Самоучитель стенографии (Губская Е.К.). Стенография - что это такое? Основы и знаки стенографии Научиться стенографии самостоятельно онлайн

Ещё в школе услышал о способе быстрой фиксации речи. Воображение тут же нарисовало картину дневника полного пятёрок. Воодушевление было столь велико, что после уроков сломя голову бросился в библиотеку. Пособие для студентов и преподавателей сулило двукратное ускорение, путём введения сокращений:

1) √ — исток, корень

2) ? — задача, проблема

3) ! — внимание, осторожно

4) () — аплодисменты

5) (— начинать, стартовать

6)) — заканчивать, завершать

7) (:) — замысел, точка зрения

8) ^ — агрессия, конфликт

9) ± — рядом, около, почти

10) } — объединять, в совокупности

Для начала показалось неплохо, но за неделю желанные слова от учителей не прозвучали. Пришлось готовиться обстоятельнее. Не понимая сложности высшей математики, заучил:

1) ∠ — угол

2) ∾ — подобие

3) ∴ — поэтому

4) ∵ — потому, что

5) ∃ — существует

6) ∈ — принадлежит

7) U — объединение

8) Π — произведение

9) ∀ — все, любой, каждый

10) ≡ — идентично, совпадение.

На помощь пришла картография:

1) ○— ртуть

2) ▲— нефть

3) ◊ — мрамор

4) ☼ — алмазы

5) ■ — каменный уголь

и физика:

1) F — сила

2) m — масса

3) E — энергия

4) V — скорость

5) ρ — плотность.

В какой-то момент подступило разочарование — можно, конечно, выучить:

1) х — много

2) = — уровень

3) / — отрицание

4) → — следует

5) ← — зависит

6) ↔ — обмен, замена

7) ↓ — падает, снижается

8) — растёт, увеличивается

9) ║— параллельный

10) ┴ — перпендикулярный,

но не хватало какой-то магии, чуда, волшебства. По инерции продолжал коллекционировать в надежде отыскать Грааль:

1) Ψ — душа

2) ∑ — сумма

3) ∂ — который

4) ø — диаметр

5) ∆ — разница

6) σ — отклонение

7) t° — температура

8) ∸ — скрещивание

9) ∩ — пересечение

10) ∞ — бесконечность,

Наткнулся на новенький учебник скорописи с запахом типографии и не до конца разрезанными листами. Открывал бережно, словно сундук с сокровищами, забыв о тысячности тиража. Казалось, книга ждала именно меня. Иллюстрации трафаретной печати дарили предвкушение успеха.

Долгие вечера тянулись написанием штриховых каракуль. Чувствовал себя первоклассником, вернувшимся к прописям, зато в пятом классе уже вовсю писал ускоренным методом. Тридцать пять лет практики привели в тупик — конспекты способен прочесть исключительно сам. Недавно пришлось вернуться к первоистокам.

Вместе с группой 9-го набора Школы траблшутеров заново придумали ассоциативные изображения, которые отрисовал Андрей Королёв — студент 4 курса Химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, золотой медалист Международной менделеевской олимпиады школьников по химии:

1. А и Я связали с А лЯ ской. Слово содержит обе буквы, а написание первой снизу вверх под правым наклоном закрепляет мнемоническую связь.

2. Б обозначили Б абочкой, левое крыло которой рисуется, как рыболовный крючок со стороны лески.

3. В — большой палец, отходящий от В арежки.

4. Г — первый изгиб Г адюки — змеи средней ядовитости.


5. Д — Д ятел, линия эскиза которого начинается от клюва и завершается петлёй на крыле.

6. Е, Ё, Э — лобовая колючка Е жа по восходящей.

7. Ж — лапка Ж ука, рисующаяся сверху вниз, завершающаяся крошечной завитушкой.

8. З — передняя левая часть округлого З амка, открывающегося против часовой стрелки.



9. И и Ы — И гла, которая в множественном числе получает на конце «Ы».

10. Й — Й ог, правая рука поднята до середины расстояния между плечом и головой.

11. К — К люч, стремящийся упасть, поэтому рисуется сверху вниз.

12. Л — Л ампочка, обведённая по левому краю, начиная с полного цоколя до половины колбы.



13. М — хвостик М ыши, начинающийся завитушкой.

14. Н — нижняя линия Н оса слева направо.

15. О — дужка О чков в направлении чтения с небольшим подъёмом по ходу отрезка.

