Спустя шесть лет после реформы общество все еще не может смириться с введением единого экзамена. Эссе на тему "Единый государственный экзамен: за и против" Скандалы, связанные с ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

С 2001 года в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения.

Задачи единого экзамена:

Расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ

И их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;

Совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;

Снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;

Объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;

Стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля

1. Объективность.

Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных результатов достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.

Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.

Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.

Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сочинение на тему: «ЕГЭ: за и против»

Подготовил: Дмитрий Смирнов, 11 класс

Руководитель: Лёзина Наталья Владимировна

Проблема ЕГЭ была и остаётся одним из самых обсуждаемых вопросов в российском обществе. С момента официального утверждения единого государственного экзамена в нашей стране прошло уже четыре года, однако споры по поводу целесообразности этого введения продолжаются до сих пор. Одни говорят, что ЕГЭ облегчает жизнь ученикам, другие же, наоборот, считают, что он доставляет ещё больше хлопот и нервотрёпки, чем старые советские выпускные экзамены. Попробуем взглянуть на проблему с разных сторон. государственный экзамен учебный

Целями введения единого государственного экзамена в России стали борьба с коррупцией и возможность предоставить всем ученикам равные условия при сдаче выпускных экзаменов и при поступлении в вузы. Президент Д.А. Медведевтак комментирует проблему: «Всё-таки эта система: а) направлена против коррупции; б) делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным; в) эта система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах. Уже в этом её большое прогрессивное значение».

Стоит отметить, что система сдачи и сам экзамен ежегодно совершенствуются. Например, в этом году строго запрещается наличие мобильного телефона у экзаменуемых, вводится система «перекрёстной» проверки работ, что означает, что преподаватели одного региона будут проверять работы другого. Приоритетом работы по регулированию госэкзамена является процесс уменьшения количества вопросов с выбором ответа из нескольких вариантов, то есть, как говорит министр образования РФ А.А. Фурсенко, ткнув пальцем наудачу, уже не решить. Получается, что пресловутый «момент лотереи», который обсуждали критики, в конечном итоге сойдет на нет. В целом можно сказать, что структура ЕГЭ регулярно претерпевает изменения, направленные на то, чтобы процесс сдачи экзамена становился всё более прозрачным.

Однако, несмотря на оптимизм чиновников, многие преподаватели школы и вузов сохраняют к ЕГЭ настороженное отношение. Самое главное недовольство новой системой заключается в том, что формат экзамена, по мнению учителей, не позволяет выявить истинных знаний выпускника. Устраняется главное - речевой контакт экзаменуемого и экзаменатора, выпускник не имеет возможности говорить, отстаивать свою позицию, а ведь далеко не все способны правильно выражать свои мысли на бумаге. Получается некая «уравниловка»: эссе и сочинения все пишут по шаблонам, в которых практически не остаётся места для собственного мнения. С другой стороны, это значительно облегчает жизнь посредственным ученикам. Чётко деля текст на нужные абзацы и используя дежурные фразы, они вполне могут заработать высокий балл.

Ещё одной и, пожалуй, самой серьёзной проблемой является тот факт, что ЕГЭ меняет приоритеты учеников. Теперь основной целью учёбы в выпускных классах является не получение знаний, а лишь подготовка к успешной сдаче экзамена.

Сами ученики в своём мнении о госэкзамене также не приходят к единству. С одной стороны, правила проведения ЕГЭ, становящиеся с каждым годом всё более жесткими, всеобщая нервозная атмосфера, предэкзаменационная паника не могут никого оставить равнодушными. В 2010 году было даже зафиксировано несколько случаев самоубийств подростков из-за полученных низких баллов. Однако не стоит забывать о неоспоримом преимуществе экзамена: полученные результаты абитуриент может подавать в несколько вузов, что значительно увеличивает его шансы на поступление.

