Презентации по теме культура застоя в ссср. Презентация на тему "застой в ссср"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

План урока. 1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. 11 класс (профильный уровень) Автор презентации: Агалакова Е.В. учитель истории ГБОУ СОШ № 1324 (797)

1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. План урока.

Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»? Задание на урок.

Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию- «дальнейшего совершенствования развитого социализма».Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии. 1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.

В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом(А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма. 2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров

Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г.диссиденты выступили в защиту А. Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю. Орловым. В 1975 г.капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой.» За измену Родине он был расстрелян. 2.Движение диссидентов. В.Новодворская в тюрьме.

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.

Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины»-отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. 4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова.

В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремов, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры иммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицын, И.Бродский, А.Тарковский, М. Растропович, Г.Вишневская и т.д. 4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.

Советский балет ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М. Лиепой, .Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б. Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. 4.Развитие художественной культуры. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.

Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого,Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М.Криста-линская, М. Магомаев, В.Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль. 4.Развитие художественной культуры. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.

Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн.специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. 5.Система образования. Лекция в МИЭТ.

Проверочный тест 1.Концепция развитого социализма была провозглашена и обнародована: А) Н.С.Хрущевым Б) Л.И.Брежневым В) К.У.Черненко Г) Ю.В.Андроповым 2. В «искажении нашей действительности, проповеди упадничества» был обвинен писатель, автор повести «Один день Ивана Денисовича»: А) А.И. Солженицын Б) Ф.А.Абрамов В) В.П.Астафьев Г) В.М. Шукшин 3. Отстаивая собственные оценки и суждения, выступая против идеологического давления на деятелей культуры, оказался на чужбине режиссер фильмов «Сталкер», «Андрей Рублев», «Солярис» и др.: А) Э.А.Рязанов Б) А.А.Тарковский В) А.С. Михалков-Кончаловский Г) Г.Э.Климов 4. Академик, лишенный всех государственных наград и высланный в г.Горький за протест ввода советских войск в Афганистан: А) А.И.Солженицын Б) М.В.Келдыш В) П.Л.Капица Г) А.Д.Сахаров 5. Группу содействия выполнения Хельсинских соглашений в СССР, созданную в 1976 г. в Москве, возглавлял профессор: А) А.Д.Сахаров Б) С.А.Ковалев В) А.Д.Синявский Г) Ю.А.Орлов 6. Признанным лидером «магнитофонной революции» в 70-е годы был: А) И.Д.Кобзон Б) В.С.Высоцкий В) А.А.Вознесенский Г) Э.Хиль 7. В 70-е годы наибольшей популярностью у советских людей пользовался многосерийный фильм режиссера Т.М.Лизновой «Семнадцать мгновений весны» по роману писателя: А) А.И.Солженицына Б) Ю.С.Семенова В) В.В.Ерофеева Г) В.П.Аксенова 8. Концерты этого известного артиста-сатирика всегда проходили с аншлагом. Однако, подчиняясь давлению со стороны властей, в 70-е годы был вынужден прекратить включать в выступления В Москве критические миниатюры: А) М.М.Жванецкий Б) А.И.Райкин В) З.И.Высоковский Г) З.Е.Гердт


В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, проведены крупномасштабное улучшение почв и обширные лесопосадки. Стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5 % в год. В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям эта программа хорошо выполнялась. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн человек. Также имел место ввод в эксплуатацию при Брежневе 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильём было обеспечено 162 млн чел. Предметом гордости советского руководства был постоянный рост обеспеченности сельского хозяйства тракторами и комбайнами, однако урожайность зерновых была значительно ниже, чем в промышленно развитых капиталистических странах. В то же время в 1980 году производство и потребление электроэнергии в Советском Союзе выросло в 26,8 раза по сравнению с 1940 годом, тогда как в США за тот же период выработка на электрических станциях увеличилась в 13,67 раза. В целом для оценки эффективности сельскохозяйственного производства необходимо, разумеется, учитывать климатические условия. Тем не менее в РСФСР валовой сбор зерна (в весе после доработки) был в полтора-два раза выше, чем после Перестройки, схожие пропорции просматриваются и в поголовье основных видов скота.


Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; обобщить социально-экономические и общественно- политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя» Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; обобщить социально-экономические и общественно- политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя»


Эпоха хрущевской «оттепели» сменилась временем, которое в исторической науке характеризуется по- разному: консерватизм; стабильность; но чаще «застой» или «кризис» советского общества в конце 1960-начале 1980-х годов В 1964 году Л.И.Брежнев возглавил заговор против Н.С.Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. В ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии Брежнев своевременно устранял всех явных и потенциальных противников, расставляя на посты преданных ему людей. К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как защитника системы. Партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии ПЕРИОД ЗАСТОЯ время замедленного развития экономики, пассивного, вялого состояния общественной жизни, мысли ПЕРИОД ЗАСТОЯ время замедленного развития экономики, пассивного, вялого состояния общественной жизни, мысли


Эпоха «развитого социализма» Максимальная политическая стабильность за годы советской власти, достигнут самый высокий в истории СССР уровень материального благосостояния населения Противоречия эпохи Заложены непосредственные предпосылки, которые привели к распаду СССР НО


Эпоха «развитого социализма» Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Цель: замена замена административных методов управления экономикой экономическими Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Цель: замена замена административных методов управления экономикой экономическими Изменения в сельском хозяйстве: развитие материальной и социальной базы села; повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты; введены надбавки к ценам на сверхплановую продукцию и гарантированная оплата труда колхозников; отменены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства Изменения в промышленности: число планируемых показателей сокращалось до минимума; деятельность предприятия должна была оцениваться не по валовым показателям произведенной продукции, а по ее реализации; укрепление хозрасчета и повышение самостоятельности предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли Изменения в сельском хозяйстве: развитие материальной и социальной базы села; повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты; введены надбавки к ценам на сверхплановую продукцию и гарантированная оплата труда колхозников; отменены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства Изменения в промышленности: число планируемых показателей сокращалось до минимума; деятельность предприятия должна была оцениваться не по валовым показателям произведенной продукции, а по ее реализации; укрепление хозрасчета и повышение самостоятельности предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли А.Н.Косыгин, Председатель Совета Министров СССР


Эпоха «развитого социализма» В целом реформа дала положительный результат, но плановую экономику нельзя было совместить с отдельными чертами рыночной экономики Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Пятилетками наиболее стабильного развития советской экономики были: восьмая гг. и девятая гг. Государство могло развиваться за счет продажи нефти и газа за границу, но приток «нефтедолларов» прекратился в начале 1980-х гг., так как цены на мировом рынке упали. СТРАНА ВСТУПИЛА В ПОЛОСУ ГЛУБОКОГО КРИЗИСА


Общественно-политическая жизнь Основная идея – построение «развитого социализма» Положения концепции: Однородность советского общества Возникновение новой общности – советский народ Окончательное решение национального вопроса Отсутствие внутри общества противоречий Обострение идеологической борьбы с капитализмом Перспектива построения коммунизма отодвигалась на неопределенное время Положения концепции: Однородность советского общества Возникновение новой общности – советский народ Окончательное решение национального вопроса Отсутствие внутри общества противоречий Обострение идеологической борьбы с капитализмом Перспектива построения коммунизма отодвигалась на неопределенное время Эти положения были отражены в Конституции 1977 года. В ней была закреплена роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы» Эти положения были отражены в Конституции 1977 года. В ней была закреплена роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы» Какой режим был построен в СССР?




Диссидентское движение – движение несогласных с господствующей идеологией и властью Сторонники «подлинного марксизма-ленинизма» выступали за возвращение к истокам учения в оздоровления общества Сторонники христианской идеологии были за распространение христианско-демократических принципов в обществе Идеологи либерализма считали, что надо строить демократическое общество западного типа Александр Исаевич Солженицын () Русский писатель, ветеран Великой Отечественной войны. В гг. – репрессирован по «политической» статье. В 1974 г. лишен гражданства и выслан из страны. В 1994 г. вернулся на Родину Андрей Дмитриевич Сахаров (гг.) Руководитель коллектива разработчиков водородной бомбы, академик АН СССР. Правозащитник, нобелевский лауреат мира (1975) Андрей Дмитриевич Сахаров (гг.) Руководитель коллектива разработчиков водородной бомбы, академик АН СССР. Правозащитник, нобелевский лауреат мира (1975) В национальных республиках – движение за права наций и народностей


