Расстройства экспрессивной и импрессивной речи. Что такое расстройство экспрессивной речи? Речь, экспрессивная и импрессивная

Начинается с замысла

(программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым

характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде

устной речи или письма).

Импрессивная речь

Импрессивная речь - или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного)

Начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит

декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и наконец завершается

формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми

семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:

а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи);

б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления);

в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов , обозначающие понятия);

г) предложения (обозначающие определенную мысль сочетания слов);

д) высказывания (законченные сообщения).

Лингвистический анализ применим как к импрессивной, так и к экспрессивной, внешней речи.

Импрессивная речь

Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи. В психологическую структуру импрессивной речи входят:

1- этап первичного восприятия речевого сообщения;

2- этап декодирования сообщения; и

3- этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения. Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи и завершается развернутым речевым высказыванием.


30. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи.


Речь - высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов , письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция - обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте - это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь - начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность - речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь - начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.
Устная речь и устное речевое высказывание формируется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение, связанные с овладением грамотой - существенно позднее. В возрасте 4-5 мес возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово. Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематического слуха. Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, помимо собственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замысла высказывания, так и сложного поведения. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм гностической деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было положено работами Брока и Вернике. Они показали структурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии мозга, а не общее снижение речевых возможностей. Исторически первым названием зарегистрированного снижения речевой деятельности по предложению Брока стал термин «афемия» (aphemia), но в 1864 г. Труссо предложил для подобных расстройств термин «афазия» (R47.0), который и закрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слухового анализатора, относят вторичные отделы височной коры (42-е и 22-е поля), некоторые отделы конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных форм речи и, тем более, подтекста сложных высказываний. Кроме того, некоторые исследователи особо выделяют небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в верхней части медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражении других речевых зон.
Несмотря на относительное территориальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм. Кооперация различных речевых областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике, расположенную в непосредственной близости от третичных полей, где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.
Для произнесения слова необходимо, чтобы представление о нем через группу волокон , называемых дугообразным пучком, из зоны Вернике поступило в зону Брока, расположенную в нижней лобной извилине. Следствием этого является возникновение детальной программы артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторной коры, управляющей речевой мускулатурой. Экспрессивно-эмоциональное окрашивание высказывания, как и интонационное различение речи, требует связи левой коры с ресурсами правого полушария. Для осуществления сложного законченного высказывания, как упорядоченной во времени последовательности моторных действий, необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов. Если речевая информация поступает через зрительный анализатор (как результат чтения), то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом, с последующим извлечением смысла в зоне Вернике. Вместе с тем, только внутрикорковой обработки информации для обеспечения целостности речевой деятельности недостаточно, поскольку рассечение участков коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям. По-видимому, это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали - через таламо-кортикальные связи.
Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, что традиционно трактовалось в пользу соответствующей полушарной доминантности по речи. Однако ряд фактов - отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части лобных долей (лоботомии), восстановление речи у больных с нарушенной двигательной активностью (кататонией) после удаления в правом полушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. - явились прецедентами, указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры , отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Таким образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевых структур, можно говорить об их известной полифункциональности, причем принципиально важным является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможности их полноценного взаимодействия. При этом участие одной из них в том или ином звене речевого акта является обязательным. Таким звеном, без которого осуществление речевого акта невозможно, у взрослого человека и является левополушарная кора.

Экспрессивная речь Этимология.

Происходит от лат. expressio - выражение.

Категория.

Форма речи.

Специфика.

Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

(от лат. expressio - выражение) - активное устное или письменное высказывание. (Не путать с экспрессивностью речи.) Устная Э. р. начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная Э. р. имеет сходное психологическое строение, за исключением завершающего этапа, который выражается здесь в виде написания слов (рукописно или на машинке). Нарушения устной и письменной Э. р. характерны для различных форм афазии и обусловлены либо дефектами замысла высказывания и внутренней речи, либо трудностями произношения слов или их написания. Характер нарушения устной и письменной Э. р. определяется локализацией поражения коры головного мозга (левого полушария у правшей). У слепых письменная Э. р. выражается в воспроизведении слов с помощью шрифта Брайля. Э. р. дактильная, применяемая глухими и слепоглухими, выражается в воспроизведении слов с помощью дактильных знаков. См. , , . (Е. Д. Хомская.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "экспрессивная речь" в других словарях:

    Экспрессивная речь - (от лат. expressio выражение) активное устное и письменное высказывание. Устная экспрессивная речь начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная экспрессивная речь имеет сходное… … Википедия

    Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи и завершается развернутым речевым высказыванием. См. также: Речь… … Финансовый словарь

    Экспрессивная Речь - (от лат. expressio выражение) процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно… … Психологический словарь

    ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - (от лат. expressio – выражение). Устное или письменное экспрессивно окрашенное высказывание. Устная Э. р. начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная Э. р. имеет сходное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …

    Вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия

    Речь - I является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Функциональные системы, обеспечивающие Р. представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих… … Медицинская энциклопедия

    Речь - Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Речь экспрессивная - (лат. expressio – выразительность) – произнесение слов и фраз при выражении своих мыслей, чувств, побуждений. Страдает при моторной афазии и аграфии. Синоним: Речь моторная. * * * См. Речь моторная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    речь моторная - (син. речь экспрессивная) формулировка и высказывание своих мыслей, чувств, желаний в устной или письменной форме … Большой медицинский словарь

Книги

  • Начало психоаналитического процесса , Д. С. Рождественский. Данное пособие затрагивает проблемы начала и того процесса, который известен нам как «классический психоанализ», и терапии пролонгированной, и краткосрочной (фокальной), т. к. ведя речь о… Купить за 388 руб
  • Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет. Диагностический журнал , Н. Л. Стефанова. Мониторинговые исследования развития мелкой моторики и речи детей позволяют построить индивидуальный маршрут коррекции речевых и психомоторных нарушений. В пособии представлены методики…

В одной из недавних статей блога «Литературная мастерская » (« ») речь зашла об эмоциональной составляющей языка. В тот раз нами была разобрана теоретическая (или если хотите, методологическая) основа этого весьма интересного явления. А сегодня нам предстоит разобраться, каким же образом на практике можно использовать полученные теоретические знания. Каким образом автор может оказывать на читателя эмоциональное воздействие? Какими приемами достигается эффект эмоционального сопереживания? Обо всем об этом читайте в сегодняшней публикации.

Эмфаза.

То, о чем мы собираемся поговорить, в теории литературы называется эмфазой.

Эмфаза – это придание авторской мысли особой выразительности посредством эмоционально-экспрессивного выделения в ней какого-либо элемента.

Например: «Ну и хорош ты!» Интонационные выделение слова «хорош » делает изначально нейтральную фразу эмоционально окрашенной. В этом и заключается смысл эмфазы.

Эмфаза не является самостоятельной фигурой речи. Эмфаза – это результат, эмоциональное воздействие , которое достигается посредством использования специальных приемов.

Каким же образом достигается подобный эффект? Конечно, при помощи эмоционально окрашенных слов. Но и не только. Бывает, авторы нарочно вводят в текст целые блоки экспрессивной речи. Именно такие блоки и представляют для нас главный интерес.

Вот как, например, это делают братья Стругацкие:

«Я попрыгал на месте, пробуя крепления, гикнул и побежал навстречу солнцу, все наращивая темп, зажмурившись от солнца и наслаждения, с каждым выдохом выбрасывая из себя скуку прокуренных кабинетов, затхлых бумаг, слезливых подследственных и брюзжащего начальства, тоску заунывных политических споров и бородатых анекдотов, мелочных хлопот жены и наскоков подрастающего поколения… унылые заслякощенные улицы, провонявшие сургучом коридоры, пустые пасти угрюмых, как подбитые танки, сейфов, выцветшие голубенькие обои в столовой, и выцветшие розовенькие обои в спальне, и забрызганные чернилами желтенькие обои в детской… с каждым выдохом освобождаясь от самого себя - казенного, высокоморального, до скрипучести законопослушного человечка со светлыми пуговицами, внимательного мужа и примерного отца, хлебосольного товарища и приветливого родственника, радуясь, что все это уходит, надеясь, что все это уходит безвозвратно, что отныне все будет легко, упруго, кристально чисто, в бешеном, веселом, молодом темпе, и как же это здорово, что я сюда приехал...»

