Развитие наглядно образного мышления у детей. Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы

Способность создавать образы развивается прежде всего в игре и творчестве. Также влияет на неё качество воспроизведенных образов, которые получает ребенок, – мультфильмов, книжных иллюстраций, игр и игрушек.

КОМПЬЮТЕР И ТЕЛЕВИЗОР

Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребёнок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка-дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.

Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов
развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект.

Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.

…за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.

В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».

Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни-Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.

Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.

Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).

Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.

КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.

Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.

Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.

Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.
Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.
Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.

При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного…

КАРТИНКИ-КОМИКСЫ

Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.

ИГРУШКИ

Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.

1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла-парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.

2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая-нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу.

Ребёнку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.

3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки-трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.

Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов…

Развитие дошкольников происходит стремительно. С каждым годом они проходят несколько этапов, которые позволяют им оценивать не только окружающий мир, но и собственную роль в окружении. Формируется важнейший процесс — наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста, закладывающее фундамент для последующих мыслительных операций.

Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте

В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых формируются уже в более взрослом возрасте.

До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:

  • Наглядно действенное
  • Наглядно образное
  • Теоретическое

В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.

Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.

Наглядно действенное

Наглядно действенное мышление полностью формируется в 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.

Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.

Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно действенным. Освоение действия — например, складывание кубиков, — происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.

Наглядно образное

Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый и запомненный предмет. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.

Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будет ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.

Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.

Это может быть:

  • Аппликация из цветной и блестящей бумаги
  • Игры с конструкторами
  • Рисование карандашами, мелками, красками
  • Лепка из глины и пластилина.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детским ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Формирование наглядно образного мышления

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.

Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходим тактильный контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.

Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач;
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления;
  • Оперирование образами способствует развитию .

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.

В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.

Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:

  • Наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
  • Сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
  • Сбор паззлов с постепенным усложнением задачи;
  • Рисование по памяти;
  • Творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
  • Экскурсии в музеи, на выставки;
  • Отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
  • Создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.

Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:

  • Демонстрация;
  • Описание или объяснение;
  • Совместная деятельность;
  • Самостоятельная работа по образцу;
  • Творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.

Любое занятие не должно утомлять ребенка, едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или посещением экскурсий.


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно - действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей - не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка - сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами - сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Обобщение

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены - это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару» (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Полезное видео о развитии творческого мышления детей:

В психологии выделяют три формы мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственно-временное (темпоральное). Об особенностях развития мышления дошкольников каждого из вышеперечисленных видов и пойдет речь в этой статье. Вы узнаете, какие этапы проходит ребенок в процессе изучения внешнего мира и чем отличается мышление мальчиков от мышления девочек.

Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.

Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.

Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.

Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия. Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков.

Как развивается наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста

В процессе зрительных и ориентировочных действий, образовавшихся во время манипуляций с различными предметами, формируются зрительные образы. На этом этапе развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста для ребенка главными признаками вещей являются их форма и величина. В раннем детстве цвет не имеет основополагающего значения для узнавания вещей. Дети обращают внимание на контуры и общую форму.

Особую роль играют соотносящие действия, которые направлены на развитие наглядных и действенных мыслительных процессов. Малыш здесь производит манипуляции с двумя и более предметами и учится постепенно соотносить их размеры, форму, место, где они находятся. Он начинает совершать действия с несколькими предметами - нанизывает колечки на пирамиду, ставит друг на друга кубики. Однако в ходе этих процессов он не принимает во внимание характеристики предметов, подбирать их в соответствии с формой и размером он начнет гораздо позже, как и располагать их в заданном порядке.

По этой причине большинство игрушек, рассчитанных на детей такого возраста (сюда относятся различные пирамидки, кубики, матрешки и т. д.), предполагают соотносящие действия. При этом для развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста все они должны быть направлены на получение определенного результата, чтобы все манипуляции имели одну общую цель. Соотносящие действия могут выполняться в зависимости от того порядка, который предлагает взрослый. Если ребенок занимается подражанием, т. е. он производит те же самые действия, что и взрослый участник игры, то результат будет получаться только при непосредственном участии наставника. Однако для формирования действенного мышления у детей необходимо, чтобы малыш самостоятельно учился выделять наиболее важные характеристики предметов, подбирать составные части и собирать их в правильном порядке.

