Источники для изучения народов северного кавказа. Фундаментальные исследования Список литературы Кавказ в трудах зарубежных и российских путешественников и исследователей

В трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.

Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами , отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории , географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?
- из каких источников мы , территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока , о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

Учащиеся заполняют графы таблицы.

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях , затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:

ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов , принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

Д А НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ . Ответ: НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то , что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание

Статья посвящена рассмотрению деятельности российских и путешественников и исследователей по изучению и систематизации имеющихся сведений о красивейшем уголке России - Кавказе. Маршрутные описания и наблюдения дают возможность показать особенности исследуемых местностей Кавказского региона. Участники академических исследований и путешествий представляет важные материалы для углубленного изучения природных ресурсов, флоры и фауны. Особый интерес в освещении этой проблемы представляют труды европейских авторов.

Путешественники , исследователи , экспедиции , горские народы , кавказ

Короткий адрес: https://сайт/140206137

IDR: 140206137

Список литературы Кавказ в трудах зарубежных и российских путешественников и исследователей

  • Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских о Скифии и Кавказа. Т. 1. СПб., 1893. 355 с.
  • Тизенгаузен В. Г. Сборник мтеариалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т1. СПб.,1884. 588с.; Полиевктов М.А. Европейские путешественники XVII-XVIII вв. по Кавказу. Тифлис, 1935. 211 с.; Полиевктов М. А. Европейские путешественники по Кавказу (1800-1830 гг.). Тифлис, 1946. 153 с.; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. 636 с.
  • Книга Большому Чертежу. Ред. Сербина К. Н. М.-Л., 1950. 232 с.
  • Колчинский Э. И., Сытин А.К., Смагина Т.И. Естественная история в России. СПб., 2004. 241 с.
  • Копелевич Ю. Х. Иоганн Антон Гильденштедт (1745-1781). М., 1997. 125 с.
  • Баталин Ф. А. Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды. СПб., 1861. Ч. 1, 2. 303 с.
  • Тихомиров В. А., Софиано Г.А. 200 лет со дня смерти академика И.Г. Гмелина // Известия АН СССР. Серия геологическая. № 2. C. 130
  • Белковец Л. П. Иоганн Георг Гмелин, 1709-1755. М.: Наука, 1990. 144 с.
  • Pallas P. S. Zoographia Rosso-Asiatica. 1831.
  • Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. 1773. Кн. 1; 1786. Кн. 2. 571 с.; Паллас П. С. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 годах. Астрахань, 2008. С. 117,189.
  • Носкова О. Л. Иоганн Петер Фальк -последователь Карла Линнея в России//Известия Самарского научного центра РАН: журнал. Самара, 2007. В. 4. Т. 9. С. 1103-1106.
  • Бларамберг И. Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999. 241 с.; Халфин Н. А. Жизнь и труды Ивана Федоровича Бларамберга//Бларам-берг И. Ф. Воспоминания. М., Наука, 1978. 357 с.; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I. СПб.,1871. 656 с.
  • Фредерик Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Том 1. Пер. с фр. Н. А. Данкевич-Пущиной под ред. к. и. н. А. В. Фадеева. Сухуми, 1937. С. 93-165.
  • Андреев Г., Пестов В. Начало Альпинизма в России по материалам Ежегодника Русского Горного Общества. № 1-13. 1901-1913//http: alpklubspb.ru/ass/42. htm (дата обращения: 31.01.2012).
  • Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. СПб., 2007. 208 с.
  • Устав Общества любителей изучения Кубанской области//Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 1. Екатеринодар, 1899. С. 163-166;
  • Сысоев В. Об обществе изучения Кубанской области//Кубанские областные вести. 1896; Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 1-9. Екатеринодар; Краснодар, 1899-1925.
  • Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественноисторическом, географическом и антропологическом отношении. Вып. 2. СПб., 1913. С. 119.
  • Динник Н. Верховья Большого Зеленчука. Тифлис, 1899. С. 57.
  • Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественноисторическом, географическом и антропологическом отношении. Вып. 1. СПб.,1911; Вып. 2. СПб., 1913; Вып. 3. Киев, 1914; Вып. 3-4. Ставрополь, 1915; Вып. 4. Пг.,1915.
  • Горы Архыза//http://www.kchr.info/about_kchr/facts/#/about_kchr/facts/2932-arkhyz.html (дата обращения: 26.01.2012).
  • Гнучева В. Ф. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX в. // Тр. Арх. АН ССР. 1940. Вып. 4. С. 1-312
  • Шишкин В. С. Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России // Зоологический журнал. 1999. Т. 78. Вып. 12. С. 381-1395.
  • Кавказский этнографический сборник. Т. 1. М., 1955. С. 283-299.
Раздел 4. Кубань XVII – XVIII вв. в памятниках словесности, в трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.
Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами, отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