Как видите, данный кусок заметно отличается от того, что мы привыкли видеть в обычных текстах. Этот кусок структурирован и написан специальным образом. Первое, что бросается в глаза, так это то, что данный отрывок – это, по сути, одно большое предложение (отмечаем про себя первый момент в создании эмфатического эффекта). В то время как другие предложения имеют нормальный размер, это – здорово выделяется на их фоне. Второй важной особенностью является то, что в этом большом предложении присутствует значительное количество однородных членов. Это перегружает восприятие читающего, создает эффект «набалтывания», эмоционального сумбура, неустойчивого психологического состояния. В такой череде однородных членов вспыхивают эпитеты и сравнения, авторы не стесняются использовать эмоционально окрашенную лексику. По большому счету, данное предложение является наэлектризованным сгустком экспрессивной речи в общем полотне текста.

Попытаемся выделить, в чем же состоят главные принципы построения эмфатического, экспрессивного блока в тексте:

  • Длинное предложение;
  • Большое количество однородных членов;
  • Экспрессивная лексика;
  • Эпитеты, метафоры, гиперболы, повторы и любые иные средства выразительности.

Особые приемы.

Однако если бы все было так просто и прямолинейно, читателю уже давно наскучили бы все эти длиннющие и однообразные экспрессивные куски. Поэтому вполне естественно, что каждому такому блоку нужно придавать определенное настроение, именно то, которые вы и хотите вызвать у читателя.

В этом плане чрезвычайно важная первая фраза, с которой и начинается эмфатический «монолог». Это может быть и риторический вопрос («Доколе можно это все терпеть? »), и восклицание («С меня хватит! »), и обращение («Люди, узнайте во мне себя! »). Здесь основная задача – обозначить мотив, направление дальнейшего эмоционального движения. Конечно, чем вкуснее фраза, тем больше она притягивает взгляд. Но главное, что все-таки от нее требуется – дать понять читателю, что сейчас будет сильный эмоциональный фрагмент.

Вторым интересным приемом являются повторы одних и тех же ключевых слов по ходу фрагмента, а также использование анафоры и эпифоры. Анафора – это целенаправленное повторение одних и тех же слов (звуков) в начале каждого предложения или отрывка: Например:

«Наше оружие - наши песни,

Эпифора – это целенаправленное повторение одних и тех же слов или звуков в конце предложения или отрывков.

Например: Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

Анафора и эпифора способны значительно усилить эмоциональный накал эпизода. Это – одни из самых действенных стилистических фигур.

Третьим моментом, которого мы уже коснулись выше, является то самое «набрасывание» или «нанизывание» однородных членов предложения. В теории литературы этот прием называется градация .

Градация – это стилистическая фигура, состоящая из последовательно нарастающей группировки выражений, относящихся к одному предмету.

Например: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»

Прием градации используется в нашем случае для создания нарастающего напряжения текста.

Еще одним интересным моментом, который может быть использован при работе над экспрессивным отрывком, является резкое и неожиданное смещение синтаксических конструкций.

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них?

То есть интонационно-ритмическая составляющая в таких отрывках по желанию автора может резко прерываться и переходить в совершенно иное русло. Это также хорошо подчеркивает эмоциональность нашего «монолога».

Ну и последним приемом, о котором стоит упомянуть, является использование многосоюзия (или в некоторых случаях – бессоюзия ). Без использования этих приемов достаточно сложно представить создание градации как таковой. Поэтому знать об этом нужно обязательно.

Пример многосоюзия:

Зато и внук, и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту…

Или же бессоюзие:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

В обоих фрагментах наблюдается создание градации. Однако в первом случае в связке с однородными членами каждый раз используется один и тот же союз. Это и называется многосоюзием . Во втором случае какие-либо союзы в цепочке однородных членов игнорируются целиком и полностью – это бессоюзие. И тот, и другой прием позволяет в равной степени успешно строить градацию. Что нам, как авторам, и требуется.

