Любовные отношения отцы и дети. Любовные линии романа

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - грандиозное произведение, которое будет востребовано среди молодежи и взрослых людей во все времена. Автор поднял важные проблемы общества, затронул самые актуальные темы. Среди них особое место досталось теме любви.

Любовь в произведении «Отцы и дети» очень многогранна и описывается на примерах жизни не одного героя, а нескольких. Автор не поленился и раскрыл проблему любви во взаимоотношениях каждого из Кирсановых с возлюбленными, а так же отдельное внимание выделил для любовных чувств самого неоднозначного героя романа - Евгения Базарова .

Большую роль играет любовь для Павла Петровича Кирсанова. Его любовная жизнь не сложилась. Отношения Павла Петровича с возлюбленной княгиней Р. поначалу были полны любви и идиллии, но совсем скоро девушка охладела к Кирсанову. Боль в его сердце не смогла утихнуть никогда, а потому всю свою жизнь он прожил невзрачно и уныло. Потеря любимой девушки навсегда осталась глубокой раной в душе Павла Петровича.

Николай Петрович также не мыслит своей жизни без проявления любви. Женился он рано, и долгие годы бок о бок они с женой прожили вместе, пока та не умерла. Смерть жены выбила Кирсанова из привычной спокойной жизни. Герою понадобилось немало лет, чтобы снова испытать привычную любовную привязанность и комфорт в жизни. Он обратил свое внимание на Фенечку, не равнявшуюся ему ни под социальный статус, ни под возраст. Несмотря на эти различия, девушка стала для Николая Петровича новой возлюбленной, родила сына, осчастливила дом Кирсановых.

Отношения между Аркадием Кирсановым и Анной Одинцовой закончились еще на том этапе, когда толком не успели начаться. Кирсанов сразу же поразился красотой девушки. Мысли о ней заняли всю его голову. Однако, подобного не испытывала сама Одинцова. Кроме симпатии как к простому привлекательному юноше она не способна была прочувствовать ничего. А потому Аркадий легко переключился на более подходящую ему кандидатуру - Катю Одинцову.

Именно с этой девушкой Аркадий стал самим собой, после чего отдалился от Евгения Базарова. Чувства между Кирсановым и Катериной Одинцовой переросли в надежный, крепкий и спокойный союз.

Но конечно, основная любовная линия в сюжете романа посвящена отношениям Евгения Базарова с Анной Одинцовой. Всегда отрицавший всяческое проявление любви и романтичности, Базаров влюбился сразу же в эту женщину, что настигло его врасплох. Сам себя боясь и не понимая, Евгений пытался убить в себе чувства любви, но не вышло. Одинцова же, так же руководившаяся больше разумом, а не чувствами, любить безмерно не желала, а потому тоже тяготилась своих чувств. В итоге между героями не сложились любовные взаимоотношения, несмотря на взаимность чувств.

Тема любви - основная задумка в романе «Отцы и дети». Каждый из героев так или иначе связан с этим чувством, но у каждого из них разные судьбы и разные типы любви.

«Тургенев писатель» - И снова работа. Жизнь за границей. Творчество И.С.Тургенева. Тургенев и общеевропейская литература. Юные годы писателя. Произведения писателя. Что нового вы узнали из биографии писателя? В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. Знакомство с П.Виардо. Связь с русскими революционерами.

«Иван Тургенев» - Иван родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в г. Орле. Центр усадьбы - двухэтажный деревянный дом, украшенный колоннами. В первом этаже - 12, во втором – 10 покоев. И.Тургеневу 26 лет. Б р а т ь я. «К о г д а в ы б у д е т е в с п а с с к о м…». Р о д о с л о в н а я. Комнаты расписаны разными красками.

«Первая любовь Тургенев» - Обожание – чувство сильной любви, преклонение перед кем-чем-нибудь. Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Обожание – любовь. Я лег, но даже глаз не закрыл. Цели урока: Мать писателя. Указать тип предложения: Обожание – ненависть. Нравственная проблематика и язык повести И.С.Тургенева «Первая любовь».