Дело писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля За публикацию своих книг на Западе были обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима(соответственно на 7 и 5 лет) Дело писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля За публикацию своих книг на Западе были обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима(соответственно на 7 и 5 лет)







Основные направления: Поддержка освободившихся от колониальной зависимости стран Поддержка колониальных стран в борьбе за независимость Помощь Демократической Республике Вьетнам () Основные направления: Поддержка освободившихся от колониальной зависимости стран Поддержка колониальных стран в борьбе за независимость Помощь Демократической Республике Вьетнам () Внешняя политика Часть социалистических стран(Китай, Румыния. Югославия) все больше отдалялись от СССР


Итоги развития Афганская война истощала советскую экономику. Наступил политический и нравственный кризис. Исчезла вера в коммунистические идеалы, росла коррупция, началось недовольство в национальных республиках, в обществе нарастал пессимизм Очереди Демонстрации


Смена власти Ю.В.Андропов () К.У.Черненко () С 1967 по 1982 гг. – председатель КГБ СССР С 1982 по 1984 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС В гг. – Генеральный Секретарь ЦК КПСС



Слайд 1

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №93 с углубленным изучением отдельных предметов
Политика и экономика: от реформ к «застою»
Выполнила: ученица 11 класса «А» Мокина Марина Консультант: Никитишина И.В.

Слайд 2

Дать знания об общественно-политическом развитии и духовной жизни советского общества в эпоху Л.И. Брежнева. Показать причину смены политического курса, отказа от попыток радикального обновления. Углубить представление об экономическом развитии страны в эпоху Л.И. Брежнева. Раскрыть содержание понятий «ползучая ресталинизация», «рост консервативных тенденций», курс на «стабильность кадров» - курса режим наибольшего благоприятствования для партхозноменклатуры, «Конституция развитого социализма», феномен «шестидесятников», «диссидентское движение», каналы проникновения «либеральной идеологии» в СССР, «правозащитники».
Цель урока:

Слайд 3

План урока:
Новая номенклатура Культура

Слайд 4

Почему период середины 60-х – середины 80-х гг. принято называть эпохой «застоя»?
Проблемный вопрос:

Слайд 5

В лице Л.И. Брежнева и его окружения советская номенклатура – государственная, хозяйственная, военная и партийная – нашла послушного проводника своей коллективной воли.
Правящий класс освобождается от страха за собственную жизнь, обретает стабильность. С приходом к власти Л.И. Брежнева номенклатура освобождается от многих моральных запретов.
Новая номенклатура

Слайд 6

БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906, г. Каменское - 1982, Москва) - советский государственный и партийный деятель. Род. в семье потомственного рабочего-металлурга. В 1915 был принят в классическую гимназию, где с удовольствием занимался математикой и с трудом иностранными языками. В 1921 Б. завершил 6-летний курс обучения в трудовой школе. В 1927 окончил техникум, получив специальность землеустроителя.
Во время Отечественной войны служил политработником в разных частях, но никаких особых-заслуг не имел. Войну Б. завершил в Праге в 1945 в звании генерал-майора. Был направлен на парт. работу, в 1946-1950 занимал должность первого секретаря Запорожского и Днепропетровского обкомов. В 1950 Б. направляется первым секретарем ЦК КП(б) в Молдавию. Оказавшись по должности делегатом XIX съезда партии, он был избран в ЦК и неожиданно для себя назначен секретарем ЦК, а затем и членом Президиума ЦК. В 1960 Б. занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Слайд 7

Основную часть аппарата составляли люди, начинающие карьеру после репрессий 30-х гг. В отличии от большевистских руководителей первого призыва они были лишены фанатической веры в социальную справедливость. Его общая численность достигает 500-700 тыс. человек, а вместе с членами семей – порядка 3 млн., т.е. 1,5% всего населения страны. По уровню общей культуры новое поколение номенклатуры было на голову выше старого поколения: все имели высшее образование, а многие – и ученые степени, неоднократно бывали на Западе. Идеология для них была лишь привычной риторикой.
Новая номенклатура