В заключении хочу привести еще один пример построения эмоционального фрагмента.

«Кем он стал? Предателем, убийцей? Эти слова звучали скупо, холодно, даже бестактно, они лишь формально обозначали то, что он совершил, в какой ад превратил жизни десятков невинных людей: его друзей, их родные, и прочих, и прочих, и прочих. Их лица стояли перед глазами гротескными масками: чудовищными слепками мертвых, безжизненных, обезображенных лиц. А он кричал в темноте и пустоте, в жестоком холоде, который забирался вовнутрь, превращая сердце даже не в камень, а в кусок рвотной массы. Измученное тело крутилось в агонии, ледяная вспенившаяся вода обволакивала его и ревела: тысячи, тысячи глоток звали его в глубину, в пещеру хозяина и господина, злого гения и похитителя душ. Мальчишка выполнил контракт, чудовищней которого и придумать было нельзя, и продолжал вопить о том, что лучше бы он сдох сам, но вопли лишь висли над головой бесплотными пузырями – слишком сильна была жажда к жизни, слишком крепок канат с этим миром, слишком слаба была юная воля…»

В нем, как вы видите, используются практически все разобранные выше элементы.

На этом все на сегодня. Надеюсь, вы разобрались в том, что же такое эмфаза, и каким путем достигается эмоциональное воздействие на читателя. Оставляйте свои вопросы и комментарии! До скорых встреч!

  • 1.2. Общие закономерности и теории старения
  • 1.3. Роль и место старости в онтогенезе человека
  • 1.4. Виды старения
  • Глава 2. Социальная геронтология
  • 2.1. Старение населения как социально-демографический процесс
  • 2.2. Социально-демографические проблемы современной России
  • 2.3. Последствия старения населения
  • 2.4. Исторический аспект места и положения старого человека в обществе
  • 2.5. История развития социальной геронтологии
  • 2.6. Социальные теории старения
  • Глава 3. Медицинские проблемы пожилого и старческого возраста
  • 3.1. Понятие здоровья в старости
  • 3.2. Старческие недомогания и старческая немощность. Способы их облегчения
  • 3.3. Образ жизни и его значение для процессов старения
  • 3.4. Последний уход
  • Глава 4. Феномен одиночества
  • 4.1. Экономические аспекты одиночества в старости
  • 4.2. Социальные аспекты одиночества
  • 4.3. Семейные отношения пожилых и старых людей
  • 4.4. Взаимопомощь поколений
  • 4.5. Роль домашнего ухода за беспомощными старыми людьми
  • 4.6. Стереотип старости в обществе. Проблема “отцов и детей”
  • Глава 5. Психическое старение
  • 5.1. Понятие о психическом старении. Психический упадок. Счастливая старость
  • 5.2. Понятие о личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Темперамент и характер
  • 5.3. Отношение человека к старости. Роль личности в формировании психосоциального статуса человека в старости. Индивидуальные типы старения
  • 5.4. Отношение к смерти. Понятие об эвтаназии
  • 5.5. Понятие об аномальных реакциях. Кризисные состояния в геронтопсихиатрии
  • Глава 6. Высшие психические функции и их расстройства в старости
  • 6.1. Ощущение и восприятие. Их расстройства
  • 6.2. Мышление. Расстройства мышления
  • 6.3. Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды
  • 6.4. Память и ее расстройства
  • 6.5. Интеллект и его расстройства
  • 6.6. Воля и влечения и их расстройства
  • 6.7. Эмоции. Депрессивные расстройства в старости
  • 6.8. Сознание и его расстройства
  • 6.9. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте
  • Глава 7. Адаптация к старости
  • 7.1. Профессиональное старение
  • 7.2. Принципы реабилитации в предпенсионном возрасте
  • 7.3. Мотивации продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста
  • 7.4. Использование остаточной трудоспособности пенсионеров по возрасту
  • 7.5. Адаптация к пенсионному периоду жизни
  • Глава 8. Социальная защита пожилых и старых людей
  • 8.1. Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста
  • 8.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей
  • 8.3. Пенсионное обеспечение по старости
  • 8.4. Пенсионное обеспечение по старости в Российской Федерации
  • 8.5. Социально-экономические проблемы пенсионеров в Российской Федерации в переходный период
  • 8.6. Истоки кризиса пенсионной системы в Российской Федерации
  • 8.7. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми
  • 9.1. Актуальность и значимость социальной работы
  • 9.2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей
  • 9.3. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых старых людей
  • 9.4. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми
  • 9.5. Медико-социальные взаимоотношения в обслуживании пожилых и старых людей
  • Список литературы
  • Содержание
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми 260
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 6.3. Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды

    Мышление теснейшим образом связано с речью и языком. Речь - это специфическая человеческая форма деятельности, использующая средства языка. Важной стороной речи является смысловая и семантическая сторона, что находит свое выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую данное слово включено. Для смысла речи имеют значение строение фразы, грамматическая конструкция, ударения и акценты.

    Различают экспрессивную и импрессивную речь.

    Экспрессивная речь - это речь, произносимая вслух. В особенностях экспрессивной речи, ее темпе, ритме, нарушении плавности могут найти выражение и симптомы многих патологических процессов. Так, при некоторых органических заболеваниях нарушается плавность речи. Речь становится замедленной, прерывистой, скандированной, как у больных болезнью Паркинсона. При старческих атрофических заболеваниях головного мозга характерным симптомом распада речи является запинание на первых слогах или логоклония. Довольно частым симптомом является палилалия , т.е. насильственное неоднократное повторение отдельных, обычно последних слов ответа на предложения. При атрофических заболеваниях головного мозга наблюдается оскудение экспрессивной речи, утрата речевой инициативы, лаконичность речи типа “телеграфного стиля” или “нежелания говорить”.

    Импрессивная речь - это восприятие речи других людей . Психические нарушения, основным расстройством которых являются нарушения речи, носят общее название афазии . К основным формам афазий относятся: моторная, сенсорная и амнестическая. При моторной афазии ведущее место занимает неспособность произносить слова, как это часто наблюдается при инсультах головного мозга с поражением левого полушария. При сенсорной афазии нарушается импрессивная речь, способность понимать речь окружающих. При амнестической афазии основное расстройство состоит в забывании названий, что часто наблюдается при атеросклерозе сосудов головного мозга. Больные испытывают затруднения в подборе нужных слов, название слова часто подменяется описанием действия, его функции (телефонная трубка - это то, “чем слушают”, ручка - это то, “чем пишут”).

    Важной стороной речи являются чтение и письмо . Расстройства чтения и письма - основной симптом при очаговых поражениях головного мозга, когда происходит прогрессирующее снижение интеллектуально-мнестической деятельности, запустевание психических функций. Больные при этом не читают, а скорее “угадывают” слова по отдельным буквам или сочетаниям букв. При расстройствах письма больной пишет слова не слитно, а разделяет их то на отдельные слоги, то на буквы, расположенные иногда далеко друг от друга, в разных направлениях и на разной высоте. Иногда больные пишут несколько букв на одном и том же месте, накладывая их одну на другую. В далеко зашедших случаях письмо больных полностью лишается сходства с буквами, а представляет стереотипно повторяющиеся каракули. Ранним признаком отражения патологического процесса в головном мозге является изменение почерка.

    6.4. Память и ее расстройства

    Память - это отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом. Память - это отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято.

    Различают три основные функции памяти:

      запоминание или фиксация;

      сохранение или ретенция;

      воспроизведение или репродукция.

    Существуют два вида памяти:

    кратковременная , под которой понимают способность к запоминанию, а также к сохранению и воспроизведению материала через сравнительно короткое время;

    долговременная память - это продолжительное удержание знаний, а также сохранение умения и навыков, большого объема информации.

    Основным расстройством кратковременной памяти является фиксационная амнезия . При этой форме патологии страдает способность запоминать и удерживать в памяти текущие события. Фиксационная амнезия входит в синдром Корсакова, названный так по имени известного психиатра, впервые описавшего это расстройство в 1887 г. у больных с хронической формой алкоголизма.