Данный вид мышления у детей формируется по большей части самостоятельно. Участие взрослого человека должно ограничиваться только одним: ему необходимо заинтересовать ребенка предметом и вызвать желание начать с ним взаимодействовать. Сначала ребенок может начать практически опробовать предметы, так как он пока что не овладел навыками зрительного сравнения величины и формы. Особенность развития этого вида мышления у детей ярко проявляется на примере игры с матрешкой: прикладывая две неподходящие друг к другу половинки, малыш будет стараться получить нужный результат силой - втиснуть неподходящую часть. Как только он убедится в том, что его действия не приносят требуемого результата, он начнет пользоваться другими элементами до тех пор, пока ему в руки не попадет нужная деталь. Для развития мышления у детей игрушки разработаны таким образом, что они сами подскажут, какой из элементов подходит больше всего. Рано или поздно малыш сможет самостоятельно добиться долгожданного итога.

После того как внешние ориентировочные действия будут освоены, ребенок начинает зрительно соотносить характеристики вещей. Здесь происходит закладка зрительного восприятия, когда качества одного предмета принимаются им за образец, с которым малыш будет сравнивать свойства других вещей. Проявление данной способности заключается в подборе деталей на глаз. Это значительно ускоряет взаимодействие с предметами, так как практически направленное действие производится сразу, процесс практических проб отходит в сторону.

На следующем этапе развития мышления, когда дети достигают двухлетнего возраста, они уже способны подбирать предметы зрительно по образцу. Взрослый во время игры предлагает малышу подать ему точно такой же предмет, на что он должен правильно отреагировать и выбрать из всей массы игрушек наиболее, по его мнению, подходящую вещь. Однако мышление здесь направлено на три ключевых фильтра - сначала ребенок будет искать предмет, подходящий по форме, затем по размерам и только в последнюю очередь по цвету. Получается, что новое восприятие образуется для уже известных характеристик, которыми ребенок пользуется регулярно, а впоследствии оно переносится и на менее существенные показатели.

Стоит отметить, что особенности развития мышления у детей в раннем возрасте таковы, что они не могут правильно подобрать предмет довольно сложной формы, особенно если взрослый предлагает малышу найти сразу несколько вещей. Кроме того, ребенок может и вовсе упустить из виду характеристики, кажущиеся ему не слишком важными. К примеру, если ему требуется выстроить из кубиков пирамидку определенной величины по образцу, то он не будет обращать внимание на цвета, хотя уже умеет их различать.

Чуть позже, с развитием этого вида мышления дети приобретают постоянные образцы, с которыми они могут сравнивать все предметы. В их качестве выступают вещи, чья форма очень ярко выражена, или же представления о них. Например, малыш может воспринимать все треугольное как домик, а все круглое как мячик. Это скажет родителям о том, что их малыш уже приобрел определенные представления о форме предметов, и они закрепились в его мозге в связи с определенными вещами.

Представления о формах предметов формируются в зависимости от того, насколько быстро малыш начинает овладевать зрительной ориентировкой. Чтобы развитие этой формы мышления у детей не затормаживалось, а его представления о характеристиках предметов становились как можно более обширными, малышу нужно знакомиться со свойствами вещей при нахождении их в определенной среде. Ему приходится быть в постоянном взаимодействии с богатой сенсорной средой, и именно она оказывается влияние на его дальнейшее развитие, причем как на физическое, так и умственное.

Соотносящие действия ребенок регулярно воспроизводит и повторяет. За счет этого в его голове складываются определенные психические действия. Одна из особенностей развития этой формы мышления у детей заключается в том, что даже в этом возрасте у малышей начинают возникать действия, которые они производят только в своем уме, не прибегая к внешним воздействиям. Например, он в уме через зрение может выбрать наиболее подходящую деталь.