Интересно, что последний факт огорчает психологов. Они сетуют на то, что это лишает учеников целеустремлённости. Если раньше ребята заранее выбирали учебное заведение, в котором хотели бы учиться, и упорно шли к поступлению, то сейчас всё больше учеников надеется на «авось», на то, что куда-нибудь да примут.

Таким образом, вопрос единого государственного экзамена в России всё же остаётся открытым. Несмотря на то что руководство страны ясно дало понять, что не стоит ждать альтернативы ЕГЭ, считать эту проблему решённой ещё рано. Необходимо учитывать мнения всех заинтересованных слоёв российского общества, использовать практику всеобщего обсуждения этого вопроса, ведь только таким путем государство сможет прийти к консенсусу с обществом, удовлетворить все его требования и сделать систему максимально прозрачной, эффективной и действенной.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности проведения Единого государственного экзамена на территории РФ в средних учебных заведениях - школах и лицеях. Преимущества советской системы образования. Недостатки ЕГЭ при проверке знаний абитуриентов ВУЗов. Негативная оценка системы ЕГЭ.

    эссе , добавлен 04.08.2011

    Различные формы и виды экзаменов. Проведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Структура и содержание заданий ЕГЭ. Регистрация участников экзамена. Правила выставления оценок. ЕГЭ как выпускной экзамен в школе. Апелляции по результатам ЕГЭ.

    реферат , добавлен 09.06.2011

    Назначение демонстрационного варианта контрольных материалов по обществознанию. Критерии оценки выполнения заданий единого государственного экзамена с развёрнутыми ответами. Задания с выбором ответа и с развёрнутым ответом, раскрытие смысла высказывания.

    методичка , добавлен 17.11.2011

    Понятие итоговой государственной оценки, история развития этого института. Обзор зарубежного опыта организации итоговой аттестации. Организационные аспекты, достоинства и недостатки подготовки и проведения единого государственного экзамена в России.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2012

    Использование Интернет-экзамена как системы внешней оценки качества подготовки студентов. Информационно-программное обеспечение Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Обзор и анализ форума официального сайта Интернет-экзамена ФЭПО.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как форма независимой оценки качества образования. Анализ образовательной статистики ЕГЭ по математике в Республике Саха.

    практическая работа , добавлен 13.03.2014

    Принципы образовательного права, их реализация в современной России. Различия между экстернатом и заочной формой обучения. Исследование причин введения Единого государственного экзамена. Изучение правил приема в учреждения профессионального образования.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2011

    Контроль и оценка в структуре учебной деятельности. Особенности тестирования и его место в учебном процессе. Психологические особенности компьютерного тестирования. Психологo-педагогическое обоснование проведения единого государственного экзамена.

    лекция , добавлен 10.05.2009

    Единый государственный экзамен - современное средство оценивания результатов. Технология подготовки учащихся старших классов средней школы к успешному выполнению заданий раздела "Аудирование" ЕГЭ, методические рекомендации для учителей английского языка.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Особенности предметной области информатики. Структура Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) по информатике. Анализ учебно-методических комплексов по подготовке к экзамену. Разработка методической системы уроков подготовки к ЕГЭ по информатике.

Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и недостатки

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации.

Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах

для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

По поручению Рособрнадзора организационным и технологическим обеспечением проведения ЕГЭ на федеральном уровне занимается Федеральный центр тестирования, разработкой и экспертизой КИМ – Федеральный институт педагогических измерений.

Задачами единого экзамена являются:

Расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;

Совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;

Снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения приемных экзаменов в вузы;

Объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;

Стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Дискуссии о пользе и недостатках ЕГЭ начались с момента его внедрения в систему образования и длятся по сегодняшний день. Так, ЕГЭ имеет несколько преимуществ перед другими формами контроля.

1. Объективность.

Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, т.е. исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации – единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМов) и единого метода обработки полученных результатов – достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теориями тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что «без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения».

Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.

Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.

Один из возможных способов защиты – это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через Интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.