16. П — очерченная рукоять П истолета, начиная с курка вниз.



На этом прервёмся — у вас будет ровно неделя, чтобы потренироваться. Во второй части материала продолжим знакомство с алфавитом, рассмотрим написание слогов.

Стенография (узкопись, теснопись) – это разновидность письма посредством набора знаков, сокращений, позволяющих быстро фиксировать устную . Скоропись, зародившаяся в Древнем Египте, обрела настоящее название и нынешний алфавит благодаря Джону Уиллису в начале семнадцатого века.

Стенография – совокупность знаков, оформленных согласно геометрическим или курсивным принципам. В основе геометрической систем лежат геометрические фигуры (круг, сектор, эллипс, горизонтальные, вертикальные или диагональные линии).

Геометрическая система предназначена для записи односложных слов и сочетаний, обозначающих действие в будущем времени. Курсивная система распространена в европейских странах, а также России.

Особенность состоит в подъеме при написании гласных и опускании при написании согласных букв. По типу скорописи выделяют морфологические и фонетические системы. В первой графемы обозначают морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание), во второй записывают звуки – фонемы.

Известные системы

Исаак Питман – создатель фонетической системы, которую в сороковых годах девятнадцатого столетия представили в виде труда под названием «Фонография». Согласно данному принципу слова записывались соответственно их звучанию.

Так по Питману согласные представлены в виде геометрических линий, а гласные на письме обозначаются точками, штрихами. По толщине штрихов определяется звонкость и глухость звуков. Система Питмана официально применяется для записи в английском парламенте.

Система Дюплюайе основана на различном наклоне знаков. Многие графемы напоминают иероглифы, имеют причудливые очертания. Этот вид скорописи пропагандировался миссионерами в Новом Свете.

Стенография Грегга представлена минимумом символов. Так гласные обозначены значком, расположенным над графемой, ниже графемы или пересекает ее. В этой системе имеет место прямое и обратное написание символов. Суть принципа сводится к применению округлых графем с наклоном. Последнее сделало систему второй по распространенности в мире.

Кому пригодится этот навык

Владеющий данной техникой, не останется незамеченным, все, заглядывающие в его записи, невольно зададут вопросы об эффективности метода, о сроках овладения скорописью.

Способность быстро фиксировать тексты на бумажном носителе пригодится сотрудникам крупных компаний, где поток информации постоянно обновляется, а успеть нужно многое. Ведение записей избавляет стенографирующего от опасений, что посторонние проникнут в его мысли, идеи, планы.

Конспектирование методом скорописи предостережет от попыток любопытных коллег или знакомых проникнуть в личную информацию. Электронные и звуковые носители – не гарантия защиты данных и тем более удобства работы с текстом. Так при необходимости проанализировать определенный момент разговора необходимо заниматься перемоткой или прослушивать запись целиком.

Напротив, при ведении записей или конспектов посредством метода стенографии зафиксировать главную мысль можно сразу, попутно внося собственные заметки на полях. Такой подход облегчает работу с текстом в дальнейшем и способствует лучшему восприятию информации.

Запись речи рутинным способом – сокращение слов при написании получается не у каждого. В подобной ситуации овладение навыками стенографии пойдет на пользу и позволит своевременно записывать устную речь. Стенография – , которой подойдет:

  • секретарям;
  • журналистам;
  • студентам;
  • врачам;
  • юристам.

В журналистике скоропись позволит фиксировать информацию различного объема в короткие сроки, да и диктофон не всегда может оказаться под рукой (кто знает, когда встретится интересное интервью или гениальная мысль).

Студентам, особенно медицинских вузов и колледжей, этот навык будет не лишним. Постоянная тренировка памяти, запись большого потока текстов, многие из которых не раз пригодятся при подготовке к очередному экзамену.

Изучение стенографии: алфавит и последующие шаги

Стенографии – алфавит, символы которого включают элементы традиционных букв. Сокращение приставок, окончаний позволяет записывать сложные слова несколькими движениями кисти.

Научиться стенографировать может каждый

Приступить к скорописи может каждый желающий, достаточно запастись терпением, тетрадью или блокнотом, парой ручек. Не требуется особой подготовки, данный метод доступен абсолютно каждому, а необходимые вложения минимальны.

Стенографический алфавит включает элементы рукописных букв, что облегчает запоминание. Для успешного освоения метода требуется регулярность, знание определенных правил, что избавит от необходимости запоминать тысячи сокращений.

