Образ чуба в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение характеристика. Образ и характеристика оксаны из повести ночь перед рождеством гоголя сочинение Несколько интересных сочинений

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831) состоит из отдельных повестей, собранных, а затем и изданных от имени пасечника Рудого Панька. Каждая повесть имеет свой собственный занимательный сюжет, своих героев, но художественные принципы изображения народной жизни одни и те же во всём цикле. Их можно рассмотреть на примере повести «Ночь перед Рождеством».

Тема данной повести — изображение народной жизни, жизни свободных, ещё не закрепощённых украинских казаков. Время действия «Ночи...» — царствование Екатерины Второй, когда Г.А.Потёмкин готовил ликвидацию Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине в 1783 году: именно об этих государственных преобразованиях планируют говорить запорожцы с матушкой-императрицей в конце повести, отправляясь в Зимний дворец. Екатерина и Потёмкин представлены Гоголем как сказочные герои, только внешне похожие на реальных. Екатерина, например, выполняет в «Ночи...» роль доброй волшебницы, помогающей герою. Других исторических привязок и лиц в повести нет, поэтому время в ней условно (панхронично), как и в любой сказке. Идея повести — показ «достойной человека жизни», как отмечал сам Гоголь. Именно так, достойно и правильно, живут обитатели Диканьки. По сути, в повести писатель опоэтизировал (идеализировал, как в сказке) сельскую жизнь и простого человека, то есть показал не заботы и тяготы казаков, а их отдых в весёлый праздник Рождества: весело поют колядки девушки и парубки под окнами хат в рождественскую ночь, дети катаются с гор, уважаемые селяне собираются на праздничный обед к дьяку...

Главный герой повести — народ, участник действия и судья всех персонажей сказки. Фон действия повести составляют народные сцены. Весёлые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, «на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник». Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклоре. Истинная народность художественного произведения, по мнению Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» (Н.В.Гоголь «Несколько слом о Пушкине»). В «Ночи...» показаны положительные, с народной точки зрения, герои — душевно чистые, простые и цельные люди, не подверженные мучительным противоречиям и рефлексии романтических героев-дворян.

В центре повести образ кузнеца Вакулы. В характере этого молодца подчёркиваются: ум (ловко перехитрил чёрта), сильный, настойчивый характер (несмотря ни на что, добивается любви Оксаны, хотя остальные кавалеры уже отступились от капризной красавицы), удальство (чего стоит его путешествие за одну ночь в Петербург), самостоятельность (не покоряется ни Оксане, ни Чубу, ни обстоятельствам), благородство (страдает от любви, но не оскорбляет Оксану). Эти черты проявляются в истории любви Вакулы к гордой красавице Оксане, во время путешествия на чёрте в Петербург, на приёме у царицы. Все эти моральные качества демонстрируют, с народной точки зрения, наивысшую ценность человека.

Кроме Вакулы Гоголь изображает и других героев, которые тоже взяты из народных сказок и побасёнок: богатый и глупый Чуб, сластолюбивый дьяк, хитрая кумушка Солоха, писарь, «выходящий на четвереньках из шинка», и т.д. Образ своенравной деревенской красавицы, которую преданно и горячо любит герой-добрый молодец, возник из лирических народных песен. Задорная девица смеётся над героем и в то же время нежно любит его; её желание иметь царские черевички — только повод поддразнить кузнеца.

Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник — дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже чёрт изображаются юмористически. Комизм характеров переплетается с ко мизмом ситуаций (например, борьба кума и его жены-сокровища за огромный мешок, в котором сидят Чуб и дьяк).

Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создаётся в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой. Для автора важно отразить характер казаков — вольный, открытый, добродушный.

Отмечая народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки», В.Г.Белинский писал, что в них «народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но всё поневоле принимаешь за быль» (В.Г.Белинский «О русских повестях и повестях Гоголя», 2). Справедливость этого замечания можно подтвердить многими сценами из «Ночи...». Вот, например, ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом», то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру»). Чёрт и ведьма Солоха — бойкая, общительная казачка — показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.

Стало быть, можно отметить, что в «Ночи...» соседствуют черты реализма и романтизма. Реализм в повести выражается в умеренно детализированном описании бытовых сцен. Романтизм же проявляется в том, что, рисуя Диканьку и её весёлых, свободных жителей, писатель показывает свою мечту о разумных, справедливых человеческих отношениях.