Психология развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников

В основе догадки проба, прошедшая через умственный анализ, связана с образами предметов. Приблизительно около трех лет у детей младшего дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышления. В раннем возрасте данная форма мышления у детей лишь зарождается, из-за чего малыш может применять его только в рамках ограниченного круга задач. Психология развития мышления детей в этом возрасте такова, что более сложные действия он производит при помощи наглядно-действенной формы.

Для развития всех типов мышления детям младшего дошкольного возраста требуются определенные развивающие игрушки, без которых данные процессы могут серьезно затянуться. Наиболее подходящими являются составные игрушки, при использовании которых малышу требуется соотносить детали по размеру или цветам. Иногда во время игры используют сразу две одинаковых вещи, одна из которых выполняет функцию образца, а вторая нужна для того, чтобы воспроизвести действие с предметом.

Одним из самых первых воспроизводящих действий является вкладывание одного предмета в другой. Ближе к концу первого года жизни ребенок достает из коробочки свои игрушки и помещает их обратно. Сначала он их вынимает, а затем разбрасывает. Если взрослый собирает их обратно, то малыш вновь будет их доставать. Так продолжается несколько раз подряд.

Еще через несколько месяцев ребенок быстро собирает небольшие игрушки в определенную емкость. Взрослый человек должен поддержать это начинание и для формирования наглядно-образного мышления у детей показать, как можно собирать игрушки в небольшую коробку, а потом перекладывать их в какую-нибудь другую тару. Если ребенку будет это интересно, такое занятие сильно увлечет его. Однако он станет получать удовольствие от самого процесса, а не от итогового результата.

Взаимодействие с вкладышами в процессе формирования наглядно-образного мышления у детей – более сложный процесс. Подобный набор - это несколько предметов примерно одной и той же формы, но разных размеров. Основная задача ребенка при игре с вкладышами состоит в соотнесении величины предметов, чтобы развить координацию рук. Эти предметы очень полезны для развития не только восприятия, но и мышления.

Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста

Еще одной крайне полезной игрушкой является пирамидка. Родители должны научить ребенка правильно играть с ней - прежде всего, надевать кольца и снимать их. Для малышей наиболее подходящей станет пирамидка с крупными разноцветными кольцами, находящимися на стержне небольшой длины (около 20 см). Как развить мышление у ребенка при помощи этой игрушки? Взрослый должен поставить стержень перед ребенком и показать, как нанизывать кольца и как снимать. Родитель может взять руку малыша и вложить в нее кольцо пирамиды. После того как упражнение несколько раз будет проделано, можно позволить ребенку выполнить его самостоятельно.

Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая - максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров - эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.

Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.

Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.

Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.

В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.

Развитие формы визуально-словесного мышления у ребенка

Развитие визуально-словесного мышления у ребенка базируется не только и не столько на восприятии предметов, сколько на описаниях и объяснениях, полученных от родителей в устной форме. Несмотря на это, малыш все равно мыслит конкретными понятиями. Например, он уже знает, что металлические предметы тонут в воде, поэтому он точно уверен в том, что гвоздь пойдет ко дну. Тем не менее, он подкрепляет это личным опытом, который выражается словами: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

В этом возрасте дети очень любознательные и задают взрослым массу вопросов. Для развития мышления у детей дошкольного возраста на каждый вопрос у родителей или воспитателей должен быть ответ. Первые вопросы зачастую бывают связаны с нарушением привычного порядка вещей, например, когда ломается игрушка, которая раньше работала нормально. Ребенок интересуется у взрослых, как ему быть и что делать. Несколько позже возникают вопросы относительно того, что его окружает.

Развитие мышления детей среднего дошкольного возраста и младших школьников ускоряется. Когда ребенок идет в школу, характер его деятельности претерпевает значительные изменения. Например, очень расширяется круг предметов, которые составляют его интерес. Учитель направляет детей в классе таким образом, чтобы они могли свободно излагать свои мысли словами. Им предлагается сначала подумать, а потом выполнить определенное действие. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте дети мыслят еще конкретно-образными понятиями, в них закладывается уже абстрактное мышление. Их умственные процессы начинают распространяться на животных, растения, окружающих людей и т. д.