- мультимедийное оборудование;

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
^ 1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

2 шаг.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории, географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?

- из каких источников мы можем узнать об историческом, территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока, о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

^ Учащиеся заполняют графы таблицы.

^ II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях, затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

^ Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:


^ ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

^ В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов, принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. ^ Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

ДА НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ .
Ответ: ^ НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то, что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

^ Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание

2. Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения

| 30.11.2013 | 19:55

Послевоенное всестороннее научное изучение Кавказского региона весьма актуально. За годы длительных боевых действий на территории Чеченской Республики научных экспедиций почти не было, исследования проводились редко. В XIX столетии ситуация складывалась аналогично. На исторических фактах современным исследователям есть чему поучиться у своих предшественников. Самоотверженность, смелость, энтузиазм ученых той эпохи производят неизгладимое впечатление и сейчас.

Первые россияне (в основном военные), оказавшиеся на Кавказе, наблюдали местную жизнь и природу с большим интересом. «Мне, - писал один из них, - все тут виденное нравится потому, что оно для меня было ново; европеец, въезжая в пределы Азии, находит отмену против тех обычаев, какие им в его отчизне оставлены, а всякая новость человеку нравится». В «мирных» провинциях «бряцать оружием» не рекомендовалось: «Следовало пройти через мусульманские и татарские провинции без какой-либо демонстрации военной силы, доверяясь единственно уважению, какое питали в стране к русскому могуществу, и тем самым дать свидетельство доверия к туземцам» . В декабре 1834 года вышел приказ начальника штаба Отдельного кавказского корпуса, генерала В.Д. Вольховского «О поручении подпоручику Ф.Ф. Торнау «скрытого сбора сведений о народах Кавказа» . В 1879 году на Кавказе побывал известный путешественник, офицер Генштаба России Н.М. Пржевальский .

Кавказ исследовался и иностранными учеными. Так, например, еще в конце XVIII века Кавказ посетил и изучал местную флору известный французский путешественник и ботаник Жозеф Питон Турнефор (1656-1708). В последующий период флору Кавказа изучают И.Х. Буксбаум (1694-1730), Гмелин (1745-1774), Маршалл Биберштейн (1768-1826). В начале XIX века, несмотря на трудности, связанные с войной против Шамиля, на Кавказ едут многие зарубежные ботаники: Х.Х. Стевен (1781-1864), Дюмон-Дюрвиль (1790-1842), Э.К. Эйхвальд (1814-1856), А. Нордманн (1803-1868), К. Кох (1809-1879), Ф.И. Рупрехт (1814-1870), Р.Э. Траутфеттер (1809-1889), И. А. Гюльденштедт (1745-1784), .

И.А. Гюльденштедт принадлежит к плеяде ученых XVIII века, первыми осуществивших комплексное обследование обширных территорий Российской империи, в том числе и Кавказа. Это были люди, получившие образование, преимущественно, естественно-научное в городах Европы и большей частью приглашенные в Россию из Германии. Поездки И.А. Гюльденштедта по региону открыли новый этап в истории российского кавказоведения, когда в центре внимания оказались новые географические области и новые политические приоритеты. Путешествие Гюльденштедта на Кавказ началось в июне 1768 года и закончилось в 1773 году. Покидая же Кавказ, ученый записал в своем дневнике такие слова: «Моя душа, звавшая меня из-за преобладания больших опасностей обратно, в высокие русские границы, была спокойна после того, как моя цель - приобретение знаний о природе и народах этих местностей, очень мало известных миру, - некоторым образом выполнена в честь Создателя, для славы Монархии, к пользе Академии и приращения наук» .

