Конспект по звуковой культуре звук. Конспект по звуковой культуре речи

Программное содержание:

  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з-зь» (изолированно, в слогах, в словах);
  • учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком;
  • развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев;
  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход занятия

— Ах, какой сегодня чудесный день! (Стук в дверь)

— Ребята, вы узнали нашего гостя. Правильно, это наш друг, Весёлый Язычок. Он хочет пригласить нас на прогулку в лес. Вы хотите погулять с ним? Но сначала нужно сделать гимнастику для язычка.

1 упражнение.
Покусываем кончик, середину, корень языка.

2 упражнение.
«Блинчик»

3 упражнение.
«Заборчик»

4 упражнение.
«Чистим нижние зубки»

5 упражнение.
«Горка»

6 упражнение.
На выдохе поём песенку «з-з-з-з»

— А теперь можно отправляться на прогулку. (Дети встают).

— Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки).

— Давайте покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок и закачались цветы, запели свои песенки. (Дети показывают цветы).

— Дети, послушайте эту песенку: « З-з-з-з-з »

— Чья это песенка? Правильно, это песенка комара. Изобразим с помощью пальчиков комарика.

Загляделся на ромашку

Зазвенел комар протяжно

«З-з-з-з-з-з»

И зовёт его ромашка:

Залезай ко мне бедняжка

«З-з-з-з-з-з»

Дети комарики за папой летят,

«Зь-зь-зь-зь-зь-зь».

(Дети изображают комарика и звенят).

Комарики покружились и сели на ромашки. Язычок решил сорвать несколько ромашек для своей мамы.

Чтоб ромашки здесь сорвать

Надо нам загадки отгадать.

1. Под кустом таится

И лисы боится. (Заяц)

— Есть ли в слове «заяц» звук «з»? Давайте произнесём «з-з-з-заяц».

2. В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в дупле

Живёт в тепле? (Белка).

— Есть ли в слове «белка» звук «з»? (Нет)

3. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

С хвостом, а не корова. (Козёл).

Есть ли в слове «козёл» звук «зь»? Давайте произнесём «козь-зь-зёл».

— Мы сорвали несколько ромашек, больше рвать не будем. Пусть поляна будет красивой и нарядной.

— Пока мы собирали ромашки, на полянку пришла козочка-коза, зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Повтори за мной»

За-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за

Уходи домой, коза.

(Дети повторяют за воспитателем).

Поиграли мы с козой и пора идти дальше. Идём по тропинке,и мы попадаем в лес. Идите осторожно, не уколитесь о веточки. Ребята, смотрите, под ёлочкой кто-то спит? (Зайка) Давайте его разбудим, а то он проспит до обеда и не успеет сделать все свои дела. Давайте тихо позовём «З-з-з-зайка» Не слышит. Давайте позовём громче «З-з-з-зайка» (Зайка просыпается и здоровается с детьми.) Раз зайка проснулся, то ему нужно сделать зарядку, а мы поможем.

Раз — присядка,

Два — прыжок.

Это – заячья зарядка.

А зайчата как проснутся

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть

Серым хвостиком вильнуть.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочках подтянись!

Лапки ставим на бочок

На носочках скок – поскок.

Прыгать заинька горазд

Он подпрыгнул десять раз.

А кому зарядки мало начинайте всё сначала.

— Вот мы сделали заячью зарядку, а зайке пора бежать. Да и нам пора идти дальше.

— Мы идём по тропинке и приходим в лесную школу. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, а учительница Медведица была ещё здесь. «Здравствуйте, дети — сказала учительница- вы зашли ко мне в школу, хотите позаниматься? Я могу провести для вас урок. Вы согласны? Тогда садитесь за столы.

Звенит звонок,

Начинается урок.

Задание: На столах лежат картинки с изображением разных предметов. Надо выбрать те картинки, в названии которых есть звуки «з-зь». (Дети выполняют задание учительницы. Она проверяет выполнение задания, хвалит детей.)