Однако в этом случае темпы развития зависят, прежде всего, от того, насколько правильно подобрана программа обучения. Если дети занимаются по программе повышенной сложности, то примерно к восьми годам их способности к отвлеченному рассуждению значительно выше, нежели у сверстников, которые обучаются по стандартным образцам. Главным плюсом такого метода является то, что учитель всегда прекрасно осведомлен о том, какой фактический материал необходимо использовать и как формируются мыслительные процессы того или иного ученика.

Этапы развития пространственно-временного мышления детей

Ещё один вид мышления у детей дошкольного возраста – пространственно-временной или темпоральный. Взрослые люди прекрасно понимают, что время - понятие весьма неоднозначное и относительное. Дети тоже задумываются о чем-то подобном, однако первоначально их следует познакомить с данным понятием. Детские психологи уже давно отметили тот факт, что основным ориентиром для ребенка относительно времени является какое-либо яркое событие или же значимое впечатление, ожидание чего-либо. В данном случае получается, что малыш прекрасно ориентируется как в прошедшем, так и в будущем времени, но настоящее отсутствует. Ребенок представляет настоящее как текущий момент, то, что происходит сию секунду.

Было замечено, что даже очень маленькие дети способны усвоить то, что повторяется ежедневно - утро, вечер, ночь. Ребенку проще ориентироваться во времени, если родители будут желать ему доброго утра или спокойной ночи. В связи с тем, что мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, им тяжело оперировать абстрактными понятиями.

Время как раз и представляет собой абстрактную категорию - его невозможно увидеть, почувствовать либо услышать.

Одна из особенностей развития темпорального мышления у детей дошкольного возраста – «природное ощущение времени», ведь даже младенцы ориентируются по своим внутренним биологическим часам, заложенным в них природой.

Если детям с самого раннего возраста прививался четкий временной распорядок дня, то усвоить время им будет значительно проще. Их организм подстраивается под существующий ритм жизни, поэтому представление о временных отрезках складывается в их мозге намного быстрее, чем у тех детей, которые не имеют определенного распорядка. Если сегодня малыша кормили в полдень, а вчера в 2 часа дня, ему значительно сложнее ориентироваться во времени.

Часами дети начинают интересоваться приблизительно с трех или четырех лет. Если малыш имеет хорошие природные данные, то уже к этому возрасту он способен в них ориентироваться. Для развития пространственно-временного мышления детей с раннего возраста родители должны познакомить их с самим понятием времени.

Этому не стоит посвящать каких-либо отдельных бесед, нужно всего лишь говорить слова, обозначающие временные понятия, в процессе игры и общения с малышом. В результате взрослый попросту комментирует свои действия и планы. Именно подобные понятия поначалу закрепляются в сознании ребенка. При этом они могут относиться не к ежедневным действиям, а к тому, о чем родители рассказывают своему отпрыску.

Немного позже можно начать обозначение более конкретных временных отрезков, чтобы в голове у ребенка складывалось понятие относительно прошедшего, настоящего и будущего. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд, так как малыш зачастую путает эти слова. Ему тяжело разобраться в абстрактных понятиях, но со временем он освоит и это. Сразу же можно давать информацию относительно календарных понятий - дней, месяцев, недель и т. д. Чтобы все они находились постоянно у него на виду, нужно приобрести специальный детский календарь и повесить его в комнате малыша.

Следует быть готовым к тому, что пространственное мышление у детей развито недостаточно, и малыш сразу не в состоянии запомнить такие сложные слова и понятия. Родителям нужно набраться терпения, постепенно и последовательно обучать ребенка времени. Каждое утро надо рассказывать ему о том, какой сегодня день недели, число месяца и т. п. Со временем он научится самостоятельно определять их по календарю. Родителям нужно продумать, как превратить этот процесс в увлекательную игру. Удобнее всего, если временные понятия будут упоминаться в разговорах и планах.

Чтобы ребенок смог быстрее запомнить, что же такое неделя, проще всего, начиная с понедельника, обводить кружком каждый прошедший день. Когда наступит вечер воскресенья, малышу нужно показать, что минуло 7 дней, которые составляют одну строчку на календаре. В связи с тем, что ребенок мыслит предметно и зрительно, запомнить понятие недели с помощью такого подхода ему будет намного проще.