4. Преимуществом Единого Государственного экзамена является то, что абитуриент из любой части страны может поступить в ведущий ВУЗ Российской Федерации. Действительно, документы для поступления абитуриенты могут рассылать по почте, затем отслеживая свою позицию в рейтинге по интернет-сайтам высших учебных заведений. Тем самым он может попытаться поступить в самые престижные вузы страны.

Кроме преимуществ, можно выделить ряд негативных сторон ЕГЭ:

1. Несоответствие государственных образовательных стандартов средней школы содержанию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ практически по всем предметам.

2. Наличие человеческого фактора в экспертной системе оценки работ. Однако этот фактор, на мой взгляд, ничтожен, так как каждую работу проверяют два независимых эксперта, при этом при несовпадении бальной отметки решение принимается в пользу ученика, а при разнице в более чем 2 балла – работа идет на так называемую «третью» проверку – третьим экспертом.

3. Высокая психологическая напряженность учащихся, учителей, родителей в период проведения ЕГЭ.

4. Неудовлетворенность содержанием КИМ большинства профессорско-преподавательского состава высшей школы, учителей средней школы.

Но, несмотря на все полемики, законность Единого государственного экзамена в России утвердил Верховный суд.

Таким образом, введение ЕГЭ и его эволюция в течение почти 10 лет показывает, что в мире накоплен большой опыт в области организации контроля современными средствами и методами. На мой взгляд, введение ЕГЭ является прогрессивным шагом в современном российском образовании.

Такие преимущества ЕГЭ как стандартизированный способ проверки, открытость и прозрачность системы оценивания, ее объективность, практикоориентированную направленность контроля знаний и умений школьников перекрывают незначительные недостатки, указанные нами выше. ЕГЭ позволяет более объективно оценивать знания учащихся, расширяет географию абитуриентов, избавляет детей и родителей от лишних волнений и финансовых трат.

нормативно-правовое регулирование проведения единого государственного экзамена

Основными нормативными документами, регулирующими проведение ЕГЭ, являются Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и приказ Минобрнауки N 57 от 24 февраля 2009 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 9 марта 2010 г. N 170, от 17 марта 2011 г. N 1370) «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена».

На основании данных нормативно-правовых актов определяются правила организации и проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе участников единого государственного экзамена, их права и обязанности, порядок проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, организации системы общественного наблюдения и контроля.

4.1 Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля

1. Объективность.

Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных результатов достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.

Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.

Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.

Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.

Використання методу проектів на уроках інформатики

В ході виконання проекту, найчастіше безпосередньо перед захистом робіт, здійснюється додатковий контроль знань учнів...

Групова навчальна діяльність

Розглядаються такі типи уроків за посібником Полетило Є.А.: Урок - семінар; Урок - прес - конференція; Урок - змагання; Урок - обговорення; 5...

Методика викладання дисциплін економічного характеру в загальноосвітній школі

Важливим початковим етапом проходження педагогічної практики є ознайомлення зі школою та її педагогічним складом. Я проходив практику в Старокостянтинівській ЗОШ I-III ступенів №6 (див...

Неурочные формы организации обучения

В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и неучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим...

Новации в процессе обучения иностранным языкам

Обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. Зрение - основной орган восприятия информации, поэтому одним из условий восприятия и запоминания материала в учебном процессе является соблюдение принципа наглядности...

Ообенности работы социального педагога с наркоманами

Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки зрения неустойчивости подростковой Я - концепции...

Організація колективної пізнавальної діяльності школярів у навчальному процесі початкової школи

Забезпечення організації виховної та навчальної роботи на засадах співробітництва учнів, колективістських взаємозвязків-важлива умова формування особистості громадянина нашої держави...

Педагогическая технология коллективного способа обучения на основе трудов профессора В.К. Дьяченко

Ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех...

Педагогический контроль в современном преподавании иностранных языков

В этой главе будут рассмотрены и проанализированы определения понятия «контроль» из разных источников, чтобы наиболее полно отразить контроль как педагогический процесс, составляющие контроля и его особенности. Важно отметить...

