сушильни и нарезочной бывшей спичечной фабрики Зелихмана на Петропавловской площади. Часть зданий и сад епархиальной богадельне безвозмездно пожертвовал потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Плешанов.
2 января 1896 года здание богадельни освятили и назвали именем государя императора Александра III. Первоначально в богадельне проживали 10 мужчин и 10 женщин духовного звания. В 1897 году преосвященным Гурием был представлен проект приюта для малолетних детей-сирот духовного звания, который и был организован в 1898 году в деревянном флигеле. Позже приют именовали Гурьевским.

2 января 1900 года была открыта церковь-школа Казанской иконы Божьей Матери при богадельне и приюте, выстроенная по проекту епархиального архитектора Т. С. Хилинского.
В церкви был установлен иконостас из дуба с золотой отделкой работы известного самарского мастера И. В. Белоусова. Внутреннее убранство церкви было выполнено на средства И. М. Плешанова, Е. И. Субботиной, Я. Г. Соколова и А. Н. Шихобалова.

Проект Т. С. Хилинского домовой церкви-школы

Внутреннее помещение церкви было разделено на школу и алтарно-трапезную часть деревянными раздвижными перегородками. После открытия церковно-приходской школы при приюте церковь использовалась по прямому назначению - только для служб.
В1904 - 1909 годах старостой церкви при богадельне был самарский купец Кузьма Степанович Оборин.
После 1919 года здание церкви занял клуб железнодорожников, позже здесь было открыто общежитие. Во времена «развитого социализма» здание приспособили под школьный спортзал. В 1990-х годах помещение сдавалось под офисы. Сейчас в здании бывшей церкви находится областной архив отдела образования.

Фасад по Коммунистической



Много вопросов вызывает строчка в реестре объектов культурного наследия за 2010 год, где соседний с церковью дом по улице Коммунистической, 5 проходит как одно из зданий Епархиальной богадельни.

Существует мнение некоторых историков, что это здание принадлежало купцу А. Ф. Кожевникову. Помимо этого, в Адрес-календарях и справочнике «Вся Самара за 1900 год» и, правда, указано, что А. Ф. Кожевников имел собственный дом в начале Солдатской слободы по Петропавловской улице (место совпадает).

К версии о принадлежности дома по Коммунистической, 5 к купцу Кожевникову заставляют склоняться и инициалы «АФК» вырезанные на деревянных декоративных часах здания.
Возможно, что дом был арендован или куплен богадельней у купца.

Дом №5 по улице Коммунистической

Декоративные часы с инициалами «АФК»
на фасаде дома № 5 по Коммунистической

3. Домовая церковь
святого преподобного Серафима Саровского при Шихобаловской богадельне
(угол улиц Красноармейской и Братьев Коростелевых, 91/104)
Ранее угол ул. Алексеевской и Уральской

Шихобаловская богадельня с домовой церковью.
Памятник культурного наследия регионального значения
(Приказ МКСО от 29.12.09 г. №25)

С давних пор существует предубеждение, что А. Н. Шихобалов, продав городу во время голода 1891 года некачественную муку пятого сорта (мукой отравилось огромное количество горожан), попытался загладить «свою» вину организацией богадельни. Осенью 1893 года Антон Николаевич Шихобалов известил городскую думу о своем желании пожертвовать городу двухэтажный дом с торговыми помещениями и надворными службами на углу Уральской и Алексеевской для устройства богадельни.

Шихобаловская богадельня. Фото из коллекции Г. В. Бичурова

Ремонт трамвайных путей у Шихобаловской богадельни.
Фото из коллекции В. Арнольда

14 ноября 1893 года богадельня со странноприимным домом была открыта и передана городу с частным содержанием от вечных вкладов в Крестьянском поземельном и Городском общественном банках. К 1906 году сумма вкладов составила 65 000 рублей. Дополнительные средства управа могла получать от сдачи в аренду имеющихся при доме торговых помещений. Право приема в богадельню нуждающихся купец оставлял за собой и своими наследниками - Е. А. Курлиной и М. А. Сурошниковой. В итоге, городская управа постановила «принять заведение с благодарностью, именовать далее богадельню Шихобаловской и заказать за счет города икону Вседержителя, сделав для неё приличный киот, поместить в столовой богадельни».
Двухэтажное здание имеет внутренний глухой двор. Дом богадельни выстроен из кирпича самарского завода Летягиных. На одной из стен здания мы можем найти массу кирпичей с клеймами «Летягина».

