Инкунабулы - это что такое? Инкунабулы в российских библиотеках Что такое инкунабула определение.

Что такое "ИНКУНАБУЛА"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ИНКУНАБУЛА (от лат. incunabula - "колыбель"), всякая книга, напечатанная на начальном этапе книгопечатания (1450-1500), после изобретения Иоганном Гутенбергом (ок. 1400-1468) подвижных металлических литер. По оценкам, всего было выпущено порядка 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), сохранившиеся приблизительно в 500 000 экземпляров. У коллекционеров и в библиотеках Северной Америки представлена примерно треть изданий. Инкунабулы интересны как предшественники современного книгопечатания и издательской деятельности. Приведя эпоху рукописных книг, или манускриптов, к завершению, инкунабулы задали образец для современных книг. Величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Ныне в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания. Многие исследователи склонны считать, что недавно открытый Требник Констанс, три копии которого известны, опередил Библию Гутенберга на три или четыре года. Для первых инкунабул характерен утяжеленный рисунок шрифта, грубые бумага и переплеты. Но уже к концу 15 в. стали использоваться более утонченные шрифты. Многие специалисты считают самым красивым изданием эпохи Возрождения Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili) Франческо Колонны, изданную в 1499 с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи. Среди первых инкунабул - Индульгенция папы Николая V (1455), Бенедиктинская псалтырь (1459), Католикон Иоганна Бальба, а также Донат, Сенека, Цицерон и другие античные авторы. В этот период книги выходили исключительно на латыни. Ближе к концу столетия появились издания на живых языках, древнегреческом (в 1479) и древнееврейском. Тематически они очень разные - математика, медицина, астрология, музыка, путешествия и право. Что касается характерных черт инкунабул, то издательская марка была введена в Кельне Иоганном Келхоффом Старшим (ум. ок. 1493), цветную печать изобрел Петер Шеффер (ок. 1425 - ок. 1505), а позднее - Эрхард Ратдольт (ок. 1442-1528); нечто подобное современным титульным листам впервые появилось у Шеффера. Цветные инициалы (иногда их исполняли от руки) - пережиток рукописных средневековых книг. Богатыми собраниями инкунабул обладают библиотека Ватикана, Библиотека Конгресса, Британский музей, Национальная библиотека в Париже, Бодлианская библиотека Оксфордского университета, библиотеки Пирпонта Моргана и Г.Э.Хантингтона. Ценные инкунабулы хранятся в других библиотеках. Разрушительное землетрясение и последовавший за ним пожар в Сан-Франциско привели к гибели коллекции Сутра из 4000 инкунабул в 1906; много инкунабул погибло при пожаре старой библиотеки Гарвардского университета. Идентификация и каталогизация инкунабул требуют от коллекционеров и библиотечных работников глубоких знаний. Среди источников, помогающих установлению инкунабул, можно назвать немецкий Сводный каталог инкунабул (Gesamtkatalog der Wiegendrucke, 8 тт., 1925-1940, переработанное издание выходит с 1968), Каталог книг, напечатанных в 15 в., ныне находящихся в Британском музее (Catalogue of Books Printed in the 15th Century Now in the British Museum).

«De ortu et progressu artis typographicae» («О развитии и прогрессе искусства типографии») и закрепился в XVIII веке . Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические . Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга . Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

Большинство изданий было на латинском языке , но печатались книги и на других языках, например, итальянский сборник «Канцоньере » Петрарки, напечатанный в Венеции в 1470 году. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев .

Прекрасным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника » Гартмана Шеделя , изданная Антоном Кобергером.

Известнейшие издатели инкунабул

Наиболее известными издателями инкунабул были:

  • Альбрехт Пфистер из Бамберга ;
  • Гюнтер Цайнер из Аугсбурга ;
  • Иоганн Ментелин из Страсбурга ;
  • Уильям Кекстон , работавший в Лондоне и Брюгге .

Каталогизация инкунабул

Инкунабулы в российских библиотеках

В Российской национальной библиотеке также наличествует коллекция инкунабул - одна из крупнейших в мире, согласно официальному сайту библиотеки . Начало собранию инкунабул было положено созданием знаменитой библиотеки Залусских , вывезенной из Варшавы в конце XVIII века . В дальнейшем коллекция многократно пополнялась - как путём приобретения частных библиотек (например, библиотеки графа Петра Корниловича Сухтелена в 1836 году), так и отдельными покупками, в том числе и на международных аукционах.