    Главным при этом состоянии является неспособность больного сохранить события на сколько-нибудь длительный промежуток. Функция сохранения резко нарушена. Больной забывает, что с ним несколько минут назад беседовал врач и каждый повторный визит в течение короткого времени воспринимает как первое посещение. Резкое расстройство памяти приводит к дезориентации во времени и месте. Больной не может найти выход из отделения, иногда даже затрудняется найти дверь в собственной палате, не в состоянии сообщить, сколько времени он находится в больнице, был ли завтрак и т.д.

    Другим расстройством памяти, чаще всего наблюдаемым в пожилом возрасте, является конфабуляция. Конфабуляция - это замещение провалов памяти вымыслами, при этом больной полностью уверен, что сообщенные им факты и события действительно имели место.

    В группе конфабуляций следует отметить в качестве особого расстройства так называемую жизнь в прошлом . Такое расстройство наблюдается при старческом слабоумии при наличии прогрессирующего снижения памяти. Больные вспоминают свои молодые годы, собираются выходить замуж, рассказывают, что они ездили покупать подвенечное платье, как они встречались с женихом. Считают себя молодыми. Они живут в прошлом и всех окружающих воспринимают в соответствии с этим. Дочери воспринимаются как сестры, сестра воспринимается как мать. Они говорят, что у них дома остались маленькие дети, просят отпустить их, чтобы покормить грудью своих малолетних детей. Эти события прошлого целиком определяют поведение таких больных.

    Проблема памяти и ее возрастных изменений занимает значительное место в изучении психологии старения и старости. Опыты многих отечественных и зарубежных авторов показали, что степень снижения запоминания в позднем возрасте может быть умеренной и становится более выраженной только в возрасте старше 70 лет. Расстройства памяти лежат как бы на поверхности при неблагоприятных формах психического старения, влекущего за собой распад высших психических функций. Время, когда начинаются изменения памяти, в каждом случае различно. Биографии многих замечательных людей показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и память. Так что “в старости разрушение памяти может начаться как угодно поздно, но может и не начаться совсем” (Н.Ф. Шахматов).

    В последнее время утвердилось убеждение, что снижение памяти распространяется одинаково как на события далекого прошлого, так и на недавние. В основе общераспространенного мнения, что старое помнится лучше, как полагают ученые, лежит личное отношение к прошлому. Расхожее представление о преимущественном нарушении памяти на недавние события, о чем много писалось и о чем можно услышать от пожилых людей, в последнее время не имеет сторонников.

    Вероятность появления расстройств памяти тем выше, чем старше возраст. Расстройство памяти - ранний симптом атеросклероза, вначале появляются трудности запоминания и припоминания. Больные не могут восстановить правильную последовательность событий, начинают путать даты. Вновь приобретенные знания тут же забываются. Помня о бывших недавно событиях, больные не могут определить их время. Отдаленные воспоминания, их временная последовательность тоже нарушается. Забываются названия предметов, выпадают при разговоре нужные слова. В далеко зашедших случаях нарушается способность к запоминанию только что происшедшего.

    Данное расстройство представляет собой нарушение развития речи, не имеющее отношение к или неадекватному обучению, также, оно не связано с общим нарушением развития, неврологическими расстройствами, или слуховыми нарушениями. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих находится на нормальном уровне.

    В школьном возрасте частота данных расстройств колеблется в диапазоне от трех и до десяти процентов. Причем, мальчики страдают расстройством экспрессивной речи в три раза чаще, по сравнению с девочками того же возраста.

    Расстройство экспрессивной речи нередко встречается у тех детей, среди родственников которых имеются больные, страдающие расстройствами артикуляции, а также другими расстройствами развития. Если говорить о тяжелых формах заболевания, то обычно они проявляют себя до трехлетнего возраста. Если отсутствуют отдельные словообразования в простых предложениях и фразах, когда ребенку уже исполнилось три года, то это является признаком задержки. Более поздние признаки нарушения могут проявляться в ограниченном словарном развитии, когда ребенок с трудом подбирает синонимы, использует набор шаблонных слов, сокращенно произносит фразы.