Стена богадельни с фирменными клеймами кирпичного завода Летягиных

Тычок кирпича с клеймом «Летягина» на стене богадельни

Эркер здания с домовой церковью

Домовая церковь при богадельне была открыта только через 10 лет в 1903 году во имя преподобного Серафима Саровского. Церковь располагалась на втором этаже и представляла собой эркер-фонарь на колоннах и трех кронштейнах с главкой и позолоченным крестом, и имела свой вход с улицы Уральской.

Сохранившийся «родной» центральный кронштейн

Стены украшали фрески мастера Белоусова с темами жития святого Серафима Саровского: «Моление преподобного отца Серафима на камне», «Кончина преподобного Серафима», «Явление пресвятой Богородицы отцу Серафиму». Домовая церковь была приписана к Ильинской церкви. По сведениям Н. В. Мельниковой вплоть до 1918 года на стенах храма висели венки, возложенные на могилу А. Н. Шихобалова в 1908 году.

Устройство богадельни красочно и подробно описано в знаменитой книге «Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», которая была издана в Москве в 1912 году зятем Шихобалова Василием Михайловичем Сурошниковым: «Здание богадельни каменное, двухэтажное, с домашней церковью во имя Преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с двором и разными хозяйственными службами. В богадельню ведут два парадных подъезда, один с Алексеевской улицы, и другой с Уральской улицы в домовую церковь на втором этаже. Подъезд с Уральской улицы украшен крестом и иконой Преподобного Серафима. В палатах просторно и светло. Занимают палаты постоянные обитатели Шихобаловской богадельни, рассчитывающие мирно дожить в тихом пристанище до своей смерти. Старушки выглядят опрятно и домовито, на кроватях скромное, но чистое одеяло и такое же белье, на столиках - приборы для чая, который богадельщицы очень любят, книги Святого Писания, различные предметы женского рукоделия. Посредине зала на колонне утверждена икона Спасителя, вся убранная цветами, по стенам около коек находятся образки, крестики, картинки религиозно-нравственного содержания. От обстановки веет уютом и покоем тихого старческого жития. Поднявшись по каменной лестнице на второй этаж, мы войдем в церковь богадельни. Она окрашена в краску сероватого тона и расписана фресками преимущественно из жизни Преподобного отца Серафима Саровского. Фрески принадлежат кисти местного художника Белоусова. В трудах этого мастера, замечательных по выдержанности тона, видно глубокое знание жизни святого. Художник вложил в свой благочестивый труд столько трогательной простоты, которой была также окружена и подвижническая жизнь Преподобного отца Серафима, так прекрасно передал ее духовную красоту, что, кажется, вы стоите не в церкви, а в той прекрасной, тихой пустыни Саровской Нижегородской губернии, которую полюбил святой отшельник. Одна из фресок, написанная на стене противоположной алтарю, изображает моление Преподобного отца Серафима на камне. Тихая пустыня, ясное небо, песок. Очи святого преисполнены кроткой радости, он беседует с Богом. Две фрески написаны на стенах же по обоим клиросам. На правом клиросе изображена кончина Преподобного отца Серафима, на левом клиросе - явление Богородицы Преподобному отцу Серафиму в день Благовещения. Божия Матерь, окруженная сонмом светлых ангелов, предстоит перед повергнувшимся смиренно на землю старцем и возвещает ему благодать и милость Господню.
Церковь, просторная и светлая, устроена по чину благолепному. Она вмещает до пятисот человек молящихся, число, в шесть раз превышающее полный штат призреваемых и прислуги богадельни. С 1894 года по 1910 год в богадельне призревалось 149 лиц обоего пола. В странноприимном отделении ежегодно находят приют от 250 до 300 богомольцев. Содержание богадельни обеспечено процентами с капитала в 65 370 рублей, пожертвованных Антоном Николаевичем. Почему он выстроил богадельню, а не кабак, трактир или что-нибудь в этом роде? Почему он насаждает приюты для сирот, школы строит, украшает храмы Божьи? Потому что дела эти были доступны, понятны его душе, жаждущей послужить людям во имя заповедей Божьих, несомненно, отвечали его понятиям об обязанностях христианина».