Проведение урока "Всеобщая декларация прав человека"

Система образования Канады

Начальное образование и среднее образование иногда сокращенно«K 12» (С детского сада до класса 12). Нужно отметить, что эта структура может изменяться в зависимости от школы и от области. Например, Остров Принца Эдуарда - единственная область...

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Но есть сензитивные периоды в жизни детей для той или иной деятельности, т. е. наиболее благоприятные...

Подготовительная работа к занятиям по изобразительной деятельности складывается из нескольких последовательных этапов, рассмотрим их. I. Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов...

Театральная (театрализованная) деятельность как средство профилактики и коррекции агрессии в поведении детей школьного возраста

Перед нами стоит задача рассмотреть применение театрального представления в рамках программы по устранению детской агрессии. Тема программы: профилактика и ликвидация агрессии у младшего школьника...

Функции образования и педагогической деятельности

Тест это объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Тест служит оценке знаний испытуемого и должен отвечать ряду принципов: 1...

Несмотря на то что Единый государственный экзамен ввели в качестве эксперимента еще в 2001 году, а обязательным выпускным для всех школьников он стал в 2009-м, споры вокруг достоинств и недостатков нововведения не утихают. Против ЕГЭ выступали преподаватели, родители и сами школьники. Открытые письма президенту писали целыми городами, просьбы об отмене реформы подписывали директора школ, научные сотрудники институтов, заслуженные деятели науки и высшего образования, академики и члены-корреспонденты РАН и РАО.

Снова заговорили о ЕГЭ в связи с предложением школьниц об отмене единого экзамена. Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным три ученицы одной из школ Петербурга заявили, что выпускной экзамен по билетам позволяет глубже раскрыть знания выпускников, и попросили президента рассмотреть возможность отказа от проведения ЕГЭ. Путин согласился с тем, что система нуждается в совершенствовании. Подобные заявления слышны от чиновников самого разного уровня, но воз и ныне там.

Выгодно, но не для всех

Недостатки ЕГЭ на сегодняшний день ничем не отличаются от тех, о которых говорили год, два или три назад. «Все вызовы, с которыми сталкивается единый экзамен, остались теми же самыми, - уверен первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Владимир Бурматов. - Ситуация лишь усугубляется год от года».

Первым и главным недостатком ЕГЭ Бурматов считает коррупцию. «Существует три вида коррупционного бизнеса на ЕГЭ, - объясняет депутат. - Первый вид - существование многочисленных сайтов, которые торгуют якобы актуальными ответами к экзамену, и мы понимаем, что если они эти ответы получают, то каким-то образом связаны с теми, у кого хранится база ответов, то есть с чиновниками Министерства образования. Еще один вид такого бизнеса - существование компаний, которые занимаются так называемой гарантированной подготовкой к ЕГЭ. Недавно мы поймали за руку замминистра образования Климова, который пришел в свое рабочее время участвовать в презентации одной из таких коммерческих компаний».

Решебники - тоже способ коррупции на ЕГЭ. Владимир Бурматов приводит пример: «Можно зайти в любой книжный магазин и увидеть решебники к ЕГЭ, авторами которых являются сами чиновники Минобра, они сами ставят себе на эти пособия грифы подведомственных им организаций, а издательства готовы платить огромные деньги за то, чтобы продавать эти решебники, ведь на них стоит гриф. Это, как минимум, статья о конфликте интересов».

Демонстрация работы системы видеонаблюдения за ходом проведения ЕГЭ в школах города в Центре управления сетями связи. Фото: Светлана Холявчук / ТАСС

Действительно, такие пособия продаются в книжных магазинах, огромное количество решебников к ЕГЭ предлагают и книжные интернет-магазины. К примеру, бестселлер одного крупного онлайн-ритейлера для подготовки к экзамену - «Русский язык. 11 класс. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ». Автор пособия - Бисеров Александр Юрьевич, занимающий должность заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Подготовиться к экзамену по пособию высокопоставленного чиновника обойдется в 252 рубля - неплохая цена за издание в мягкой обложке на газетной бумаге.