Перечень библиотек с собраниями инкунабул

Самыми большими собраниями инкунабул располагают:

  • Баварская государственная библиотека (19,9 тыс.)
  • Британская библиотека (12,5 тыс.)
  • Французская национальная библиотека (12 тыс.)
  • Российская национальная библиотека (7302)
  • (7076)
  • Библиотека Хантингтона в США (5600)
  • Бодлианская библиотека (5500 в 7000 копиях)
  • Гарвардский университет (3627 в 4389 копиях)

См. также

Напишите отзыв о статье "Инкунабула"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Инкунабула

– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

Инкунабулы (от лат. incunabula - раннее детство, колыбель, начало)

первопечатные книги, изготовлявшиеся с наборных форм до 1501. По внешнему виду И. напоминают рукописные книги. Шрифт чаще всего готический; абзацев в И. нет. Тираж И., как правило, 100-300 экземпляров. Всего было опубликовано около 40 тыс. различных изданий И. Существует около 0,5 млн. экземпляров И. (см. также Старопечатные книги). И. на старославянском языке, набранные кириллицей, печатались Ш. Феолем в Кракове, Макарием в Цетине и Ф. Скориной в Вильнюсе и Праге. И. русского происхождения нет, так как первые печатные книги появились в России в середине 16 в. Наиболее крупные собрания И. в СССР находятся в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, в Библиотеке АН СССР.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Инкунабулы" в других словарях:

    - (лат. incunabulae, от in в, и cunabula колыбель). Книги первопечатные до 1500 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНКУНАБУЛЫ книги, вышедшие с момента изобретения книгопечатания до 1520 года; их… … Словарь иностранных слов русского языка

    ИНКУНАБУЛЫ, инкунабул, ед. инкунабула, инкунабулы, жен. (лат. incunabula, букв. пеленки, колыбель) (лит., спец.). Первые книги, напечатанные наборными буквами в Зап. Европе в эпоху начала книгопечатания до 1501 г. Отдел инкунабул в музее.… … Толковый словарь Ушакова

    Инкунабулы - Инкунабулы. Фронтиспис в книге С. Бранта Корабль дураков. (Базель, 1494). ИНКУНАБУЛЫ (от латинского incunabula колыбель), печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания (середина 15 века) до января 1501. К концу 80 х гг … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. incunabula колыбель) печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания (сер. 15 в.) до 1 января 1501. Известно ок. 40 тыс. названий инкунабул (ок. 500 тыс. экземпляров) … Большой Энциклопедический словарь

    Так называются первопечатные книги (от incunabulum колыбель), считая от времени открытия книгопечатания до 1525 или 1500 г.Во всех больших библиотеках делаются коллекции И., которые размещаютсяобыкновенно по месту напечатанных книг. Всех И.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Инкунабула (от лат. incunabula колыбель, начало) книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100 300 экземпляров. Термин впервые употреблён Бернардом фон… … Википедия

    - (от лат. incunabula колыбель), печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания (середина XV в.) до 1 января 1501. Известно около 40 тыс. названий инкунабул (около 500 тыс. экз.). * * * ИНКУНАБУЛЫ ИНКУНАБУЛЫ (от лат.… … Энциклопедический словарь

    Так называются первопечатные книги (от incunabulum колыбель), считая от времени открытия книгопечатания до 1525 или 1500 г. Во всех больших библиотеках делаются коллекции И., которые размещаются обыкновенно по месту напечатанных книг. Всех И.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от лат. incunabula раннее детство, колыбель) книги, отпечатанные с наборных форм до 1501. По внеш. виду И. близки к рукописной книге: шрифт, преим. готический, похож по начертаниям на рукописные почерки тех мест, где книги печатались; абзацев в… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. Печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания (т.е. с середины XV в.) до 1 января 1501 г. и сходные по оформлению с рукописными книгами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Инкунабулы и палеотипы , Каталог содержит описание части собрания немецкого библиофила Г. Клемма, которое в 1886 г. вошло в состав Немецкого музея книги и шрифта (Лейпциг). После Второй мировойвойны часть этого… Категория: Библиотековедение Издатель: Пашков дом , Производитель: Пашков дом ,
  • Инкунабулы и палеотипы , Черкашина Н. , В книге даны библиографические описания 137 инкунабулов, 10 палеотипов и одной книги 1586 года, дополненные аннотациями с краткой характеристикой издания и экземпляра. Материал расположен в… Категория: Библиотечное дело. Библиографии и каталоги Серия: Коллекции Российской государственной библиотеки Издатель:

Периодически в каталогах антикварных магазинов и аукционов, а также в книгах художественной литературы встречается слово "инкунабулы". Это, если дословно переводить с латинского, «начало» или «колыбель». Но в современном толковом словаре так обозначаются книги, напечатанные до конца пятнадцатого века. Что же отличает их от остальных старинных книг? Почему они такие ценные? Разберемся по порядку.