Юмор в повести чередуется с лиризмом авторского повествования. Лиризм проявляется в разнообразных пейзажах и в авторских комментариях к действию. В начале повести Гоголь помещает торжественное описание ясной зимней ночи (звёзды, месяц, безлюдье, глубокая тишина), которое всё построено на олицетворении (одушевлении) природы. Величественная космическая картина соседствует с комическим рассуждением о сорочинском заседателе, известном знатоке ведьм и людей. С удовольствием изображает автор яркий, шумный, весёлый народный праздник Коляды в Диканьке. Чудесная картина ночного неба с толпой разнообразной нечисти возникает, когда Вакула летит на чёрте в Петербург.

В заключение отметим, что в «Ночи...» можно наблюдать сложное сочетание самых разнообразных приёмов описания: романтизма и реализма, лирики и юмора, реальности и фантастики. В повести объединены реальные детали быта украинских казаков, включая диалектную речь, и описание невообразимой по красоте природы. В повести рядом живут более-менее реальные герои — жители Диканьки — и нечистая сила в разных обличиях (чёрт, ведьма Солоха, колдун-запорожец Пузатый Пацюк). Всё вместе — это странный мир, который невозможно отнести ни к конкретному времени, пи к конкретной местности, то есть «Ночь...» по существу волшебная сказка

В повести царит радостное восприятие жизни: окружающий мир расцвечен яркими красками, описание героев и событий «искрится» задорным юмором, сказовая речь рассказчика и колоритная речь героев оживляют действие.

Необходимо подчеркнуть, что изображение народной жизни в повести не реалистическое, даже одностороннее, так как писательно показал реальной жизни простого человека, а представил в своём произведении светлый мир сказки. В этом отношении можно сравнить повесть Н.В.Гоголя «Ночь...» и поэму Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». В поэме Н.А.Некрасова тоже переплетаются сказка и реальность, но жизнь народа показана вполне реалистично. Некрасов рисует и картины труда, и страдания крестьян, Дарья вспоминает счастливые моменты в своей жизни, а рядом описываются похороны её мужа Прокла. При всех различиях в упомянутых произведениях отношение к народу у Гоголя и Некрасова очень схоже. Некрасов с уважением описывает силу характера, красоту и великодушие Дарьи, которая, как и Вакула у Гоголя, становится главной положительной героиней поэмы.

Произведение «Ночь перед Рождеством» в значительной степени базируется на любимом писателем украинском фольклоре, в этой истории отчетливо видны повседневная жизнь народа Украины, его обычаи, поверья, традиции, приуроченные к рождественскому празднику.

Главный герой повести, молодой, искренний и жизнелюбивый кузнец Вакула давно мечтает о женитьбе на дочери уважаемого в селе крестьянина Чуба Оксане. Как рассказывает сам парень, в этой девушке для него заключается весь мир, она является для него и матерью, и отцом, и абсолютно всем, чем он дорожит на свете.

Оксана еще очень юна, ей пока не исполнилось и семнадцати лет, но и в ее родной деревне, и за ее пределами все не перестают говорить об ее необыкновенной красоте, что неминуемо развивает в девушке такие качества, как крайний эгоизм, самовлюбленность, высокомерие по отношению к окружающим.

Автор упоминает о том, что местные молодые люди всячески пытаются ухаживать за нею, однако чрезмерно гордая и недоступная красавица резко отталкивает всех, не видя в этих юношах ни одного, кто был бы действительно ее достоин.

Дочь Чуба нередко часами стоит перед зеркалом, восхищаясь собственной привлекательностью и разглядывая себя. Девушка нисколько не сомневается в том, что, выйдя замуж, она окажет будущему супругу огромную честь и тот впоследствии станет баловать ее всеми способами и от души любоваться ее внешностью.

Заносчивая Оксана на протяжении длительного времени просто не замечает влюбленных глаз кузнеца Вакулы, постоянно устремленных на нее. Предложение парня стать его женой девушка воспринимает с откровенной насмешкой, она вовсе не собирается соглашаться, абсолютно не считая обыкновенного деревенского юношу подходящей партией для себя.