В 1918 году церковь закрыли, главку с крестом сняли, часть фресок уничтожили, а часть закрасили. В советское время здесь располагалась известная всем самарцам школа № 14 для детей с нарушениями в развитии. В 2000-х годах школу перепрофилировали в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат «Преодоление» для детей с нарушением речи и задержкой психического развития.
При Администрации экс-мэра Тархова здание оказалось в аварийном, угрожающем безопасности детей, состоянии, но денег на капитальный ремонт не было. Тогда школа-интернат «Преодоление» была перенесена на улицу Мориса Тореза, 45, а дом бывшей богадельни, принадлежавший городу с 1893 года, передали Самарской епархии, которая смогла найти средства на ремонт.

Фасад по улице Братьев Коростелевых

15 января 2008 года (в день памяти Серафима Саровского) на эркере дома установили главку с крестом. На втором этаже сегодня действует храм преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Ежедневно в 9.00 и 17.00 здесь проводит службы батюшка Серафим.

На первом этаже расположено детское православное учреждение дополнительного образования для детей с 3 до 17 лет (православная культура, вокал, вышивание, шахматная секция, роспись по дереву, авиамоделирование и пр.).

На данный момент нам известна только одна действующая богадельня в Самаре при Спасо-Вознесенском соборе на ул. Степана Разина, в которой проживают 19 человек. Планируется создание богаделен и при других самарских храмах.

По теме можно посмотреть:

1. Адрес-календари и памятные книжки Самарской губернии, Самара, 1905 - 1915.
2. Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени. Москва, 1912.
3. 150 лет Самарской епархии. //Духовный собеседник, 2001, № 4.
4. В первую полночь XX века. //Самарские епархиальные ведомости, 1901, № 24, 15 декабря.
5. Голос Самары за 1910 год.
6. Журналы Самарской городской Думы за 1905 - 1915 годы.
7. Зубов О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Бочков В. А., Подмарицын А. Г. Православные святыни Самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2002.
8. Почетные граждане Самары XIX - XX в. в. /Под редакцией П. С. Кабытова. Самара: Круиз, 2008.
9. Рассохина Г. Н. Код развития Самары заключен в древнейшей ее части. //СамАрх, 1998, № 6 (июнь).
10. Рассохина Г. Шихобаловская богадельня. //Волжская заря, 2003, 28 января.
11. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах её архиереев. Тольятти, 1999.

В одном из залов Эрмитажа находится собор Спаса Нерукотворного образа, это отреставрированная домовая церковь семьи Романовых. Она была построена в 1753–1762 годах по проекту знаменитого Растрелли. Сейчас здесь в точности воспроизвели интерьер, восстановили иконостас. Хоть и сегодня этот домовой храм - один из многих выставочных залов музея, можно представить, как в действительности выглядела императорская домовая церковь тех времён.

    Дворцовая пл., 2

Домовая церковь Юсуповых

В Юсуповском дворце находится домовая церковь знаменитых князей. Её постройкой руководил архитектор В. А. Кенель, и спроектировал её в византийском стиле. Здесь происходили важные для семьи события - венчание, крещения детей. В 1926 году церковь прекратила своё существование, а через четыре года помещение было полностью переделано под лекционный зал. Спустя 85 лет реставраторы воссоздали небольшой домовой храм, и сейчас он открыт для посетителей.

    наб. реки Мойки, 94


Церковь Воскресения Господня считается первым храмом в Царском Селе. Изначально она была установлена как походная церковь, так распорядилась хозяйка дворца Екатерина I. История этого святого места непростая, церковь два раза горела, и её переносили в разные части дворца и за его пределы. В годы немецкой оккупации церковь использовалась как склад, многие реликвии были утеряны. В наше время храм до сих пор восстанавливают, и изредка в нём проходят молебны.

    г. Пушкин, Садовая ул., 7


Церковь Спаса Нерукотворного образа находится в комплексе Конюшенного двора Санкт-Петербурга. Его повелела сделать Анна Иоанновна в 1736 году. В то время храм предназначался служащим придворных конюшен. Годами позднее в стенах храма отпевали Александра I, и позже - А. С. Пушкина. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, а позже и совсем закрыта. Новое торжественное освящение храма состоялось в 2000 году. Сейчас он открыт для всех желающих.