«Тургенев Отцы и дети» - Ю.В. Лебедев. Павел Петрович Кирсанов. Аркадий Кирсанов. 5 группа. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Одинцова Кукшина и Ситников. Социально-философский, полемический. Собрать информацию о Евгении Базарове. 2 группа. 1 группа. П. Вайль, А. Генис. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Аркадий, Кукшина и Ситников.

«Иван Сергеевич Тургенев» - Могила И.С.Тургенева. В дворянской семье. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной с тремя страусовыми перьями. Иван Сергеевич Тургенев. И.С.Тургенев. Учеба И.С.Тургенева. Романы: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин». Иван Сергеевич Тургенев Родился 28 октября. Намет на щите голубой, подложен серебром.

«Тургенев биография» - Современники 3 (5 умов). Кот в мешке 2 (3 ума). Налагаемых любовью. Герои и произведения 2 (3 ума). Некоторые фразы Базарова стали крылатыми. «Эрудит». Роман «Отцы и дети» 3 (5 умов). Современники 2 (3 ума). Современники 1 (1 ум). Кот в мешке 1 (1 ум). О какой повести идет речь? Герои и произведения 3 (5 умов).

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над изучением и анализом романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Попытайтесь сформулировать тему урока, прослушав высказывание И.С.Тургенева, догадаетесь, что он имел в виду:

    Это сильнее смерти и страха смерти. Толькоэтим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь.

Тема нашего сегодняшнего урока -Любовь в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А назовём мы его выразительной строкой Ю.Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье”. Записываем тему и эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку станут слова И.С. Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) .

    Звучит романс «Утро туманное, утро седое…» на стихи И.С.Тургенева.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

На фоне мелодии - слово учителя.

Бывают стихи – пророчества. Одно из них – стихотворение И. С. Тургенева « В дороге». Написано оно было в ноябре 1843года. Много лет спустя, композитор Юлия Абаза написала романс на это стихотворение. Романс воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, а настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года в доме Демидовых в Петербурге. Ивану Александровичу было в то время 25 лет. Спустя семь лет после этой встречи Тургенев писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые … имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра; ваша квартира была на самом углу…

«Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем, те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет всё то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвящённое Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если б я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк.., а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам …»

Тургенев влюблён!!! Панаева вспоминала: «Такого крикливого влюблённого, как Тургенев, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всем оповещал о своей любви к Виардо». Он сопровождает певицу на гастролях, мечется за тенью своей возлюбленной по Европе.

« Ах, мои чувства к вам слишком глубоки и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, - день, когда мне не светили ваши глаза - день потерянный».

Роковая, мучительная любовь к Виардо жила в сердце Тургенева с первой минуты их встречи до конца жизни. Он так и не «свил своего гнезда», а прожил всю жизнь «на краю чужого гнезда», рядом с Полиной и Луи Виардо.

Тургенев прошел через испытание любовью. Через это испытание он пропускает героев всех своих романов. О любви он говорит так: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин».

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

По вечерам любимым занятием И.С.Тургенева и семьи Полины Виардо была игра в портреты. Предлагаю и вам сыграть в аналогичную игру на знание персонажей романа «Отцы и дети».

1. Узнайте персонажей пьесы по их портрету:
(мужские имена пишем – в 1 столбик, женские - во 2 столбик, у доски работает ученик)
- «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука...ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом, волосы длинные»? (Евгений Васильевич Базаров)

-«...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро»? (Павел Петрович Кирсанов)

-«...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто клетчатых панталонах...мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»? (Николай Петрович Кирсанов)

-«…молодой человек, лет 23, ехал в коляске рядом с отцом, думал про себя об отце и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства наполнило его

душу…» (Аркадий Николаевич Кирсанов)

«Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила достоинством своей осанки»? (Помещица Анна Сергеевна Одинцова)

-«Это была взбалмошная, подвижная, энергичная, женщина. Взгляд её беспечный до удали и задумчивый до уныния. Её поведение «представляло ряд несообразностей». Она то смеялась, то рыдала, то внезапно уезжала, то возвращалась…» (Княгиня Р)

«...Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детско-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»? (Фенечка)

«...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами»? (Катя, сестра Одинцовой)

2. Составление схемы.