Желая подшутить над парнем, Оксана требует доставить ей те черевики, которые носит сама императрица, только в таком случае она немедленно обвенчается с Вакулой. Девушке даже не приходит в голову, что отвергнутый ею жених решит хотя бы попытаться выполнить ее условие, она почти сразу же забывает о своих словах.

Сам кузнец, услышав распоряжение Оксаны, делает вывод о том, что избалованная красавица нисколько его не любит, а лишь без стеснения издевается и над ним самим, и над его чувствами к ней. Вакула уже готов отказаться от дочери Чуба, убеждая себя в том, что в деревне имеется немало и других симпатичных и добросердечных девушек, тогда как Оксана любит только наряжаться и никогда не сумеет стать хорошей хозяйкой. Тем не менее, юноша не в силах забыть эту девушку, в его ушах постоянно звучит ее жизнерадостный смех.

В то же время Оксана, услышав о том, что Вакулы якобы уже нет в живых, неожиданно для себя не может уснуть на протяжении всей ночи, и к утру она понимает, что по-настоящему влюблена в этого молодого человека, хотя прежде и демонстрировала ему свое презрение. Ведь, несмотря на весь свой эгоизм и гордость, Оксана остается и обычной сельской девушкой этого времени, которая представляет себя в дальнейшем супругой и матерью, добросовестно занимающейся домашними делами.

На следующий день, стоя в церкви, она испытывает самую различную гамму чувств, среди которых и печаль, и тревога, и надежда на то, что кузнец на самом деле все же жив. Когда Вакула вновь приближается к ней, Оксана в смущении опускает глаза, и все признают, что признанная деревенская красавица еще никогда прежде не была настолько хороша.

Девушка твердо уверена в том, что она наконец встретила свою судьбу и настоящую любовь, и читатели многих поколений не остаются равнодушными к ее красоте и обаянию, что особенно ярко проявляется в заключительных сценах повести.

Для меня это одно из самых любимых произведений Гоголя, по повести была поставлена опера, сняты художественный и мультипликационные фильмы и даже есть мюзикл с одноименным названием, но по моему мнению читать повесть гораздо интереснее. Полный цикл произведений, куда входит и "Ночь перед Рождеством", носит название "Вечера на хуторе близ Диканьки", этот двухтомник относится к самым ранним произведениям Гоголя.

Думаю не стоит пересказывать весь сюжет повести, ее лучше прочитать самому, а для ответа достаточно вкратце описать ее главных героев. Дело происходило в украинском селе, кузнец Вакула влюбляется в дочь очень зажиточного казака Чуба, красивую, но капризную и избалованную девушку Оксану. Поддразнивая молодого кузнеца, Оксана заявила, что хочет черевички (туфельки), как у самой царицы, не сложно догадаться, что влюбленный Вакула решает достать их во что бы это не стало.

В повести есть и мистические персонажи, один из них, пожалуй самый главный- черт, вот верхом на нем Вакула и отправляется в Санкт- Петербург за туфельками для своей любимой.

В Петербурге Вакуле можно сказать повезло, он встречает запорожцев, которые собираются во дворец, на прием к самой царице- Екатерине Второй. Гоголь затронул это историческое событие в своей повести, но он так и не рассказывает то, о чем запорожские казаки хотели просить Екатерину, описывается только обращение к ней Вакулы.

Во дворце запорожцев и нашего героя встречает князь Григорий Потемкин, он учит казаков, как нужно вести себя на приему у царицы, дает им наставления.

Григорий Александрович Потемкин долгое время был фаворитом и практически главным советником Екатерины Второй, будучи приближенным к трону он принимал участие во многих государственных делах и решениях.

До того, как попасть во дворец, Потемкин отличился во время Русско- турецкой войны, за свое смелость был награжден самыми престижными орденами- Святого Георгия третьей степени и орденом Святой Анны.

Григорий Потемкин был инициатором многих важных решений того времени, среди которых стоит особо отметить - присоединение Крыма к России и торговый договор с Францией.

В память об этом выдающемся человеке в Санкт- Петербурге назвали улицу, знаменитый броненосец был назван именем Потемкина, а в Смоленске, на родине князя, совсем недавно, в 2010 году был открыт памятник.

Теперь вернемся к нашим героям гоголевской повести, царица подарила Вакуле черевички, и он благополучно, не без помощи черта, вернулся в свое село. Правда Оксане уже были не нужны царские туфельки, за время отсутствия Вакулы девушка поняла, что любит кузнеца и без черевичек.