Наиболее ранние сведения о животных Кавказа представил академик И. А. Гюльденштедт, начавший свои исследования 23 января 1770 г., приехав в Кизляр их Астрахани со своими спутниками - студентами Андрианом Соколовым, Алексеем Беляевым, Борисом Зряковским, Семеном Тарбиевым и художником Григорием Белым. Результатом этого путешествия было описание и некоторых новых видов животных, в том числе и «одной из разновидностей туров» . Большое наследство, оставленное академиком Гюльденштедтом, составляет около 1200 мелко исписанных листов, богато иллюстрированных и снабженных картой Кавказа. Эти бесценные материалы еще ждут своего исследования. Они восстановят немало ярких страниц замечательного путешествия И.А. Гюльденштедта из Петербурга на Кавказ . Преждевременная смерть Гюльденштедта помешала ему продолжить работу. Зоологические коллекции ученого поступили в Академию наук, но почти все погибли из-за моли .

В 1829 и 1830 годах Кавказ посетила экспедиция, снаряженная Академией наук; в ней принимали участие Купфер, Ленц, Мейер и Менетрие. Пробыв до 15 августа в Пятигорске, Менетрие и Мейер, через Кабарду, проехали в крепость Грозную, откуда позже выехали в Баку. В результате проделанной работы Менетрие представил первую сводку о фауне Кавказа в своем труде «Описательный каталог зоологических предметов, собранных во время путешествия по Кавказу». Это сочинение появилось в 1832 г. и много десятилетий оставалось единственным произведением, «охватывающим всю фауну Кавказа» . 1 февраля 1832 г. Менетрие в Академии наук представил свой отчет, в котором излагал свои «наблюдения над 205 видами птиц», найденных им во время путешествия по Кавказу. Менетрие первый определил зоологические пояса Кавказа, и в конце отчета дал таблицу вертикального распределения животных по этим поясам.

Имя К.М. Бэра, выдающегося биолога-эволюциониста, тесно связано с историей биологических и географических исследований в России. Наиболее значительные исследования Бэра относятся к периоду его деятельности в Каспийской экспедиции в 1853-1857 гг., которая снаряжалась с целью всестороннего научного исследования Каспийского моря и его фауны, на основании которого можно было бы составить правила промыслового рыболовства. Поводом же к экспедиции послужили жалобы рыбопромышленников на оскудение Каспия рыбой. Организатором экспедиций наряду с Министерством государственных имуществ было и Русское географическое общество. Участники экспедиций предпринимали длительные поездки по северному, восточному и западному побережью Каспийского моря. К.М. Бэр одним из первых после П.С. Палласа обратил внимание на физико-географические условия Прикаспийской низменности. По его мнению, как и Палласа, «когда-то она была дном древнего моря». Образование микрорельефа Прикаспийской низменности он связывал со стоком вод древнего моря. Ученый связывал образование Каспийского моря и колебание уровня воды в нем с тектоническими процессами и отрицал «постепенное его усыхание» .

Ученые, преподаватели из российских провинций также не боялись трудностей, возникавших при изучении Кавказа. Даже во время войны (в 1835-1837 годах) профессор Харьковского университета И. Крыницкий совершил путешествие в бассейн рек Терека и Кубани. Во время путешествия Крыницкий простудился и, вернувшись в Харьков, вскоре (12 сентября 1835 г.) умер. Его наблюдения, содержащие материал по орнитологии Кавказа, были обработаны и изданы его товарищем, профессором Калениченко .

В конце XIX столетия (в1889 г.) из Харькова на Кавказ снова отправился исследователь, теперь уже И.Я. Акинфеев - известный ботаник, географ, флорист. Впервые сбор кавказских растений он осуществил в 1882 г. До 1889 г. И.Я. Акинфеев обычно путешествовал один или в сопровождении жены, Анны Евдокимовны, всегда помогавшей ему в ботанических сборах. В дальнейшем более продолжительные путешествия в глубины Кавказа Иван Яковлевич совершал как один, так и в составе ботанических экспедиций, в которых принимали участие и многие другие известные ученые.