    Также при расстройстве экспрессивной речи пропускаются приставки, окончания слов, имеются множественные синтаксические ошибки, и прочее. При наличии данного нарушения может полностью отсутствовать последовательность при пересказе и в изложении, тем не менее, с пониманием речи никаких трудностей не возникает. Так же, для этого нарушения является характерным адекватное применение невербальных жестов, реплик, у ребенка имеется желание общаться с окружающими. В большинстве случаев артикуляция незрелая. Нередко возникают эмоциональные компенсаторные реакции при общении со сверстниками, допускается невнимательность, расстройства поведенческого типа. Если имеет место функциональный энурез, или расстройство координации, то это классифицируется, как сопутствующие нарушения.

    Причины расстройства экспрессивной речи

    В настоящее время специалисты не называют точных причин, вызывающих расстройство экспрессивной речи. В качестве возможного варианта может быть принято несвоевременное формирование нейрональных функциональных систем. Если присутствует семейный анамнез, то он может указывать на генетическое происхождение данного расстройства. Известно, что нейропсихологический механизм расстройства имеет отношение к кинетическому компоненту, если имеется заинтересованность в работе премоторных мозговых отделов, а также заднелобых структур. Нередко расстройства экспрессивной речи связаны с тем, что не сформировано пространственное представление речи – имеется в виду зона теменного височно-затылочного перекрестка.

    Такое возможно, если наблюдается нормальная левополушарная локализация речевых центров, или нарушения функционирования непосредственно в левом полушарии. Еще одной причиной может являться задержка развития нейронных связей при органическом поражении речевых зон коры. В основном, это касается правшей. В том числе, имеется немало данных о влиянии на развитие экспрессивной речи генетических факторов, неблагоприятного социального окружения. То есть, когда ребенок имеет постоянный и длительный контакт с людьми, которые отличаются низким уровнем речевого развития.

    Из списка причин, вызывающих расстройства экспрессивной речи, специалисты не исключают такие причины, как проблемы со слухом, различные расстройства психики, врожденные пороки развития речевого аппарата, и другие заболевания. Также, доказано, что к правильному произношению слов способны только те люди, у которых имеется нормальный, без патологий, слух. В связи с этим, слух детей требуется регулярно проверять. Если родители обнаруживают, что младенец прекратил лепетать, и все время молчит, необходимо провести обследование, обратившись к врачу-педиатру.

    Лечение расстройства экспрессивной речи

    При лечении данного нарушения не стоит рассчитывать на мгновенные результаты, так как это довольно длительный процесс, требующий терпения, как врача, так и родителей пациента, его близких родственников. А первую очередь предпочтение отдается семейной терапии, речевой терапии, которая подразумевает значительное количество различных лечебных мероприятий, специальных занятий. В частности, в речевую терапию включаются такие элементы, как овладение фонемами, правильным построением фраз и предложений, увеличение словарного запаса. Если имеются признаки сопутствующего или вторичного нарушения, проявленного в поведенческой сфере, в эмоциональной области, то лечения подразумевает использование психотерапевтических методов, а также назначается адекватное медикаментозное лечение.

    Несомненно, подобное нарушение в значительной мере мешает успехам ребенка в школе, нарушает нормальную повседневную жизнь, и ребенок не может общаться, если необходимо использование вербальной формы. Поэтому лечебные процедуры необходимо начать своевременно. При диагностике расстройства экспрессивной речи следует дифференцировать заболевание с такими нарушениями, как . В этом случае, имеет место абсолютное нарушение интеллекта, как в вербальной, так и в невербальной сфере. Расстройства развития могут быть общими, для них типичны такие признаки, как неадекватные жесты и движения, отсутствие способности и желания вступать в социальные отношения.

    Среди различных методик лечения значительное место отведено занятиям с логопедом, курсу специальных занятий и тренингов с психологом. По показаниям, может быть назначено лечение у врача-психиатра, и нередко оно является основным. Если, начиная лечение, врач сомневается в точности диагноза, то могут быть назначены дополнительные исследования. Дифференциальная диагностика необходима для того, чтобы безошибочно установить анатомический очаг поражения. В подобных случаях проводятся инструментальные методы, например, МРТ головного мозга, ЭЭГ, КТ головного мозга, и другие.