Для упрощения запоминания графем сравните их с элементами соответствующих букв. Это позволит, увидев сходства, легче запомнить алфавит. Первое время записи лучше вести в тетрадях в косую линию — это приучит к аккуратности и поможет сделать почерк разборчивым.

На начальных стадиях пишите медленно, но точно воспроизводя очертания знаков – необходимое условие, которое поможет разбираться в собственных записях. Графемы, обозначающие согласные, в большинстве одномерные (лишь шесть принадлежат к малым – меньшего размера) и пишутся с наклоном:

  • например, буква «Б». При написании учитывайте, что узкий овал начинается от основной линии тетради, идет вверх, далее влево, заканчиваясь в первоначальной точке.
  • «В» напоминает загнутый вверх рыболовный крючок, нижняя часть которого равна трети расстояния между основной и контрольной линией.
  • «Г» строчная рукописная.
  • «Д» хвостик рукописной буквы и длинная спинка.
  • «Ж» первая треть рукописной буквы (похожа на перевернутую графему буквы В).
  • «З» напоминает восьмерку с открытой влево верхней половиной.
  • «К» прямая с небольшим наклоном влево.
  • «Л» точка чуть вытянутая влево.
  • «М» последняя треть строчной м.
  • «Н» знак тильда.
  • «П» наклонная с крючком, направленным вправо.
  • «Р» пишется как Б, но меньшего размера.
  • «С» нижняя половина строчной с.
  • «Т» подкова открытая книзу.
  • «Ф» напоминает восьмерку.
  • «Х» подобна печатной р. 4
  • «Ц» петля, похожая на конечную часть (хвостик) рукописной буквы Ц.
  • «Ч» похожа на графему буквы М, но более выпуклая.
  • «Ш» Одномерный S — образный знак.
  • Малый S — образный знак, конечная часть буквы «Щ».

Так к малым знакам принадлежат знаки л, н, р, с, т, щ. Гласные – это соединительные линии разной длины и наклона, от чего зависит положение следующего знака согласной.

Компьютерная скоропись включает овладение слепой десятипальцевой печатью. Это позволяет считывать , одновременно вбивая его на клавиатуре. При этом каждый палец занимает четко определенную позицию. Приступать к методу следует после освоения основных навыков работы с компьютером.

Овладение данной методикой требует определенного положения пальцев. Так большие установлены на кнопке пробел, указательные на буквах а и о (найти последние вслепую просто, так как они обозначены точками или штрихами). Остальные пальцы располагаются во втором ряду справа и слева от больших.

Работа за компьютером требует от сидящего прямой осанки, локти должны лежать на столе, образовав прямой угол. Цель обучения на ранних стадиях – приучить пальцы к определенному положению, соответствующему определенной букве.

При нажиме работающего пальца остальные сохраняют свои позиции. Последнее достигается многократным выполнением однотипных упражнений, следя за кратностью и ритмичностью контакта с клавиатурой. Главное запомнить клавиатуру тактильно, а не зрительно. С этой целью можно закрыть рабочее поле листом бумаги, затем выполнять упражнения.

Компьютерная стенография оптимизируется, создается ряд программ для быстрой записи, наделенных следующими свойствами:

  1. Для ввода достаточно переместить курсор с изображением буквы основного текста в рабочее окно.
  2. Локализация букв выполнена соответственно их фонетике, а каждой букве соответствует набор букв, объединенных по звучанию.
  3. При наведении на букву курсором открывается окно с возможными вариантами звучания последней.
  4. При введении двух-трех букв слова автоматически отыскиваются в словаре, затем достаточно лишь движения курсора и слово выводится в поле целиком. Таким образом, алфавитная информация может вводиться без кликов, что увеличивает скорость создания текстов на компьютере.

Стенография, как и любое занятие, требует регулярных тренировок, каждодневной практики. Овладеть скорописью может каждый, для этого следует руководствоваться определенными правилами, упорно упражняться в написании и чтении текстов.

Так, расшифровка текстов направлена на развитие памяти. Последнее позволяет запоминать большие отрывки текстов и ускоряет скорость их воспроизведения. Важно тренировать чтение и запись одновременно, достаточно не только записывать, но и расшифровывать тексты, стремясь точно воспроизводить графемы, и передавать смысл изложенного.