    Конюшенная пл., 1


Церковь во имя Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы с улицы совсем неприметна, она находится в обычном доме. Помимо богослужений, при храме действует благотворительное братство, которое помогает заключённым в тюрьмах и осуществляет уход за тяжёлыми больными в госпиталях. В этом же здании размещается и радио Санкт-Петербургской епархии «Град Петров».

    наб. Лейтенанта Шмидта, 39

История больницы, располагающейся на Ленинском проспекте, 27 (бывшая Большая Калужская улица) и называющейся ныне Центральной клинической больницей Святителя Алексия Митрополита Московского, отсчитывается с 1900 года, когда Московская городская дума выделила участок земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада, для постройки здесь комплекса зданий больницы и богадельни. Деньги на строительство больницы завещала известная благотворительница, купеческая вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова. Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы принадлежали к старинному иркутскому купеческому роду, но большую часть жизни прожили в Москве.

Согласно духовному завещанию А.К. Медведниковой, умершей в 1899 году, две трети ее капиталов передавались городу Москве на благотворительные цели. На эти средства было построено здание гимназии в Староконюшенном переулке, комплекс приюта для эпилептиков близ Канатчиковой дачи, но большая часть денег предназначалась для строительства комплекса больницы «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста» и богадельни при ней.

Больничный комплекс был выстроен в 1902-1903 годах по проекту академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева. Вдоль Большой Калужской улицы разместились два больших корпуса: богаделенный — с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери и больничный — с церковью Козельщанской иконы Божьей Матери (сейчас — Святителя Алексия). В глубине владения были построены корпуса с квартирами для врачей и персонала, хозяйственные строения, ледник и часовня. Все постройки были спроектированы в неорусском стиле. В архитектуре домовых церквей чувствуется влияние ростовского храмового зодчества XVII века. Внутренние росписи храмов были выполнены мастерской братьев Пашковых, мозаичные панно и изразцы, украшающие фасады зданий, изготовлены в мастерских Строгановского училища.

Комплекс благотворительных учреждений имени Ивана и Александры Медведниковых был торжественно открыт в декабре 1903 года в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1908 году на средства, завещанные благотворительницей Александрой Карповной Рахмановой, была выстроена еще одна богадельня, с отдельным входом со стороны Калужской улицы. Автором этого проекта также был архитектор С.У. Соловьев.

В советские годы богадельни были упразднены, в бывшем корпусе богадельни разместили больных. Домовые храмы и часовня были закрыты вскоре после революции и приспособлены под больничные нужды. В 1924 году Медведниковская больница была переименована в 5-ю Градскую клиническую больницу. В 1992 году она получила название Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Русской Православной Церкви. Храмы были отреставрированы и возвращены верующим.

Мария Подъяпольская http://um.mos.ru/houses/

На самой длинной улице Москвы, к сожалению еще именуемой Ленинским проспектом, находится владение № 27. Этому красивейшему архитектурному ансамблю столицы, обращающему внимание всех проходящих и проезжающих, более 100 лет. Здания, похожие на дворец или солидный банк, когда-то были Медведниковской и Рахмановской богадельнями и больницей. После революции 1917 года весь комплекс стал Пятой Градской больницей, а с 1992 года - больницей, носящей имя святителя Алексия, митрополита Московского и недавно полностью переданной Русской Православной Церкви.

История создания Пятой Градской больницы относится к первой половине XIX столетия и начинается с богатых купцов Медведниковых, живших тогда в Иркутске. Представители этого известного сибирского купеческого рода вели оптовую торговлю с Китаем и Аляской. Они ввозили из «Поднебесной» чай и ткани, а на Аляске обменивали у индейцев-алеутов разные материалы на меха и золото. Медведниковы были известными благотворителями. В Иркутске ими были устроены Сиротопитательное заведение (приют) и банк, проценты из которого шли на поддержание этого детского приюта.