Можно поступить немного иначе - приобрести календарь с крупными клетками и каждый прошедший день рисовать в них какое-либо изображение. Оно должно символизировать событие, связанное с жизнью малыша в этот день. На календаре можно также отметить важные семейные праздники и другие даты. Благодаря этому подходу, малыш примерно к пяти годам научится готовиться к будущим событиям, станет планировать и распределять свое время.

Особенности развития мышления детей-дошкольников таковы, что уже в двухлетнем возрасте ребенок способен осознать, что происходит смена времен года. Этот процесс, возможно, ускорить, если родители будут обращать внимание малыша на те изменения, которые совершаются в природе при смене времен года. Можно не только рассказывать ребенку об этих изменениях, но и расспрашивать его, например, о том, как выглядели сквер или детская площадка еще совсем недавно. Малыш, конечно, не сможет сразу запомнить, в какой последовательности идут месяцы, поэтому к этой теме надо возвращаться снова и снова. В книжках для детей тоже так или иначе затрагивается понятие времен года и времени в целом.

Только после того как ребенок разберется с днями, неделями, годами и месяцами, можно переходить к часам. Чтобы эти разговоры не пропали впустую, его лучше познакомить с цифрами от 1 до 12. Проще всего разговаривать с малышом о часах на примере крупного циферблата с нанесенными на него делениями. Родители должны рассказать ему о том, как перемещаются минутная и часовая стрелки, причем ребенок в возрасте от пяти до семи лет в состоянии воспринять и усвоить такую информацию.

После того как он запомнит все это, нужно изо дня в день тренировать его, спрашивая, где находятся стрелки, когда он встает с постели или ложится спать.

Развитие ребенка в раннем возрасте: различия мышления мальчиков и девочек

В ходе проведенных исследований было выявлено, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 5 месяцев позже говорить. А уже к периоду полового созревания этот промежуток увеличивается до 2 лет.

Разный пол детей - это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам. Это еще и разный мозг, и разная психика и разное развитие мышления: у младших дошкольников-девочек оно выше.

В дошкольном возрасте девочки опережают мальчиков в развитии вербальных (устных, словесных) способностей. Они мало отличаются от них по скорости овладения речью, но после 2 лет девочки становятся более общительными, охотно контактируют с другими детьми. Речь девочек более правильная.

У мальчиков, в отличие от девочек, лучше развито пространственное мышление. Им, как правило, труднее облечь свои мысли в форму правильно построенного высказывания.

Процессы восприятия, развитие мышления младших дошкольников и их памяти также сильно различаются. Девочки при решении пространственных задач используют в основном речевые опоры, а при решении речевых или логических - образные и эмоциональные.

Мальчики всегда больше ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. Если мальчики задают вопросы ради получения конкретных сведений, то девочки - для установления эмоциональных контактов.

У девочек в дошкольном возрасте медленнее созревает правое полушарие, а у мальчиков - левое. Именно из-за этой физиологической особенности девочки до 10 лет лучше запоминают цифры, и им легче дается решение логических задач. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.

Статья прочитана 7 593 раз(a).

Евгения Богатова
Особенности развития познавательных процессов детей 3–4 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам : речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые) . Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности . Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы : восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой . Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи : возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность : занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием» . Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей . С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления , способствует развитию речи , памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений , детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления , воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов : окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например : трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо . Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило : прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам : предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то , что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры , обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.

В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое) .

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память , содержание которой значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками) .

До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не овладевает он и теми способами , приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти , чем богаче опыт и знания детей , запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти . Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов . Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника , поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития .

Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть уровень подготовленности ребенка к поступлению в первый класс, освоение им школьной программы. Для того, чтобы ваш малыш умел проявлять фантазию и смекалку, необходимо как можно больше с ним заниматься. Как же это сделать? По какой методике работать? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете в нашей статье.

Необходимость развития образного мышления

Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы:

  • научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;
  • привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;
  • развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.
улучшить образное мышление у детей можно при помощи развивающих игр

Способы развития наглядно-образного мышления

Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию. Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.