— Нам пора возвращаться в детский сад, так как приближается время обеда, да и Язычку пора домой. А чтобы быстро вернуться, мы превратимся в комариков. Я произнесу волшебное заклинание.

Хлоп – хлоп, топ – топ,

Вокруг себя повернись

В комарика превратись.

— Вот мы и вернулись в детский сад, превратимся снова в детей.

— Дети, понравилась ли вам прогулка? Кого встретили? Кого понравилось изображать? Давайте попрощаемся с Язычком, ему пора бежать домой. Наше занятие окончено.

Линиза Мамбетова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [З]-[З’]»

Конспект занятия по звуковой культуре речи.

Тема: Звук З-Зь

Цель: Знакомство со звуком З. Формирование правильной артикуляции звука З. Развитие мышц речевого аппарата по средствам артикуляционной гимнастики. Учить произносить звук «з» твердо и мягко, громко и тихо. Развитие речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Развитие фонематического слуха. Правильное произношение звука з-зь в чистоговорках.

Задачи:

обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко громко и тихо; различать слова с этим звуком.

развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Методические приёмы: Дидактическая игра малой подвижности «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?» беседа.

Материал: Картинки - комарик. Картинки на заданный звук. Комарик на ниточке. Большой и маленький комарик. Бубен. Картинки – символы артикуляционных упражнений. Две одинаковые пары картинок.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие вы умные и послушные. Давайте покажем им, что мы с вами умеем. На занятиях мы учимся говорить. А разговаривать нам помогают губы, зубы и язык. Поэтому давайте, сначала сделаем гимнастику для языка. А помогут нам в этом наши друзья».

Воспитатель достает картинки – символы.

Артикуляционная гимнастика: Бегемотик, улыбочка, заборчик, трубочка, хомячок, лошадка, вкусное варенье.

2. Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, послушайте, кажется здесь еще кто – то есть. Кто это звенит: «ЗЗЗЗЗ».

Достает коробку с комариком. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку комара?

Предлагает детям позвенеть вместе с комариком. Озвучивает движения. Объясняет артикуляцию: когда поем песенку комарика, язычок внизу, за нижними зубами, горлышко звенит.

Воспитатель: Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З - з - з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенку комара запоёте тихо.

Воспитатель: «Комарик хочет поиграть с вами. Давайте мы с вами будем ловить комаров».

Дети вместе с воспитателем поют песенку комарика, а затем «ловят» воображаемого комара ладонями (хлопают).

Воспитатель: «А теперь вы сами превратитесь в комариков, позвените и полетайте. Но как услышите звук бубна, сразу же садитесь на стульчики».

Игра: «Прилетели комарики, сели на шарики».

Воспитатель: «Ребята, комарик на своей спинке принес вам картинки. На картинках нарисованы предметы, названия которых начинаются на звук З».

Воспитатель выставляет картинки на магнитной доске. Дети самостоятельно или с помощью педагога называют слова. Воспитатель уточняет, что все эти слова начинаются на звук З.

Воспитатель «А теперь давайте подуем на комариков, и они полетят».

Дыхательное упражнение: «Комарик на ниточке».

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Воспитатель показывает две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково, мягко зьзьзьзьзь.

Воспитатель говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

(Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.)

Комарики устали пусть отдохнут, а мы свами поиграем.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

Один зонт – много зонтов.

Один зайка – много заек.

Один завод – много? Заводов.

Одна мозаика – много -? Мозаек…

Воспитатель: Молодцы! В музыкальной комариной школе малыши- комары (их ещё можно назвать иначе: вы ребята, а они. (комарята) ,вы ребятишки,а они (комаришки)

Исполняют сложные песенки.

(Чистоговорки:)

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу - я пасу козу.

За – за– за – ест траву коза

Зе-зе-зе - дай воды козе.

За-за-за, зя – зя – зя – шалить нельзя.

Зю- зю -зю, зу- зу -зу – не дрозните козу.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …Козой!

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?», послушайте правила игры.