По какому принципу можно соединить мужские имена и женские?

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему.

Герои

Отношение к любви

Мечты о будущем

Реальное будущее

Н.Кирсанов

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

А.Кирсанов

П.Кирсанов

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно .

В.Базаров

Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без любви, от одиночества, неверия и разрушительной силы собственной натуры.

Для них (кирсановых) любовь – это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь - это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222). Это нежность поотношению к женщинам. Н.П.(гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

    Послушайте ст-е Ф.И.Тютчева «Предопределение» С судьбой кого из героев можно соотнести его? Какое определение можно дать любви этих героев?

Предопределение

Любовь, любовь - гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Расскажите историю их любви.

Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…»)

Как повлияла на Павла Петровича любовь к княгине Р. (не сделал успешную карьеру, впал в уныние, ушёл от мира)

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Какую роль играет кольцо со сфинксом, почему на нём крест?

(Крест-начало новой жизни. Древнегреческий миф об Эдипе, который разгадал загадку сфинкса и остался жив, П.П. не смог разгадать свою княгиню и поплатился за это своими чувствами, не смог завоевать сердце княгини. Протопит кольца - графиня Воронцова подарила кольцо с восточными письменами А.С.Пушкину. После дуэли Жуковский снял кольцо с руки поэта и передал его Тургеневу. Тот в свою очередь подарил его любимой женщине – П.Виардо. «От женщины к поэту и от поэта к женщине, круг замкнулся». Восточные письмена талисмана осуществляли свою ворожбу не напрасно (К.Бальмонт)

Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

Какая же это любовь?

Выводы: Эта любовь - любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти, которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна - такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха, в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.

Павел Петрович - княгиня Р. (любовь наваждение)

Именно любовь П.П. к княгине Р. Похожа на любовь Тургенева.

2) Читаю ст-е Ф. И.Тютчева «Последняя любовь».

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

О ком поведем речь? (о Н.П.).

Расскажите историю их отношений.

Что долгое время мешало Николаю Петровичу сделать предложение Фенечке? (боязнь мнения брата и общества)

Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына».

И эти слова произносит принципиальный П.П.!

«Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!».

Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

Каков Н.П. в отношениях с Фенечкой?

(робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.)

Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П. ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Н.П.осуществляют связь поколений.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

4) Ст-е Тютчева «Пламя рдеет..»

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне, -

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор твой ловлю...

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне - как в раю.

О любви, каких героев идёт речь? (Аркадий и Катя). Расскажите историю их отношений.

Почему Аркадий увлёкся Катей и отдалился от Одинцовой (Катя ближе Аркадию по мироощущению)

Изменился ли он под воздействием любви? (отдалился от Базарова)

Аркадий меняется, “возвращается ” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей.

Счастливы ли Аркадий и Катя?

(Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

    Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать, что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику.

Аркадий - Катя (любовь земная)

4) Читаю стихи Тютчева Ф. И. «Кто б ни был ты…»

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

О ком идёт речь? (о Базарове). Расскажите их историю любви.

Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

    Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

    И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

    Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

    «Когда я встречу человека, который бы не спасовал передо мною, тогда я изменю своё мнение о себе»

    «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

    «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Когда мы с ней знакомимся?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

(Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге)

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

(Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться)

Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять.

Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову?

(Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Работа с текстом:

    “Чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь, хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

    “Сердце у него действительно так и рвалось”.

    “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

Вывод: Любовь-страсть раздваивает душу Базарова. Показывает, что этот циничный, грубый нигилист может быть романтиком. На первый взгляд, эта любовь похожа на любовь П.П., но нет, она не растоптала Базарова. Главное: она показала, что циник на словах, Базаров в душе человек очень нравственный. Считая любовь всего лишь физиологией, он не посмеет коснуться Одинцовой. Сам того не сознавая, он живет по очень высоким нравственным принципам, он способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений - разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна.