Слайд 8

Соответственно меняются и представления номенклатуры о характере развития советского общества. Если в середине 60-х гг. номенклатура предполагала стабильное развитие, то в 70-е гг. целью становится «социалистическая модернизация», т.е. постепенная трансформация существующего общества, не требующая слома режима и других серьезных потрясений.
Новая номенклатура

Слайд 9

«Давайте решим, как правильно желать, - предлагал на лекциях известный профессор А. Бирман, - а цитаты из классиков мы подберем»
Новая номенклатура

Слайд 10

Как и десятилетие назад, в числе первых оказались решения, напрямую затрагивающие интересы номенклатуры: 1. Уже в 1965 г. было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному принципу.
Первые преобразования в политической жизни страны. Общественно-политическая жизнь

Слайд 11

Вопрос для обсуждения: - Как вы думаете, почему этот принцип не устраивал партию?

Слайд 12

Этот принцип подводил партократию к опасной черте, за которой следовала личная ответственность за управление экономикой. Удобнее была привычная практика: партаппарат контролировал все, ни за что не отвечая. Он принимал решения, давал указания, а за неудачу отвечали руководители отраслей, предприятий и учреждений.

Слайд 13

2. Был отменен включенный в 1961 г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации, согласно которому при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов от Президиума ЦК до районных комитетов.
Первые преобразования в политической жизни страны. Общественно-политическая жизнь

Слайд 14

3. Для успокоения населения были свернуты гонения на личные приусадебные хозяйства, затихли преследования церкви и религии. 4. Брежневская администрация взяла курс на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры.
Первые преобразования в политической жизни страны. Общественно-политическая жизнь

Слайд 15

Выдвигается тезис о построении в СССР «развитого социалистического общества». По примеру И.В. Сталина власти поспешили законодательно оформить этот новый этап развития советского общества.
Первые преобразования в политической жизни страны. Общественно-политическая жизнь

Слайд 16

«подлинная демократия»; «активное участие трудящихся в государственной жизни»; «зрелые социалистический отношения»; «высокая идейность и сознательность трудящихся» и др.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Она включала перечень во многом мифических черт «развитого социалистического общества»:
Первые преобразования в политической жизни страны. Общественно-политическая жизнь

Слайд 17

Конституция содержала положения о всеобщем обязательном среднем образовании, о бесплатности образования и медицинского обслуживания, о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение и жилище. Как и прежде, провозглашались свободы совести, собраний, демонстраций и др.
Ярославль. Жилой дом на Московском проспекте. 1976.
Учебные здания. Школа в Пущино (Московская область). 1973

Слайд 18

В структурах КПСС развивались застойные явления: Партийная номенклатура окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 19

Началось сращивание наиболее коррумпированных групп с «теневой экономикой». Именно в то время завязываются прогремевшие вскоре скандальные «дела»: «узбекское», «сочинское», «рыбное» и немало других. В них оказались замешанными руководители самого высокого ранга.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 20

Значительное увеличение рядов самой партии производилось, в основном, за счет представителей рабочих и колхозников. Представителям интеллигенции путь в ряды партии практически был заказан.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 21

3. С 1965 г. Стала проводится хозяйственная реформа, задуманная еще при хрущевской администрации. Организатором реформы был Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 22

В целом реформа не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда: Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей; В распоряжении предприятий оставалась доля прибыли; Провозглашался хозрасчет.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 23

Косыгин Алексей Николаевич (1904 -1980) родился в Петербурге в рабочей семье. В годы гражданской войны служил в красной армии, окончил текстильный институт в Ленинграде, работал мастером, начальником цеха, директором фабрики. В 1949-1946 гг. – заместитель председателя СНК СССР, в годы войны руководил процессом эвакуации на восток и созданием там новой промышленной базы страны.
Занимал посты министра финансов, легкой и пищевой промышленности, председателя Госплана СССР. В 1964-1980 гг. – Председатель Совета Министров, член Политбюро ЦК КПСС.