Самая первая печатная книга в истории

Инкунабулы - это, конечно, старинные книги. Но в истории существуют и более древние печатные экземпляры. Считается, что первым подобным изданием была китайская «Алмазная Сутра». Известна даже точная дата ее появления - 11 мая 868 года нашей эры. Авторство приписывают некоему мастеру Ван Чи (или Цзе), который взялся печатать книгу, переведенную с санскрита на его родной язык группой буддийских монахов.

Она представляет собой тонкую брошюру (по современным меркам) в виде свитка, состоящую всего из шести листов и одной иллюстрации, изображающей Будду. Процесс изготовления длился очень долго, так как мастер сам, вручную, вырезал штампы с иероглифами и обжигал их в печи. Учитывая количество знаком в работа была поистине колоссальная. Кроме того, глина была достаточно хрупкая, и штампы часто приходилось переделывать, что тоже отнимало время. Но упорство и кропотливость позволили Ван Чи закончить свой труд.

Впоследствии (уже в двадцатом веке) книга была приобретена венгерским археологом и путешественником Стейном Аурелем у даосского монаха, который присматривал за библиотекой древних рукописей в пещерах Могао. Там же было обнаружено более 20 тысяч ксилографических книг, описывающих историю Китая, популярные науки, религиозные тексты и сборники фольклора. Сейчас эти памятники древности хранятся в Национальной библиотеке. Они оцифрованы, чтобы каждый желающий смог их прочесть.

История создания инкунабул

Инкунабулы - это книги переходного периода между рукописями и массовой штамповкой. Все началось в сороковых годах пятнадцатого века, когда Гуттенберг изобрел свой станок, разработал к нему специальную краску, набор шрифтов и другие приспособления.

Первое время инкунабулы были похожи на рукописные книги. Ведь сохранялся готический шрифт, отделка заглавных букв и рисованные иллюстрации. Постепенно начали использовать гравюры из меди, которые были куда прочнее глиняных штампов и позволяли сделать большее число копий. Титульного листа в книгах не было, все необходимые сведенья о печатнике, авторе и времени создания указывались в конце текста, и только в конце пятнадцатого века они переместились вперед.

Сам термин «инкунабула» появился только полтора века спустя от начала книгопечатанья в работе Бернарда фон Малинкродтома «О развитии искусства типографии». Любопытен тот факт, что библиофил выбрал произвольную дату - 31 декабря 1500 года, чтобы разделить период создания инкунабул и других печатных книг.

Самые большие собрания инкунабул

Инкунабулы - это чрезвычайно ценные памятники старины. Они не только хранят историю, но и сами по себе являются историей: материалы, чернила, шрифты, оформление рисунков - все отражает искусство своего времени. Иметь такую книгу в частной коллекции или в публичных музеях и библиотеках большая удача. Существуют даже целые коллекции.

Наиболее обширным количеством инкунабул обладает Баварская государственная библиотека. Здесь собрано около 20 тысяч экземпляров. Следом за ней идут британская французская, ватиканская и австрийская библиотеки, в которых хранится почти по 12 тысяч книг. Ведущие библиотеки США могут похвастаться только пятью тысячами подлинных инкунабул, и их качественными копиями. В Великобритании и Германии имеется около 3 тысяч книг.

Большинство из имеющихся в открытом доступе экземпляров были изданы на латыни, но есть также на английском, голландском, греческом и французском языке. Их покупали врачи, ученые, адвокаты, зажиточные дворяне и служители культов.

Есть ли инкунабулы в российских библиотеках?

В Российской национальной библиотеке находится одно из самых удивительных собраний книг. Инкунабулы занимают в нем не последнюю роль, так как согласно информации об официально зарегистрированных экземплярах, российская коллекция - крупнейшая в мире.