Оксана - главная героиня повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Оксана самая красивая девушка не только в Диканьке, где за ней толпами бегают парубки, но и в близлежащих деревнях тоже. Девушка прекрасно понимает свою красоту и происхождение - отец её богатый казак, поэтому она пользуется своей красотой, чтобы повышать самооценку, однако сама ни к одному парубку ничего не испытывает, а лишь тешится их вниманием.

Оксана любит смотреться в зеркало и восхищаться собой: своим курносым носом, чёрными глазами, красивыми бровями и тугой косой. При каждом таком процессе она всё мечтала о том, как хороший муженек будет так же восхищаться ею, как она сама.

Характером девушка была наделена очень сложным: она любила только себя, эгоистично относилась к окружающим, казалась очень высокомерной, гордой и неприступной. Все парубки, которые за ней ухаживали, так или иначе переставали это делать, потому что взаимности никакой они не добивались, Оксанка только тешила своё самолюбие благодаря ним.

Не мог не влюбиться в Оксану и кузнец Вакула, которому девушка изначально не предавала никакого внимания, относилась к нему так же холодно, как и к остальным парням, даже порой усмехаясь. Только Вакула не сдавался, он не переставал любить и ухаживать за Оксаной, он шёл к своей цели, к своей любви. По своей капризности перед Рождеством Оксанка говорит Вакуле, чтобы тот принёс ей черевички, которые носит царица. Конечно, это был вздор, который никто не воспринял бы всерьёз. Но не Вакула, он так сильно любил девушку, что решил идти за черевичками.

По окончании повести мы видим Оксану уже в совсем других тонах: вместо гордости и надменности в ней просыпаются смущение и искренняя радость за то, что Вакула вернулся цел и невредим, да к тому же с черевичками. Конечно, после такого подвига девушка даёт согласие на то, чтобы выйти замуж за Вакулу, да и сама понимает, что любит его, ведь после его пропажи она очень сильно волновалась и тревожилась, а это значит, что ей не всё равно, что будет с кузнецом.

Выводы из этой истории можно делать разные, я же для себя понял, что даже за маской капризной и избалованной барышни может скрываться милое лицо скромной и воспитанной девушки, которая, как и любая другая молодая красавица, хочет любви.

Вариант 2

Оксана – один из центров повести, вокруг которого развиваются и завиваются события. Ведь не пожелай эта капризная красавица показать всем свою власть над кузнецом Вакулой, прошел бы праздник без особенно бурных событий. Действительно, дочь богатого казака Чуба была удивительно красива. Свежее выразительное лицо ее с четко очерченными бровями и блестящими черными глазами, полные губы, румяные щеки… Хороша! Но как же избалована, высокомерна: «если бы ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок». Всего и забот, что смотреться в зеркало, да обновы примерять…Любил богатый казак дочку, что без матери выросла, баловал нарядами да украшениями. Парни ходили за ней толпами, только не выдерживали капризов красавицы и подыскивали девушек, более милосердных и сговорчивых.

И вот вертится Оксана перед зеркалом, любуется собою, глаз отвести не может. А тут и Вакула пришел. Он в любви признается, а Оксана над ним насмехается, говорит, что с подружками ей веселее. Тут и подружки прибежали. При них Оксана с издевкой Вакуле и сказала: «Если принесешь черевички, которые царица носит…выйду за тебя хоть сейчас замуж!» Огорченный Вакула попрощался с парнями, сказав всем, что на этом свете больше их не увидит, посоветовал ветреной красавице искать другого жениха и ушел. С помощью Пацюка, местного знахаря и колдуна, удалось Вакуле поймать черта и заставить его отправиться в царский дворец.

Несколько позже по селу разнеслись слухи, что кузнец то ли повесился, то ли утопился с горя. К ночи новость обсуждало все село. Всю ночь красавица не могла заснуть, вертелась с боку на бок. И не то, чтобы горевала о кузнеце, а жалела бедную себя. Где же она найдет другого преданного жениха, который бы терпел ее капризы и выполнял любые желания? Да еще был силен, красив и обладал немалыми художественными способностями. Она думала всю ночь, ругала себя за холодность. И поняла, что влюбилась. А когда и утром кузнец не появился в селе, она даже молиться в церкви не могла, а только горевала и плакала. Да и все сельчане заметили, что не так церковная служба идет – как будто чего не хватает…И певчие нескладно поют, а с кузнецом-то лучше было. Всех занимал вопрос – куда же пропал Вакула?