Спонсировали исследования Кавказа, как правило, различные научные общества. Огромную роль в ботаническом изучении Кавказа и его областей сыграли как крупные научные центры (Академия наук в Санкт-Петербурге, ботанические сады Санкт-Петербургского и Юрьевского университетов, Московское общество испытателей природы), так и функционировавшие на Кавказе научно-ботанические учреждения: Тифлисский ботанический сад, Кавказское общество любителей естествознания, Кавказский музей, Кавказское общество сельского хозяйства. Особенно значителен вклад в изучение флоры края Императорского Русского географического общества (ИРГО) и его Кавказского отдела (1872-1916 гг.), по заданию которого были проведены отдельные экспедиции и экскурсии .

В 1889 году Акинфеев получил от Харьковского общества испытателей природы субсидию в 200 рублей для изучения флоры Северного Кавказа и намеревался ее потратить на поиск редких, или неизвестных науке растений. На следующий год он уже получил субсидию от Кавказского отдела Императорского Русского географического общества для изучения флоры Закавказского региона - Сванетии. Интересно, что Иван Яковлевич, в общей сложности, был на Кавказе 24 раза. Одной из основных работ И.Я. Акинфеева стала книга «Флора Центрального Кавказа», которая была опубликована в 1894 году. «Список сосудистых растений центральной части Кавказа», приводимый Акинфеевым в этой книге, содержал 795 видов .

Профессор Харьковского университета А.Н. Краснов, неоднократно бывавший с экспедициями на Кавказе, не только много сделал для изучения этого благодатного и самобытного края, но и навсегда остался здесь (был похоронен в Тбилиси). Андрей Николаевич Краснов был одним из наиболее талантливых и оригинальных русских географов своего времени, принявшим участие в деле изучения флоры Северного Кавказа. Любовь к Кавказу у исследователя была горячей и длительной. С Кавказом связаны первые шаги его самостоятельной научной работы. Позже Кавказ стал для Краснова местом почти ежегодных экскурсий. Всецело Кавказу посвятил он последние годы своей жизни. Многие районы Большого Кавказа и Закавказья Краснов исходил пешком или объездил на лошади, один или в сопровождении студентов Харьковского университета. Большая часть научного наследства Андрея Николаевича о Кавказе касается растительного покрова. К изучению растительности Кавказа А.Н. Краснов подходит как географ и палеогеограф. В своих исследованиях ученый приходит к выводу, что «для объяснений особенностей современной растительности и фауны надо знать не только современные природные условия, но и прошлые, в особенности ледниковые эпохи». Красновым был собран богатый гербарий, насчитывающий около 600 видов преимущественно альпийской и субальпийской флоры. В горной лесной зоне Краснов нашел представителей вечнозеленой флоры, когда-то имевшей широкое распространение не только на Кавказе, но и на Русской равнине.

В своих работах А.Н. Краснов призывал географов к дальнейшему исследованию природы Кавказа. К числу вопросов, ждущих разработки со стороны географов, Краснов относил: уточнение геолого-геоморфологической истории формирования Кавказа; выяснения числа и характера четвертичных оледенений Большого Кавказа; изучение почвенного покрова Кавказа; антропологическое изучение коренного населения Кавказа; изучение древних очагов земледелия. Много лет спустя Н.И. Вавилов отнесет Кавказ к числу древнейших земледельческих очагов. По убеждению ученого, в прошлом земледелие максимальное развитие получило не в наиболее легких для освоения регионах, а, наоборот, в суровых условиях горной зоны Кавказа, в пустынях Египта, Месопотамии и т.д. .

Материал для статьи «Нагорная флора Сванетии» был собран А.Н. Красновым летом 1890 г. на средства Русского географического общества. 22 декабря 1890 г. Краснов выступил с отчетом о результатах поездки на совместном заседании двух отделений Общества - математической и физической географии. Присутствовавших здесь исследователей особенно заинтересовали данные о растительности Кавказских гор и предгорий, узких специалистов (геоморфологов) - открытие Красновым одного неизвестного ранее озера и установление широкого распространения следов древних ледников в Сванетии. Сообщение ученого было встречено с большим интересом. А.Н. Краснов обладал редким даром делать зримым и осязаемым самое далекое и непонятное для слушателя и читателя. Научно-популярные очерки А.Н. Краснова и сейчас читаются как захватывающее научное произведение с явным художественным оттенком .

Таким образом, научное изучение Кавказа началось довольно давно и проходило довольно плодотворно, хотя и в сложных условиях (ландшафт, климат, Кавказская война, восстания и т.д.).