К 1850-м годам одни из представителей купеческой семьи Медведниковых - супруги Александра Ксенофонтовна и Иван Логгинович перебрались в Москву. Иван Медведников пользовался большим авторитетом как в Иркутске, где он исполнял должность Городского головы, так и в первопрестольной. По его кончине, последовавшей в 1884 году, вдова Александра Ксенофонтовна все средства стала употреблять на благие дела. В Иркутске была создана Образцовая больница. В Подмосковном селе Поречье, близ Звенигорода, был открыт приют для престарелого духовенства и церковь Казанской иконы Божией Матери. В этой церкви в 1899 году была похоронена сама благотворительница. По ее завещанию все состояние - более 5 миллионов рублей - должно было быть истрачено на благотворительность в Москве и в Иркутске. В годовщину со дня кончины Александры Ксенофонтовны в ее приходском храме Иоанна Предтечи в Староконюшенном была проведена заупокойная лития и панихида. Как отмечали газеты, «храм был переполнен почитателями и родными Медведниковой, представителями городского управления, гласными Городской думы, представителями учреждений, получившими денежные суммы». Присутствовал и Московский Городской голова кн. В.М. Голицын.

Примерно 2/3 капиталов отдавалось Москве, остальные отправлялись на родину, в Иркутск. Душеприказчик Медведниковых Н.А. Цветков выполнил волю завещательницы. В Москве в Староконюшенном переулке во владении Медведниковых и на их завещанные средства выстроили одну из лучших в городе гимназий, действующую и ныне. 300 тысяч отдавалась приюту в Поречье. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово выдавалось по 100 рублей, монастырям по 10 тысяч. Часть средств пускалось на создание церковно-приходских школ, раздачу милостыни беднякам. По завещанию супругов Медведниковых, около 1 миллиона рублей отпускалось на создание в Москве больницы и богадельни. Для них город в 1900 году купил землю на Б.Калужской улице, снес незначительные строения и приступил к строительству зданий Медведниковской больницы и богадельни. Больница и богадельня были предназначены для людей «христианского вероисповедания, без различия звания, пола, возраста».

Проектировать здания душеприказчики предложили талантливому архитектору, академику Сергею Устиновичу Соловьеву. Выпускник Императорской Академии художеств, член Московского Археологического общества, преподаватель Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, он прекрасно знал древнерусское искусство, участвовал в реставрации Успенского собора Кремля, собора Василия Блаженного. По его чертежам была изготовлена сень над мощами Василия Блаженного. Соловьев построил множество красивейших зданий в Москве: храмы Знамения в Кунцево и Романа Сладкопевца в Новоспасском монастыре, ансамбль Серпуховского монастыря в честь иконы «Отрада и Утешение», здания Третьяковской богадельни, здание Высших женских курсов, ныне Педагогического университета.

Ансамбль Медведниковских строений Сергей Соловьев спроектировал как образ древнего города. Три разновеликих 2-х и 3-х этажных корпуса с примыкающими к ним храмами и отдельно стоящей часовней смотрелись очень живописно. Архитектор придал фасадам декор псковских храмов и псковских Поганкиных палат. Очень оригинально была выполнена ограда: круглые щиты, над которыми высятся пики воинов, и шлемовидные навершия незримых воинов незримо «охраняют» территорию. Будучи прекрасным акварелистом, сам Соловьев создал эскизы для росписей храмов. По его эскизам были выполнены и мозаики, и фасадная керамика. Над всеми входами были укреплены мозаичные изображения св. Георгия Победоносца - покровителя Москвы. Мозаики выполнили ученики Строгановского училища. Они же изготовили резные металлические детали - флагодержатели, кронштейны водостоков и карнизов, кресты. Керамические плитки и диски для оформления стен были выполнены на знаменитом заводе Саввы Мамонтова «Абрамцево».

К росписи интерьеров храма архитектор привлек мастерскую «Наследники П.П. Пашкова». Расписан храмы был необычно. Иконостаса в обычном понимании не было, он был выполнен прямо на стене храма. Только в первом из трех его ярусов имелись деревянные иконы. Орнаменты и сюжеты во многом напоминали русские фрески XVI столетия. Строительство и общее обустройство зданий больницы и богадельни длилось с 1901 по 1903 год. Готовые учреждения были названы в честь супругов-благотворителей.