И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П.

Нигилизм Евгения Базарова не оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать.

Мне вспоминается цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долго терпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается».

Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится.

Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает» . Но он ошибается. Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

Откройте 27 главу романа, и найдите, пожалуйста, сцену последней встречи Базарова и Одинцовой.

Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (Чтение отрывка из 27 главы)

Скажите, почему нужна была последняя встреча с Одинцовой?

Вывод ученики: Он решителен и мужественен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться.

Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

Вывод: Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.

Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Как нигилист – нет! Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Выводы по теме урока.

Последние слова Базарова о любви. Он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил.

На могиле Базарова растут цветы - символ “всесильной любви”, «вечного примирения” и “жизни бесконечной”.

Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

Существует такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва».

Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.

    Что для каждого из героев любовь, реальное чувство или мечта?

    Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

    Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

    Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

    Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

    Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

    Для Кати – семья и равенство в браке.

    Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

    Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.

Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев, показывая любовные переживания героев?

Внешний конфликт перешел во внутренний, в душе героя, любовь поставила под сомнения авторитет нигилизма.
Но главное Другое! Тургенев объединяет традиции «литературы дома и бездомья». Столкнул их, выявил все достоинства и недостатки.
- Драма П.П. Отверг путь отца, не создал Дома, потомства. Горький удел – греться у чужого огня.
- 16 глава обращение Базарова к Аркадию: безнадежная тоска о том, что ему не дано: быть отцом. Обрести семейство, дом.
Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм. Ведущий к отрицанию преемственности. Снявший ответственность за поступки и убеждения.
под влиянием или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- , характеризующее суть предмета или объекта.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

А теперь ребята запишите слово любовь -----подберите к нему 2 прилагательных-------, а теперь 3 глагола, фраза из четырёх слов, выражающая ваше отношение к описываемому предмету, пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета. Зачитайте, что получилось.

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Второй пример:

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.

Третий пример:

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

любовьстрастная, коварная
томиться, влюбиться, мучиться
единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается
бесценный дар

Дом. Задание.

1. Анализ 27 главы.

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Собрать досье на героев.

    Детали портрета.

    Сфера интересов.

    Я – концепция взглядов героя.

    История героя.

    Характеристика, данная другими героями.

    Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева (не менее 20-ти слов).

    Составить герб семейства Кирсановых или герб Е.Базарова. Творческая защита.

Разделы: Литература

Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.Тургенев)

Чувство любви может быть истинно хорошо
Только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно
Составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества
Водворением братства и личной равноправности между людьми.

(Н. Добролюбов)

Эпиграфы записаны на доске без указания имен авторов.

ХОД УРОКА

Учитель . Обратите внимание на то, что главные герои романа “проходят испытание” любовью. Все они влюблены, и у каждого свое отношение к любви. В романе четыре сложившиеся пары, при этом нетрудно заметить, что в жизни каждого из них присутствует (или присутствовала) еще одна женщина.

Запись на доске:

  • Николай Петрович и Мария, Фенечка;
  • Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка;
  • Аркадий и Одинцова, Катя;
  • Базаров и Фенечка, Одинцова.

Первая учебная ситуация

Запись на доске:

  • Любовь – стихия, которая сильнее смерти;
  • Любовь – предвести счастливого будущего.

Что такое любовь, по вашему мнению? Каково ее место в жизни человека? Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?

Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания:

  • Свобода;
  • богатство;
  • любимая работа;
  • слава;
  • любовь;
  • дети;
  • вера;
  • семья;
  • уважение людей;
  • власть;
  • здоровье.

Обсуждение результатов. Вывод делает учитель:

Каждый человек имеет право на жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил бы на первое место любовь. Слова, использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему. Автор второго высказывания, мечтающий об общественном благоденствии, Добролюбов.