Слайд 24

Вопрос для обсуждения в классе: - Как вы думаете, почему система хозрасчета, не первый раз принимается в СССР, дающая реальный положительный результат, всегда свертывалась «сверху»?

Слайд 25

Эта система давала производителям некоторую свободу, что, само по себе, не могло быть эффективным в условиях командно-административной экономики и партийного диктата в политической жизни страны: упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.
Ответ:

Слайд 26

Реформа затронула и сельское хозяйство: Правительство вновь списало долги с колхозов и совхозов и повысило закупочный цены; Была установлена надбавка за сверхплановую продажу государству; Повышалось финансирование аграрного сектора экономики. За счет этого началась реализация ряда программ: комплексной механизации, химизации и мелиорации почв.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 27

Задание классу для самостоятельной работы:
Как эти новации повлияли на экономическую жизнь страны? Обозначьте (в %) объем прироста продукции - в промышленности и в сельском хозяйстве; Определите причины кратковременности позитивных итогов этих новаций.

Слайд 28

Правящая элита СССР не могла не видеть нарастающего упадка экономики и предпринимала некоторые меры: В сельскохозяйственной политике упор делался на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 29

В 1985 г. был создан Госагропром СССР, «подмявший» под себя пять союзных министерств. Венцом бумаготворчества аграриев их ЦК КПСС явилась «Продовольственная программа», обещавшая к 1990 г. «накормить страну» через сети агропромов, насыщение сельского хозяйства техникой, удобрениями, улучшение социально-культурной сферы села.
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 30

Западно-Сибирского по добыче и переработки нефти, Павлодарско-Экибастузского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др.
В промышленном строительстве, начиная с девятой пятилетки (1971-1975), акцент переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК):
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 31

В целях ускорения развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974-1984 гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль. Вдоль нее предполагалось развернуть сеть новых ТПК,
Состояние дел в социально-экономической сфере
но на их закладку средств уже не хватало, и знаменитый БАМ до сего времени приносит сплошные убытки.

Слайд 32

Главный способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей, тем более, что цены на них в 70 –е гг. возросли в двадцать раз. Государственная казна значительно обогатилась за счет «нефтедолларов».
Состояние дел в социально-экономической сфере

Слайд 33

Практикум. Задание классу: Используя документы и другие материалы, подготовьте свои выводы об эффективности использования «нефтедолларов» в СССР. Укажите причины скатывания экономики к стагнации и кризису. В чем проявлялись кризисные явления экономики и социальной сферы?

Слайд 34

В кругах интеллигенции развивалось движение диссидентов (инакомыслящих), зародившиеся еще в хрущевские времена. В первых его рядах находились: А.Д. Сахаров – «отец» водородной бомбы, трижды Герой Соцтруда, последние годы – правозащитник.
Культура

Слайд 35

Слайд 36

Сахаров Андрей Дмитриевич (р. 21.5.1921, Москва), советский физик, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1953, 1956, 1962). Окончил МГУ (1942). С 1945 работает в Физическом институте АН СССР им. П. Н. Лебедева. Основные труды по теоретической физике. В последние годы отошёл от научной деятельности.
Культура

Слайд 37

Ростропович Мстислав Леопольдович (р. 27.3.1927, Баку), советский виолончелист, народный артист СССР (1966). Родился в семье музыканта. В 1946 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова, занимался композицией в классе В. Я. Шебалина (1943-46). С 1948 солист Московской филармонии. Преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1951) - за концертную деятельность.
Культура

Слайд 38

Немногочисленные активисты-дессиденты критиковали существующие порядки, факты грубого нарушения прав человека в СССР, предавали их гласности через машинописные листовки. Брошюры, журналы («Хроника текущих событий и др.»), проводили камерные и молчаливые демонстрации. Некоторые из них были высланы из страны (А.И. Солженицын), другие поплатились за критику режима заключением в лагеря, психиатрические больницы или, как академик А.Д. Сахаров, ссылкой.
Культура