Основные методы

Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:

  • прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;
  • экскурсии в различные музеи, на выставки;
  • путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;
  • игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;
  • рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;
  • создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть - мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг;
  • занятия с пластилином, глиной, гипсом;
  • сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету;
  • поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;
  • рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.

Занятия по развитию необходимо выстраивать по следующей схеме:

  • покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;
  • поясните свои действия;
  • попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;
  • предложите малышу выполнить задания без использования примера.

Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.

Упражнения

Для того, чтобы развить у ребенка наглядно-образное мышление, необходимо использовать различные упражнения, проводимые в игровой форме. Далее мы рассмотрим самые результативные и популярные из них.

«Угадай, что это»

Для проведения этого задания вам понадобятся следующие предметы:

  • коробка;
  • небольшой мячик;
  • кукла;
  • машинка;
  • кубик;
  • собачка;
  • зайчик.

Взрослый берет коробочку и говорит малышу: «Давай узнаем, что в ней лежит». Затем показывает ребенку все игрушки по очереди и просит его их запомнить. Педагог накрывает мячик, кубик, куклу, зайчика и собачку тряпочкой или салфеткой и начинает описывать какой-то один предмет, попросив ребенка угадать то, о чем он говорит. Например, «Круглый, катится, прыгает, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». Если малыш не смог угадать, то взрослому необходимо еще раз показать данную игрушку и повторить упражнение. После правильного ответа, ребенку необходимо описать выбранный им предмет. Такое действие следует проводить с каждой игрушкой. Это упражнение прекрасно тренирует память, внимательность и образное мышление.

«Кто где живет?»

Для этого упражнения необходимо подготовить несколько картинок с животными и местами их обитания, например, медведь - берлога, зайка - норка, птичка - гнездышко, бобер - плотина. Покажите ребенку данные изображения, объясните суть задания и попросите запомнить, где живет какое-то определенное животное. Затем спросите: «Кто где живет?», показывая картинки поочередно. Такое задание формирует зрительную память и расширяет кругозор.

«Ищем мячик»

Для выполнения этого задания необходимо подготовить 5 резиновых мячей разных размеров и цветов: красные и красные с белой полоской (маленький и большой), зеленый с белой полоской (маленький и большой), 1 большой синий.

Педагог показывает ребенку каждый мячик поочередно и просит их запомнить. Затем мячи накрывают тряпочкой. После этого один из мячей описывается в виде простого рассказа, например, «Петя пришел во двор с большим красным мячом - найди тот мяч, который принес Петя». Взрослый убирает тряпочку и дает ребенку время на обдумывание. После того, как малыш сделал свой выбор, его просят объяснить почему он поступил так, а не иначе. Это упражнение тренирует зрительную память и развивает логическое мышление.

«Угадай и нарисуй»

Для правильного выполнения этого задания необходимо подготовить альбом или листок бумаги, карандаши и интересные загадки о чем-либо. Педагог загадывает ребенку какое-то слово, это может быть животное, что-то съедобное, а затем просит отгадать. Если малыш правильно отвечает на вопрос, то взрослый просит его изобразить на листе бумаги тот предмет, который был загадан. Такое упражнение отлично тренирует воображение, развивает фантазию и образное мышление.

рисование помогает развить образное мышление

«Найди половинку»

Для проведения игры «Найди половинку» необходимо напечатать несколько картинок с различными изображениями и разрезать их пополам. Например, это может быть гриб, машина, геометрические фигуры. Педагог раскладывает на столе в хаотичном порядке данные изображения и просит малыша найти их половинку. Это задание тренирует внимательность, сообразительность и наглядное представление о чем-либо.

«Что у них общего?»

Простое логическое задание «Что у них общего?» проводится с целью формирования у ребенка зрительной памяти, логического и образного мышления. Педагог должен подготовить несколько предметов, которые имеют что-то общее, например, кукла, мишка, мячик, машинка - это игрушки или самолет, автомобиль, пароход, поезд - это техника. Таким образом, ребенок учится классифицировать предметы, определяя их в одну группу на основе каких-либо общих признаков.