Начало ее было положено в библиотеке Залусских, которую вывезли из Варшавы в Российскую империю в 18-м веке. Расширение коллекции происходило за счет скупки книг у частных лиц, а также на международных аукционах.

Чаще всего среди инкунабул встречаются экземпляры немецких и итальянских типографий, реже - Франции и Голландии. Единичные книги в коллекции приехали из Испании, а образцов книгопечатанья из Туманного Альбиона нет совсем.

Готический шрифт постепенно сменялся более простыми видами, так как необходимо было изготавливать большое количество штампов, и времени на создание заготовки и отлив оставалось все меньше. Более поздние экземпляры уже оформлены скромнее, чем первые инкунабулы.

Самые известные инкунабулы

Книг, изданных в Европе от начала книгопечатанья, со временем накопилось в таком количестве, что появилась необходимость в их учете. Первые каталоги возникли в 19-м веке в Германии и Великобритании.

Одной из первых напечатанных Гуттенбергом книг, помимо Библии, был «Донат». Это учебник по латинскому языку, по которому учились все знатные и богатые люди в средние века. Но до нашего времени целых экземпляров не сохранилось, все 365 копий книги сильно фрагментированы.

Помимо учебников, в пятнадцатом веке часто издавали труды великих ученых, таких как Страбон, Плиний, Птолемей и другие. Это позволяло популяризировать естественные науки и повышать образованность общества.

ИНКУНАБУЛА (от лат. incunabula – «колыбель»), всякая книга, напечатанная на начальном этапе книгопечатания (1450–1500), после изобретения Иоганном Гутенбергом (ок. 1400–1468) подвижных металлических литер. По оценкам, всего было выпущено порядка 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), сохранившиеся приблизительно в 500 000 экземпляров. У коллекционеров и в библиотеках Северной Америки представлена примерно треть изданий.

Инкунабулы интересны как предшественники современного книгопечатания и издательской деятельности. Приведя эпоху рукописных книг, или манускриптов, к завершению, инкунабулы задали образец для современных книг. Величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Ныне в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания. Многие исследователи склонны считать, что недавно открытый Требник Констанс , три копии которого известны, опередил Библию Гутенберга на три или четыре года.

Для первых инкунабул характерен утяжеленный рисунок шрифта, грубые бумага и переплеты. Но уже к концу 15 в. стали использоваться более утонченные шрифты. Многие специалисты считают самым красивым изданием эпохи Возрождения Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili ) Франческо Колонны, изданную в 1499 с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи. Среди первых инкунабул – Индульгенция папы Николая V (1455), Бенедиктинская псалтирь (1459), Католикон Иоганна Бальба, а также Донат, Сенека, Цицерон и другие античные авторы. В этот период книги выходили исключительно на латыни. Ближе к концу столетия появились издания на живых языках, древнегреческом (в 1479) и древнееврейском. Тематически они очень разные – математика, медицина, астрология, музыка, путешествия и право. Что касается характерных черт инкунабул, то издательская марка была введена в Кёльне Иоганном Келхоффом Старшим (ум. ок. 1493), цветную печать изобрел Петер Шёффер (ок. 1425 – ок. 1505), а позднее – Эрхард Ратдольт (ок. 1442–1528); нечто подобное современным титульным листам впервые появилось у Шёффера. Цветные инициалы (иногда их исполняли от руки) – пережиток рукописных средневековых книг.

Богатыми собраниями инкунабул обладают библиотека Ватикана, Библиотека Конгресса, Британский музей, Национальная библиотека в Париже, Бодлианская библиотека Оксфордского университета, библиотеки Пирпонта Моргана и Г.Э.Хантингтона. Ценные инкунабулы хранятся в других библиотеках. Разрушительное землетрясение и последовавший за ним пожар в Сан-Франциско привели к гибели коллекции Сутра из 4000 инкунабул в 1906; много инкунабул погибло при пожаре старой библиотеки Гарвардского университета.

Идентификация и каталогизация инкунабул требуют от коллекционеров и библиотечных работников глубоких знаний. Среди источников, помогающих установлению инкунабул, можно назвать немецкий Сводный каталог инкунабул (Gesamtkatalog der Wiegendrucke , 8 тт., 1925–1940, переработанное издание выходит с 1968), Каталог книг, напечатанных в 15 в., ныне находящихся в Британском музее (Catalogue of Books Printed in the 15th Century Now in the British Museum ).