Как вы думаете, нашла ли свое отражение в романе точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека, высказанная им позднее, в прозе “Воробей” в 1878 году?

Мы ответим на этот вопрос в конце урока.

Вторая учебная ситуация.

Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями? Проверяем записи, которые вы сделали дома, объясняющие отношение героев к любви и ее месту в жизни человека. У нас получаются своего рода цитатные характеристики.

Что для каждого из героев – любовь? Реальное чувство или мечта?

Примерные записи, сделанные учениками.

Аркадий: я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней”. “…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…”

Базаров: “Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал”. “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все чепуха, романтизм, гниль, художество. Пойдем лучше жука смотреть”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды”. “Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Торенбурга со всеми минезингерами и трубадурами? “Нравится тебе женщина, - говаривал он,- старайся добиться толку; а нельзя – ну, и не надо, отвернись – земля не клином сошлась”. “…что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, - по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал”. “…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”. “Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка”. “…да при том любовь… ведь это чувство напускное”. “Сам себя не сломал, так и бабенка тебя не сломает”.

Павел Петрович: “Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!” “Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына”. “…станем исполнять свой долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу”.

Николай Петрович: “Но…те сладостные, первые мгновенья, отчего бы не жить им вечною, неумирающей жизнью?” “Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!”

Одинцова: “По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и возврата. А то лучше и не надо”. “Скажите, отчего даже мы наслаждаемся, скажем, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, коим мы сами обладаем?” “Нет…бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.

Катя: “О нет! К чему это? (властвовать) Напротив, я готова покоряться – это я понимаю; это счастье; но подчиненное существование…Нет, довольно и так.”.

Фенечка: “Мне Николая Петровича не любить – да после этого сне и жить не надо!”№

Княгиня Р.: “Крест – вот разгадка”.

Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее же – как бы примирение с жизнью. Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса, это страсть и страдание , ломающее жизнь. Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы. Базаров считает, что любовь – это пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила, природная и естественная, способная сломать любого человека. Для Фенечки любовь – это служение “благодетелю” Николаю Петровичу. Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она так боится и не решается познать . Для Кати – семья и равенство в браке. Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.

Третья учебная ситуация

Вы видите, что декларации о любви и истинное значение ее в жизни героя не всегда совпадают. Давайте сравним их. Заполните таблицу, используя знания текста романа и ответьте на вопрос.

Работа в группах.

Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?

Каждый герой на отдельном листе.

Женщины, которых любят герои. Истории любви (Приложение 1 )

Сколько бы мы ни анализировали условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, идеи, ими декламируемые, мы неизбежно придем к одному выводу: главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба. Безусловная и неоспоримая ценность для Тургенева – семья. Даже непримиримый Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям, к дому, как месту отдохновения, где живут истинно родные люди, хотя и неблизкие по духу. Их близость нечто большее, чем близость идейная. При этом, для себя и для новых людей, к которым Базаров себя причисляет, он не мыслит семейного поприща: их судьба иная, смысл их жизни в другом, они созданы для великих дел.

Какую же судьбу для себя уготовляет каждый из героев?

Четвертая учебная ситуация

Проанализируйте содержание романа, заполнив таблицу.

Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе? Почему самый деятельный и уверенный в своем праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, “размазня” становится активным и полезным членом общества? В чем же счастье “по Тургеневу”?

Мечты о будущем

Реальное будущее

Николай Петрович

Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, о том, что Аркадий займется хозяйством и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить. Еще лучше, чем он себе представлял: женился на Фенечке, живут вместе с семьей сына, обожает невестку, да еще попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям.

Павел Петрович

Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе Тургенев в одном из писем, “на краю чужого гнезда” и радуясь счастью брата. Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов, “все делает добро, сколько может… все еще шумит понемножку”. Его уважают “туземцы”.
Мечтает заниматься хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей Сделался рьяным хозяином, и “ферма уже приносит значительный доход”.
Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит Одинцовой о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая “напрасно болтать” о будущем, которое “не от нас зависит”. Умер, заразившись от больного тифом.