Слайд 39

Ужесточилась цензура, усиливался идеологический контроль над деятельностью творческой и научной интеллигенции. Многие талантливые писатели и поэты были лишены возможности публиковать свои произведения. Оставались на полках фильмы признанных в мире режиссеров, запрещались театральные спектакли.
Культура

Слайд 40

Серьезные притеснения испытывали ученые-гуманисты, чьи научные концепции расходились с установками партийного руководства. В исторической науке было свернуто направление, изучающее проблемы 1917 г.(П.В. Волобуев, К.Н. Тарновский, М.Я. Гефтер и др.)
Культура

Слайд 41

Одновременно затихла критика культа личности, прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. За рубеж вынуждены были уехать видные деятели отечественной культуры И.А. Бродский, Ю.А. Любимов, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, А.А. Тарковский и др. Расцвет переживала так называемая «деревенская» проза.
Культура

Слайд 42

Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.П. Астафьев и др. писатели этого направления в яркой форме показывали трагедии раскрестьянивания села.
Культура

Слайд 43

Астафьев Виктор Петрович (р. 1.5.1924, с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951.
Автор книги «До будущей весны» (1953), романа «Тают снега» (1958), маленьких повестей «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад», повестей «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968). Произведения А. посвящены людям труда, их напряжённой внутренней жизни, теме возмужания души.

Слайд 45

Окуджава Булат Шалвович (р. 9.5.1924, Москва), русский советский поэт. Член КПСС с 1955. Окончил Тбилисский университет (1950). Участник Великой Отечественной войны. Печатается с 1953. Основные мотивы лирики (сборники «Острова», 1959; «Весёлый барабанщик», 1964;
«Март великодушный», 1967, и др.) - фронтовые впечатления, романтика повседневных отношений. Стиху О. свойствен сплав патетических и разговорных интонаций. Автор и исполнитель лирических песен. Выступает как прозаик (повесть о П. И. Пестеле «Глоток свободы», 1971, под названием «Бедный Авросимов», 1969; сатирическая повесть из эпохи середины 19 в. «Мерси, или Похождения Шипова», 1971, и др.) и киносценарист.

Разделы: История и обществознание

Цели:

  • создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второйполовине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции;
  • уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
  • уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., а также суть диссидентского движения;
  • воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.

Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Раздаточный и дидактический материал.
  • Презентация (Приложение ).

Понятия: диссидент, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт

Ход урока (презентация)

I. Организационный момент

Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

II. Подготовка учащихся к основному этапу работы

Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.

Основной вопрос Деятельность учителя Деятельность учащихся
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Проблемный вопрос:

Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира

Организация работы по изучению основных вопросов темы:

Мини-лекция
Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп

Учащиеся заполняют таблицы по ходу изложения «Основные черты»

Литература

1 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Театральное искусство

2 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Киноискусство

3 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Изобразительное искусство

4 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Музыкальное искусство

5 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Смеховая культура

6 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

IV. Этап проверки понимания изученного

Цели:

  • установить правильность и осознанность изученного материала;
  • выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация работы по определению степени усвоения учащимися во время изучения нового материала Учащиеся отвечает на вопросы:
  • Какие темы преобладали в литературных произведениях?
  • С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
  • Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
  • Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
  • Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
  • Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?

V. Этап обобщения знаний

Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.

Таблица для заполнения по ходу урока:

Основные черты Основные идеи
Литература Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира.
Театральное искусство Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию.
Киноискусство Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность.
Изобразительное искусство Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода.
Музыкальное искусство Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы.
Смеховая культура Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности.
Диссидентское, правозащитное движение Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу

Вывод: Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере.

Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.

VI. Этап информации о домашнем задании

Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Задания:
1. А. А. Лёвандовский, Ю.А. Щетинов Россия в XX - начале XXI века, п.66 «Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг.»
2. Дополнительный материал – опережающее задание.
Проведение соцопроса:
  • Какие важные события в жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.Брежнева?
  • Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982 гг.?
  • Ощущала ли ваша семья рост благосостояния народа в этот период? В чем конкретно для вас он проявлялся?

VII. Этап подведения итогов и рефлексия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика _____________________

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.