30 декабря 1903 года «С большим торжеством состоялось освящение 2-х зданий больницы для неизлечимо больных и богадельни им. И. и А. Медведниковых на Калужской улице, против Нескучного сада. На церемонии освящения, которое совершил Высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, присутствовали и. и. высочества В. кн. Сергей Александрович и В. кн. Елизавета Федоровна», отмечала газета «Московские ведомости». «Московские церковные ведомости» писали, что «в 1903 году состоялось освящение учреждений им. И.и А. Медведниковых - богадельни на 60 человек обоего пола и больных на 150 человек, в каждой из которых, согласно воле А.К. Медведниковой, своя церковь с небольшими куполами и звонницами». Дважды в день в храмах проходили короткие службы.

В 1904 году построенные храмы были освящены: при богадельне - во имя Тихвинской иконы, при больнице - во имя Козельщанской иконы Божией матери. Храмоиздателем обоих храмов стал душеприказчик А. Медведниковой - потомственный почетный гражданин Москвы Николай Алексеевич Цветков. Внук священника, он был известен промышленной Москве как великолепный финансист. Цветков был заместителем председателя Московского купеческого банка. Он пожертвовал храмам из личных средств серебряную утварь и дорогие облачения. Первым освятили больничный храм во имя Козельщанской иконы Богородицы - 20 июня 1904 года. Козельщанский храм был единственным в Московской губернии, посвященный этой иконе. 10 ноября того же 1904 года митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил богадельный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

В октябре 1918 года персонал больницы организовал приходскую общину, поскольку оба храма отделили от больницы. Тогда же была произведена конфискация ценного церковного имущества. Не смотря на все старания прихожан, в апреле 1923 года храмы были опечатаны и вскоре разорены.

В 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых. Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С. Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход. 4 января 1910 года было «совершено освящение больницы, рассчитанной на 60 человек больных и калек. Больница была построена на средства, завещанные Э.К. Рахмановой. При освящении присутствовали: городской голова Н.И.Гучков, сестра покойной жертвовательницы Агн.К. Рахманова, Н.А. Цветков, член Управы Н.Ф. Малинин, главные врачи городских больниц и директор Медведниковской богадельни С.Я. Попов», сообщала газета «Голос Москвы».

После Октябрьского переворота богадельни был ликвидированы, их помещения отданы под организуемую 5-ю градскую больницу. Часовня на углу с М.Калужской улицей (д. №14) была надстроена до 3-х этажей и обезображена. В Богадельном корпусе разместились 1-е хирургическое, 1-е терапевтическое отделения и лаборатория электрокардиограммы. В больничном корпусе были открыты терапевтические отделения. Могила И. Медведникова в Спас-Андронниковом монастыре была уничтожена, приют и храм в Поречье с могилой А. Медведниковой также исчезли с лица земли.

В 1992 году правительство Москвы передало комплекс 5-й Градской больницы Московской Патриархии. Ныне оба храма - Святителя Алексея и Тихвинской иконы действуют. Росписи храмов реставрируются.

http://testan.narod.ru/moscow/article/bolnica.htm

Православный храм - это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.

Домовый храм - чем он отличается от обычного храма?

По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии - это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком - личный особняк или частные хоромы.

Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.

Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей - устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.

Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны - полноценный храм, но по сути он - лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: где они могут располагаться

  • В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
  • В воинских частях. Для военнослужащих.
  • В учебных заведениях. Сейчас - в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах - это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
  • В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
  • В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
  • В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё - человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Домовые храмы в Москве (фото)

Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.

Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:

и выглядит вот так:

Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:

А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)

Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.

Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.

А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.

Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:

Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:

Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:

Домовые церкви: что надо о них знать

Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:

  • Домовые церкви - это абсолютно полноценные храмы .
  • И их единственная особенность в том, что они построены не отдельным зданием, а устроены внутри «обычного» дома.
  • Домовые храмы устраиваются в тех случаях , когда храм нужен, но построить отдельную церковь нет нужды или возможности. Например, в больницах, учебных заведениях, воинских частях. Реже - в частных домах.
  • Домовые церкви не обязательно маленькие и похожие на комнаты. Некоторые по убранству и размерам не уступают церквям.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Этот и другие посты читайте в нашей группе во