Базаров был прав, говоря о том, что будущее “большей частью не от нас зависит”. Но помимо логики героя существует еще и логика художественного произведения, а она не всегда совпадает даже с замыслами автора: в настоящем произведении искусства герои живут своей жизнью, подчиняясь логике истории, характеров.

Как ни полюбил Тургенев Базарова, как ни старался в последствии его оправдать, как ни ругал старшее поколение, он не мог не чувствовать, что Россия переломного периода нуждается в конструктивном решении своих проблем, что разрушение – а именно эту перспективу готовит нигилист Базаров – губительно для нее и не поможет в разрешении тех проблем, которые стояли перед страной накануне реформ. Тургеневские размышления, которые он приписывает Аркадию в начале роман, чрезвычайно важны для понимания этого героя и его места: “Нет… небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?” В конце же романа, без всякой иронии, автор пишет о том, что усилия героя дали хороший результат.

Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой, и что такое счастье, по мысли автора?

Тургенев дает нам пять примеров мужских судеб. Они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям. Почему несчастлив Базаров? Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал – ведь для него нет авторитетов, ни научных, ни идейных, нравственных, - тем более, что не было ни одного человека, который не спасовал бы перед ним, - именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины (мы помним его неуважительные, истинно “материалистические” отзывы о женщинах!). Его вера – нигилизм не оправдала себя. Как ни отрицай любовь (читай – природу, естество человека), она сильнее, она тебя настигнет и сломает. “Скука да злость” Базарова сменяются “глухим беспокойством”, почти депрессией. Последнее открытие Базарова печально: “Да, пойди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!” Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая отомстить за его отрицание. Так, складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от одиночества, потому что любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой, как Базаров.

Он умирает от неверия: вера – это тоже любовь. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений. Последнее, что “мгновенно отразилось на помертвелом лице” Базарова в момент соборования, “когда святое миро коснулось его груди”, - было что-то похожее на содрогание ужаса”. Почему? Осознание своей греховности и неправоты? Осознание правоты религии и веры, которые он отрицал и которыми был побежден?

Четвертая учебная ситуация.

Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища.

Примерный ответ:

Открывается описание печальной картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот (“вид печальный”, “деревянные кресты поникли и гниют”, “каменные плиты…сдвинуты”, “два-три ощипанных деревца”, “скудную тень”, “овцы… бродят по могилам”) автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами (однородные придаточные; короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими (“не касается человек”, “не топчет животное”, но “одни птицы садятся” у могилы Базарова). Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь невсесильна?”, ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, “о вечном спокойствии”, “о великом спокойствии “равнодушной” природы”, “о вечном примирении”, “о жизни бесконечной”.

Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, переходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его “идейные битвы”, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой “держится и движется жизнь”. И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.

Чтение работ несколькими учащимися, остальные сдаются на проверку.

Учитель. Помните, на первом уроке, посвященном творчеству Тургенева, мы ставили основной вопрос к нашей теме?

Почему Мережковский назвал Тургенева “гением меры” и “гением культуры”?

Почти полвека, прошедшие между появлением романа “Отцы и дети” и биографическим очерком Мережковского, позволили ему, отстранившись от политики, от суетных споров демократов с аристократами увидеть главную особенность таланта Тургенева: его философичность, умение видеть и создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чем же состоят главные ценности человека: не в спорах, но в любви, согласии и взаимопонимании.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое счастье, по мнению И.С.Тургенева.

А что такое счастье, по вашему мнению. Это и будет вашим домашним письменным заданием.

Тема любви в романе
«Отцы и дети»

Тема любви пронизывает все творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Пишет ли он о революционере Инсарове, нигилисте Базарове, реформаторе Литвинове, любовь настигает каждого из них, порой буквально переворачивая их жизнь. В самом известном произведении писателя – романе «Отцы и дети» рассказано сразу четыре истории любви.

А.С. Одинцова и Е.В. Базаров

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мир.
Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.