1. Разделить все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положить стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздать детям.

2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.

3. Заключение.

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним и расскажем а, комарик за ваши правильные, ответы, будет подниматься выше и выше слушая вас,

с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

(звуком з)

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

(Песенкой комара).

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитатель: «Молодцы ребята. Но наше занятие подошло к концу и комарику пора улетать. Попрощайтесь с ним».

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Ч]» Коммуникация. (Развитие речи) Звуковая культура речи: звук «Ч» Показываю изображение цифры 4. Как вы думаете, что это? Дети называют.

Конспект интегрированного занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Семья» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи «Семья» Цель: Закреплять у детей знание с согласного.

Конспект по звуковой культуре речи Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в первой младшей группе «Звуки [т]-[д]» Программное содержание. Образовательные задачи. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных согласных звуков «т» «д». Формировать.

Звуковая культура речи: звуки т, п., к

Цель . Закрепление произношение звука т в словах и фразовой речи;

Задачи:

Обучающие - учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к;

Развивающие - упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Воспитательные - воспитывать активность и внимательность на занятии, положительное эмоциональное отношение к животным, желание говорить правильно и красиво, умение слушать друг друга.

Методы и приёмы:

Наглядный

Словесный

Материал : игрушки медвежонок и щенок, кусочки ваты для каждого ребенка, мультимедийная презентация, варежка «язычок», большие и маленькие часы.

Предварительная работа

Подготовить демонстрационный материал.

Подвижная игра «Поезд»

Малоподвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «Часы»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята посмотрите, посмотрите я нашла письмо. Послушайте сто тут пишут: «здравствуйте ребята. Приезжайте к нам в гости в? . Тяпа и Топа. » интересно, а кто это Тяпа и Топа. Поедем? А на чем мы можем поехать? Здорово, давайте на поезде. Посмотрите, кто это нас встречает? Правильно щенок и медвежонок, а зовут их Тяпа и Топа. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: У Медвежонок есть весенний ветерок. Давайте подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, ветер. А теперь давайте посмотрим, как ветерок сдувает пылинки, положите на ладошку вату и подуйте сначала тихим ветерком, а теперь сильным. Давайте мы с вами расскажем нашу сказку про Язычок. Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ, а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены) .

"Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики". А мы с Топой посмотрим на ваши «заборчики». После выполнения упражнения он дает детям возможность отдохнуть. И Тяпа хочет посмотреть (предлагает еще раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть) .

И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «Т-Т-Т-Т» - Покажите, как стучал Язычок. Это новая песенка, которую пел Язычок, сначала он пел ее тихо. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать громче: “Т-Т-Т! ”

Дети поют песенку все вместе и по одному (2–3 ребенка) .

Физкультминутка: Дидактические упражнения «Большие – маленькие ноги, часы»

Воспитатель обращает внимание на медвежонка Топа и щенка Тяпа, поясняет, что медведь ходит топ - топ - топ, топ - топ - топ, а щенок бежит топ, топ, топ, топ, топ, топ, уточняет у детей, как ходит медведь, щенок.

Воспитатель обращает внимание, на большие и маленькие часы, демонстрирует и поясняет, что большие часы ходят так-так-так, так-так-так, а маленькие часики бегут тик-тик-тик, тик-тик-тик, уточняет у детей, как ходят большие и маленькие часы.

Воспитатель: Ребята а вы помните как зовут наших друзей. Давайте вместе повторим. Как мы с ними сегодня поиграли? Какую сказку мы сегодня рассказали Тяпе и Топу? Наш язычок выучил новую песенку? Какую?

Звучит гудок паровоза.

Ребята наш поезд отправляется, и нам надо с вами успеть на него. Давайте попрощаемся и поедем назад в группу.

По середине группы полукругом сидят дети на стульчиках. Напротив них на столе стоит ширма, за ней – игрушка. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель:

Ребята, к нам в гости кто – то пришёл, а кто, узнайте, отгадав загадку:

Зверь забавный сшит из плюша;

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного,

И устрой ему берлогу.