«Нарисуй картинку»

Для проведения данного упражнения понадобятся: несколько карточек с изображением птиц, млекопитающих, рыб, а также 3 конверта и карандаши. Педагог говорит: «Мои картинки кто-то перепутал - помоги мне разобрать их». Затем ребенок должен разложить карточки по 3 конвертам, причем так, чтобы в них оказались картинки, имеющие что-то общее между собой. После того, как малыш выполняет это задание, взрослый просит его изобразить на каждом конверте то, что в нем лежит. Эта игра формирует зрительную память, учит ребенка быть внимательным и наглядно мыслить.

«Где круг, а где овал?»

Взрослый называет ребенку различные предметы круглой и овальной формы, а затем спрашивает, что из перечисленного можно назвать кругом, а что овалом. Например, «Яблоко -круглое, а яйцо - овальное», «Какой формы апельсин, дыня, лимон?». Такое упражнение тренирует пространственное мышление и учит малыша думать.

«Что можно есть, а что нельзя?»

Для проведения данной игры необходимо заготовить несколько картинок, на которых будут изображены съедобные и несъедобные предметы, например, машина, дудочка, колбаса, морковь, ручка. Педагог показывает ребенку поочередно картинки и просит сказать, что из них можно есть, а что нет. Это задание развивает у ребенка сообразительность, внимательность и скорость мышления.

«Что может быть только внизу, а что только наверху?»

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, что может быть только наверху, а что внизу. Например, «Посмотри наверх, что ты там видишь? - правильно, люстру» или «Посмотри вниз, что там? - верно, ковер». По аналогии, педагог просит малыша привести подобные примеры. Это упражнение развивает смекалку, воображение и образное мышление.

«Что бывает только сладким?»

Преподаватель просит малыша называть ребенку только то, что может быть только сладким в следующем формате: «Я называю сладкие продукты, а если я скажу неправильно, то ты говоришь стоп». Например, малина, конфета, сахар, дыня, лимон. Ребенок должен сказать: «Стоп!» при слове «лимон». Такое упражнение тренирует скорость мышления и внимательность.

«Скорее отвечай»

Для проведения этого задания вам пригодится небольшой мячик. Итак, вы встаете и говорите малышу: «Я буду называть различные цвета, а когда брошу тебе мяч, то ты должен назвать какой-нибудь предмет такого оттенка быстро, не задумываясь». Например, желтый, ребенок начинает искать в комнате что-то желтого цвета. Также использовать можно не только оттенки, но и материалы, из которых сделаны предметы, к примеру, деревянный, пластмассовый. Эта игра развивает наглядно-образное мышление, внимание и сообразительность.

Преподаватель просит малыша найти два похожих предмета и рассказать об их общих чертах. К примеру, вы говорите: «Трава-огурец». Что у них общего? Ребенок должен ответить: «Они зеленые» или же «Солнце-лимон» - они круглые и желтые. Это упражнение формирует зрительное представление о разнообразных предметах, зрительное мышления и память.

«Убери лишнее»

Взрослый называет несколько слов, например, «чашка, машина, цветок, одуванчик, роза, клевер, василек» и просит ребенка убрать лишние из них. Малыш должен ответить, что сюда не подходят чашка и машина, так как все остальное - это цветы. Обязательно просите ребенка обосновать свой выбор, то есть по каком принципу он провел группировку тех или иных предметов. Данное упражнение развивает логическое мышление, смекалку и усидчивость.

«Какой это звук?»

Преподаватель просит ребенка назвать повторяющийся звук. Это упражнение на внимательность и сообразительность. К примеру, вы говорите: «ши-ши-ши - у меня карандаши или но-но-но - вот на дереве гнездо», затем спрашиваете: «Какой звук повторялся?». Малыш должен ответить: «Ш» или «Н».

Занятия по развитию образного мышления необходимо проводить регулярно для закрепления полученных знаний. Ведь, чем чаще вы будете заниматься со своим ребенком, тем быстрее появится первый результат. В нашей статье вы познакомились с достаточно простыми упражнениями, которые можно с легкостью выполнять в домашних условиях. Главное, запаситесь терпением, и тогда у вас все получится.