Когда кузнец пришел после обедни просить у Чуба разрешения жениться на его дочери, Оксана от радости была сама не своя. И не черевички ей уже были нужны, а сам кузнец. Глядела на него с любовью и «еще никогда не была так чудно хороша». Из-под маски самовлюбленной равнодушной красавицы наконец показалась обычная добрая и ласковая девушка.

Сочинение про Оксану

«Ночь перед Рождеством» - настоящая рождественская сказка, добрая и веселая, основанная на украинском фольклоре. В повести описывается праздничная ночь небольшого хутора, со всеми народными обычаями и традициями.

В хуторе живет всеми уважаемый состоятельный казак Чуб. У него есть единственная дочь Оксана, молодая девушка семнадцати лет. Она очень привлекательна, и об ее красоте говорят далеко за пределами родного хутора. Все эти рассказы об ее внешности привели к тому, что Оксана превратилась в самовлюбленную, эгоистичную и высокомерную гордячку.

Она постоянно крутится перед зеркалом, любуясь своей красотой. Девушка уверена в том, что будущий супруг должен считать за честь ее выбор, и просто обязан будет всячески ее баловать, потакать ее прихотям, и постоянно восхищаться ее красотой. Капризная девица считает, что в родной Диканьке нет хлопца, достойного ее благосклонности.

В Оксану влюблен кузнец Вакула, сын местной ведьмы Солохи. Он уже давно мечтает о том, чтобы капризная дочь Чуба стала его женой. Ради этой самовлюбленной красавицы, кузнец готов отправиться к самому черту в пекло. Но неприступная гордячка только насмехается над ним, и позволяет только издали любоваться своей красотой. Издеваясь над кузнецом в присутствии своих подружек, Оксана предлагает ему достать ей черевички, достойные царицы. Девушка дает обещание выйти за Вакулу замуж, если он исполнит ее безумное желание. У кузнеца просыпается гордость, и он уже готов выкинуть из головы строптивую девчонку, но тут ему в руки попадается черт, и появляется реальная возможность выполнить глупую просьбу прихотливой красавицы. Верхом на черте, Вакула отправляется прямиком во дворец царицы. А в это время в хуторе распространяются слухи о том, что кузнец наложил на себя руки.

Узнав об этом, Оксана внезапно понимает, что Вакула – единственный хлопец, который по-настоящему ее любил, и был готов ради нее на все, даже терпеть ее капризы. Девушке становится жаль кузнеца, она очень переживает и сожалеет о случившемся, и понимает, что тоже любит его. Когда Вакула возвращается живой и невредимый, счастливая Оксана от смущения превращается в настоящую красавицу, простую влюбленную девушку. Наконец-то поняв и оценив настоящие человеческие чувства, Оксана забыла свое высокомерие и надменность, вышла замуж за Вакулу, и оказалась хорошей женой и заботливой матерью.

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к цик-лу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необыч-ны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос-новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — куз-неца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Окса-ны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него за-муж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и об-ратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказоч-ный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтич-ность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повес-ти, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое ис-пользование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведь-мы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными ле-гендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубин-ки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской приро-ды, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реаль-ное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почита-емые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реаль-ный мир настолько органично вливается мир сказочный, что ка-жется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливают-ся в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пля-шущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внут-ренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра-щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля-нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит гале-рея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качества-ми обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Ува-жаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отло-мать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разго-вора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жи-телях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколь-ко восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности! Материал с сайта

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много ко-мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмо-ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда-честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой при-выкли называть его художественный метод — «смех сквозь сле-зы». Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутству-ет вполне определенный исторический фон. В тексте встречают-ся реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это по-зволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

  1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
  2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана про-сит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
  3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
  4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
  5. Вакула у императрицы.
  6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема повести ночь перед рождеством
  • м.в.г. ніч перед різдвом
  • рассказ про оксану в рассказе ночь перед рождеством
  • план произведения гоголя ночь перед рождеством
  • смех гоголя в ночи перед рождеством