Кто это?

(воспитатель достаёт мишку из – за ширмы).

Ребята, давайте поздороваемся с мишкой.

Он пришёл к нам за помощью. Мишка не может говорить звук «ш», вместо него он произносит «с». Вместо «шапка» он говорит «сапка», вместо «машина» - «масина». Ребята, поможем ему?

Вос-ль:

Ребята, ну и ты, конечно, мишка, послушайте интересную сказку.

Живёт – поживает Язычок в своём домике. Домик Язычка –ротик. Домик Язычка любит улыбаться. Вот так.

Дом Язычка может открываться и закрываться.

Язычок очень любит петь песни. Однажды он запел вот такую песенку: «С-с-с»

Чья это песенка?

Давайте все вместе споём песенку водички.

Теперь водичка зажурчала громче. Ещё громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Но вот однажды Язычок решил поиграть: вообразил, что он лисичка, распушил хвостик, сделал его широким и выставил на улицу, на нижнюю губу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Язычок положить на нижнюю губу, не закрывая её, а саму нижнюю губу не поворачивать. Вот так.

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик (кончик языка) за верхние зубы, и закрыл домик, чтобы собака не вбежала за ним. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Подождал Язычок немножко и решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик держал за верхними зубами. Вот так. Но собаки уже нигде не было, она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу «хвостик греется на солнышке», а вы положите язычок на нижнюю губу – на крылечко домика. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик языка кверху, за верхние зубы и спрячьте его в домик. Вот так. Потом домик открываете и закрываете, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху, за верхними зубами.

Вос-ль:

Молодцы, ловкие у вас язычки. Собака убежала, бояться язычку некого и сделал он вот так, поднял хвостик кверху, к верхним зубам, губы слегка вытянул вперёд и зашипел: «ш-ш-ш». Так у язычка появилась новая песенка.

А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка «Шар лопнул».

Дети встают в круг, берутся за руки, делают вдох, как бы надувая шар, и отходят назад. По хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки вниз и одновременно делая выдох со звуком «ш». Игра повторяется 3 – 4 раза.

(дети садятся на стульчики).

Ребята, а кто из животных может шипеть?

Вос-ль:

Приготовьте пальчики, сомкните их. Вот так. Когда ротик у змеи открывается, она шипит – пальчики размыкаются, а когда рот закрывает змея – пальчики соединяются.

Слов, которые начинаются со звука «ш», очень много. Это такие слова: шалун, шишка, шарф, шашки, школа, шайба, шахматы, швея.

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши один раз тогда, когда услышите в начале слова звук «ш». А если в слове нет звука «ш», что вы тогда будете делать? Итак, начинаем. Будьте внимательны.

Шуба, зима, шорты, брюки, шкаф, комод, шина, колесо.

Молодцы, ребята. Справились. А теперь давайте поиграем в другую игру. Она называется «Паровозик».

Воспитатель выставляет на фланелеграфе паровозик с вагончиками. В нижней части фланелеграфа, под паровозиком, прикрепляет картинки с изображением: шубы, машины, шины, петушка, шляпы, пушки, мишки, чебурашки, матрёшки, шишка, карандаша, шалаша, малыша, камыша.

Воспитатель предлагает детям назвать каждый предмет.

Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие на паровозике и возьмём с собой мишку.

В первый вагончик мы положим такие картинки, в названии которых слышится звук «ш» в начале слова.

(Воспитатель предлагает одному из детей подойти к фланелеграфу и поставить картинку в первый вагон).

Дети, а это что?

(Ребёнок выходит к фланелеграфу и кладёт машину во второй вагон). Так разбираются остальные картинки.

Ребята, какие предметы вы положили в первый вагон?

А какие предметы поедут во втором вагоне?

Правильно. В третьем вагоне поедут предметы, в которых слышится звук «ш» в конце слова. Какие это картинки?

Вос – ль:

Как вы думаете, мы научили мишку говорить «ш»?