За какое время можно обучиться скорописи

Освоение навыка происходит медленно на ранних порах. Приступая к обучению, переписывайте готовые тексты, в точности воссоздавая все элементы. Далее приступайте к записи текста под медленную диктовку, возможно будут ошибки или затруднения при воспроизведении букв, однако – это нормальная практика.

Помните, что закрепление навыка происходит лишь на практике. Для начала тренировок подойдут простые слова, написание которых следует повторить несколько раз. Постепенно ускоряйте темп, достигнув стадии написания 60 слов в минуту, приступайте к освоению написания цельных текстов.

Совершенствуя навык, переходите к фиксации основных моментов текста в виде конспекта. Конспектирование поможет сосредоточиться на четком воспроизведении графем. Обращайте внимание на соединения, правильность последних – залог успешной передачи смысла информации.

Соблюдение правил написания – необходимое условие стенографии. Отрабатывайте навык ежедневно, придерживаясь условий скорописи, и результат не заставит себя ждать. Освоение письма начального уровня занимает до трех месяцев, однако все зависит от усидчивости, поэтому сроки могут варьировать для разных лиц.

Помните, занятия стенографией требуют соблюдения определенных принципов:

  1. Внимательно ознакомьтесь с правилами написания графем, сокращения элементов и их соединений.
  2. Помимо теоретических аспектов, требуется постоянное совершенствование навыков на практике.
  3. Обучение скорописи должно быть регулярным.
  4. При формировании навыка начинайте с медленного, но точного создания текста.
  5. Набор знаков должен подкрепляться прочтением написанного с исправлением ошибок.

Нет ни волшебной клавиатуры, ни волшебной авторучки, способной помочь в этой ситуации. Надо просто воспользоваться особыми значками, позволяющими и писать и печатать очень быстро, связно.

В одном сокращении кроется целое предложение. Без «выбросов» при записи и без последующей расшифровки при чтении. Писать сокращенными знаками так же просто, как и буквами — только графика выглядит компактнее.

Многократные повторения одинаковых текстов – необходимая работа над ошибками. Приучайте себя к аккуратному ведению записей, стенография не терпит небрежности, будьте терпеливы при овладении стенографией.

Этот вид фиксации информации поможет как студентам, так и работникам крупных компаний. Стенография тренирует , внимание, концентрацию – это тренировка для ума. В целом скоропись подобна освоению нового языка, а все новое способствует развитию новых нейронных связей.

В этом видео вы увидите лекцию по стенографии:

В самоучителе изложены основы курса стенографии, даны приемы скорописи, сокращения слов и словосочетаний, что позволяет научиться писать со скоростью речи. Предлагаются упражнения для самостоятельной работы, которые помогут оценить свои успехи в процессе всего курса обучения стенографии.
Для всех, кто желает освоить стенографию.

СИМВОЛИЗАЦИЯ.
Символизация - способ условного выражения отдельных знаков за счет некоторых изменений алфавитных начертаний. Аккордный способ образования целой группы сочетаний значительно расширяет круг соединений и облегчает их запоминание.

Аккордные знаки с Р образуются увеличением одномерных знаков вдвое: БР ВР ГР ДВ ЖР ЗР КР МР ПР ФР ХР ЦР ЧР ШР.
Аккордные знаки с Л - увеличенные вдвое одномерные знаки, но опущенные на меру: БЛ ВЛ ГЛ ДЛ ЖЛ ЗЛ КЛ МЛ ПЛ ФЛ ХЛ ЦЛ ЧЛ ШЛ.

Содержание
Предисловие
1. МАССОВОЕ ПИСЬМО
Знаки для согласных
Соединение знаков
Символизация
Слитные знаки
Выражение А и Я
Начальные и конечные знаки с А и Я
Выражение И и Ы
Начальные и конечные знаки с И и Ы
Линейность письма
Выражение О
Начальные и конечные знаки с О
Гласные в аккордном знаке
Выражение Е, Э, Ё
Начальные и конечные знаки с Е, Э, Ё
Выражение У и Ю
Цифры и знаки
Корнезнаки
Две гласные
Два начальных знака
Двукорневые слова
Знаки теории
2. СОКРАЩЕНИЯ
Приемы сокращения
Сокращения слов и словосочетаний
Производные сокращения
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Ключ к стенограммам
Практическое письмо
Письменность и стенография
Профессиональная стенография
Стенографическая тетрадь.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Самоучитель стенографии, Губская Е.К., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Следующие учебники и книги:

  • Орфография в заданиях и ответах, Орфограммы в приставках, Орфограммы в суффиксах, Орфограммы в окончаниях, Михайлова С.Ю., 2013

Глава I. АЛФАВИТ И СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
§1. Характеристика стенографического письма

В стенографии для краткой записи используют элементы букв обычного письма. Так, например, буквы Т и Н состоят из трех элементов, а в стенографии каждый из них обозначает отдельную букву, называемую знаком:

Стенографические знаки стандартны. Выписывать их необходимо точно, так как от изменения размера, формы или позиции знака меняется его значение. Например:

Стенографическое письмо должно быть легким, безнажимным и безотрывным в пределах слова или словосочетания (фразеограммы) и более наклонным, чем обычное. Наклон письма под Углом 45° уменьшает искажение знаков при их соединении, помогает сохранить соразмерность начертаний, содействует более точному выписыванию острых углов.

Точное выписывание графических элементов, из которых состоят стенографические знаки, уменьшает деформацию их при быстрой записи, облегчает и ускоряет процесс чтения. Чтобы выработать такой почерк, нужно вначале писать очень медленно. Большую пользу для приобретения правильного почерка приносят графические упражнения.

В начале обучения следует пользоваться тетрадями в две линейки. Расстояние между линейками принимается за одну меру (одномерный знак является ориентиром):

Знаки, имеющие по размеру меньше одной меры, называются малыми, все остальные (одномерные, двухмерные и трехмерные) - большими.

Упражнение 1 (графическое). Каждый пример напишите несколько раз, затем напишите все упражнение целиком. Старайтесь выписывать как можно точнее.

Вам понадобится

  • - учебник стенографии или компьютер с интернетом;
  • - школьная тетрадь в 2 линейки;
  • - несколько шариковых ручек;
  • - секундомер;
  • - плеер;
  • - записи речи и песен.

Инструкция

Научиться стенографировать можно как с преподавателем, так и самостоятельно. Преимущество первого способа заключается в том, что хороший учитель поможет вам выбрать оптимальную систему и поставит руку. Но преподаватели этой дисциплины встречаются сейчас не так часто. Если вам не удалось его найти, начните заниматься самостоятельно. Выберите . Это может быть как печатное издание, так и сайт.

Выделите время для занятий. Приготовьтесь к тому, что вам в течение месяцев трех-четырех придется заниматься каждый день примерно по три часа. Один час уделяйте теории, два отведите на упражнения. Даже если вы не можете найти столько времени каждый день, не прерывайте занятий. В очень загруженные дни потренируйтесь хотя бы полчаса.

Выучите стенографический и соединения знаков. Сначала запомните их зрительно. Затем начните писать. Выполняйте упражнения в порядке материала учебника. Не удивляйтесь, что поначалу стенография никаких преимуществ в скорости не дает. Как раз наоборот, писать на первых порах нужно очень медленно и предельно аккуратно. Передавайте очертания знаков и их размер максимально точно. В противном случае у вас могут возникнуть трудности при расшифровке записи. Не забывайте читать то, что написали.

Ежедневно упражняйтесь в стенографических записей. Обучение должно идти параллельно. Обязательно читайте и из учебника, и то, что вы сами написали. Отмечайте ошибки и корректируйте их. Обращайте особенное внимание на начертания тех знаков, которые вызвали трудности при чтении.

Повторите правила русского языка, в особенности обратив внимание на состав слова. В стенографии знаки для приставок, корней, суффиксов и окончаний различаются. Поэтому необходимо четко представлять себе, с какой частью слова вы имеете дело. Повторите также образование сложных слов.

Научившись ровно и четко писать в тетрадке для первоклассников, переходите на листы в линейку. Старайтесь точно соблюдать начертания, наклон и размер значков. Освоив какой-либо элемент, начинайте постепенно вводить его в свои конспекты. Пишите быстро, но аккуратно.

Контролируйте себя по секундомеру. Когда вы убедитесь, что уже пишете со скоростью 60 символов в минуту, попробуйте записать слова песни. Выберите для начала ту, которая написана в среднем или медленном темпе. Постепенно переходите к более быстрым произведениям. Если вы не успеваете вспомнить значок, не останавливайтесь, а запишите нужное место так, как вам удобнее. Со временем вы перестанете задумываться над тем, как выглядит тот или иной символ. Записав слова песни, прослушайте ее еще раз и проверьте то, что у вас получилось.