Ребята, за какие зубки прятался у вас язычок?

Как звучала у вас шипящая песенка?

Ну что ж, пора прощаться с мишкой. До свидания, Мишка! Приходи ещё. Наш весёлый паровозик повезёт мишку домой.

Список литература:

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Ср. группа.-М.: Мозаика – Синтез, 2015.-80с.
  2. Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно.- Н. Новгород – 1996г.- 234с.
  3. Максакова А. И., Тумакова. «Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом.» Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1979. – 127с.

Тема: Звук Ч

Цель: Формирование правильного произношения звука Ч

Задачи:

    подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

    добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);

    развивать фонематический слух;

    формировать фонематическое восприятие;

    продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;

    развивать высшие психические функции детей;

    развивать музыкальные способности детей, расширять представления детей о неречевом звуке - звуке стука колёс паровоза.

Оборудование: паровозик, аудиозаписи, пузырьки по количеству детей, предметные картинки(часы, человек, чайка, чайник, черепаха).

Ход занятия

I Организационный момент

В нашей группе - все друзья! Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

В нашей группе - все друзья! Я, ты, он, она - вместе дружная семья! Обними соседа справа, обними соседа слева.

В нашей группе - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:

« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

Что это? (дети: паровоз). Правильно. Ой, а что это? Послушайте.(звучит фонограмма - звук паровоза)

Появляется игрушка паровоз.

И как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?(дети: на паровозе)

Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.

Приготовились? Поехали!(звучит фонограмма «Песня паровозика»)

Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.

Приехали!Вагончики паровозик отцепил (дети садятся)

II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.

Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.

а) артикуляционные базовые упражнения

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки»

Приоткрываем рот, улыбаемся и кончиком языка, как зубной щеткой, чистим с внутренней стороны нижние зубки. Движение делаем вправо-влево, не торопясь.

Затем чистим верхние зубки. Движение выполняем также вправо-влево верхних зубов по внутренней стороне.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.

Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чей паровоз лучше гудит?»

Цель . Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа . Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание :

Методические указания

III Знакомство со звуком Ч.

а) - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч

Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:

губки округлены

зубки не смыкаются

язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок»и с силой произносим звук Ч

Наш звук играет с ветерком.

Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

б) совместная и индивидуальная работа с детьми.

Произносим все вместе, по отдельности (отрабатываем правильное

произношение звука: по частоте его произношения и силе)

I V Развитие фонематического слуха

в) – И последнее, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.

Молодцы, хорошо справились с заданием!

VФизминутка.

Перед зеркалом стою

И себя не узнаю.

Ставлю руки на бочок:

Я − отважный морячок.

Вы еще не сели

Я теперь качели.

Ну-ка угадай-ка,

Что за птица? Чайка.

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась

Стоят прямо.

Качают головой.

Ставят руки на пояс.Правая нога - на носок, подбородок вверх.

Соединяют руки,

качают ими влево-вправо.

Машут руками, как крыльями,

кисти рук заострены вверх.

Руки в стороны, ноги широко расставлены.

VI Автоматизация звука Ч в слогах и словах

а) - Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей)Я буду петь, а вы должны за мной повторить.(Педагог поет, а дети повторяют:)

б) Паровозик так спешил к нам в гости, что потерял первый звук в словах. Давайте поможем паровозику вернуть первый звук. Я буду называть слово, а вы если догадались, как оно должно звучать поднимите руку.

(на доске картинки) _айка, _еловек, _асы, _айник, _ерепаха,

в) –Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Если знаете ответ поднимайте руку.

VIII Итог занятия

С каким звуком мы играли?

Покажем паровозику как мы научились его произносить! (ответы детей).

Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.

(под песенку паровоз уезжает домой).

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №31

Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе

«Путешествие паровозика»

Воспитатель: Герасименко О.Ю.

Февраль 2016 г.

а) – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук Ч: Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С

б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

в) – И последнее, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.

Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Если знаете ответ поднимайте руку.

Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Краткое описание :

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания . Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.