На проведение экзамена год от года тратятся все более баснословные суммы. В экспертном докладе, подготовленном общественным движением «Обрнадзор», приводятся следующие цифры: в прошлом году из федеральной части бюджета на организацию и проведение ЕГЭ-2014 была выделена рекордная сумма в 1 240 643 800 рублей, что в четыре раза больше, чем в 2013 году.

Тем не менее уровень организации изменился несильно. «На ЕГЭ мы с вами тратим уже больше миллиарда рублей в год. Количество скандалов и нарушений увеличивается с каждым годом, несмотря на эти беспрецедентные меры. Между тем эти деньги достают из нашего с вами кармана», - комментирует Владимир Бурматов.

Убийственный экзамен

Мы уже как будто привыкли к страшному факту: с конца мая средства массовой информации начинают писать о волне самоубийств учеников выпускных классов. Кто-то не сдал экзамен, кто-то сдал, но не дождался результатов. «Посмотрите, ЕГЭ проходит у нас в режиме войсковой спецоперации, это не преувеличение, это действительно так. Дежурят участковые, стоят рамки металлоискателей, повесили видеокамеры, в классах наблюдатели, школьников под конвоем водят в туалет. Вокруг этого нагнетается совершенно невероятная истерика», - отмечает Бурматов.

Правила сдачи экзамена меняются буквально каждый год. Система отлаживается, а школьники в это время и, что немаловажно, учителя просто не успевают адаптироваться.

Влияние на образование

Обсуждение разрушительных последствий ЕГЭ для образования уже стало банальностью. «Есть такой закон: в пределах одного задания невозможно проверить достижение разных целей, - комментирует Александр Абрамов, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО. - Выпускной экзамен - это проверка на наличие элементов общей культуры, а поступление в вуз - это проверка уровня предпрофессиональной подготовки, то есть в рамках этого экзамена решается совершенно другая задача».

Эксперты считают, что нельзя принимать в университет человека, знания которого проверили с помощью теста. «Все университеты мира помимо национальных тестов проводят свои собственные университетские испытания, - рассказывает декан факультета истории, политологии и права РГГУ, профессор Александр Логунов. - Вас отсеют по баллам во время подачи документов, но если хотите учиться в высшем заведении, напишите еще и вступительную работу».

Ученики перед сдачей ЕГЭ по английскому языку в одной из школ Москвы. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Логунов добавляет, что тестирование выявляет лишь две вещи: «информационный запас школьника и способность быстро вспомнить нужный факт. Ничего больше с помощью теста вы не проверите», - уверен эксперт.

«ЕГЭ демонстрирует падение качества образования, становится индикатором того, что в школах стали хуже учить, - говорит Бурматов. - Классическим примером этого является вынужденное снижение минимальных баллов по русскому и математике в прошлом году. Кроме того, сейчас ввели базовый и профильный экзамен по математике, потому что некоторые одиннадцатиклассники не способны решить задачу для шестого класса».

На сайте Рособрнадзора пишут, что «экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики». Как пишет в своей колонке генеральный директор журнала «Эксперт», декан Высшей школы журналистики Александр Привалов, «уже многие весельчаки провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам, а то и дошколятам (тут с оговоркой - одаренным). Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей».

Речь идет именно о тесте базового уровня по математике. Выпускникам школы, будущим студентам университетов, предлагают решить следующую задачу: «ЕГЭ по физике сдавали 25 выпускников школы, что составляет треть от общего количества выпускников. Сколько выпускников этой школы не сдавали экзамен по физике?»

Подменяются учебные цели - вместо полноценного обучения одиннадцать лет школы превращаются в подготовку к «самому главному тесту». «Я недавно увидел книгу "Готовимся к ЕГЭ" для второго или третьего класса, - рассказывает Бурматов. - Выхолащивание образования начинается уже с начальной школы, это, конечно, безобразие. Единый экзамен - всего лишь способ проверки знаний, и никакого натаскивания на ЕГЭ с первого класса быть не должно».

Президент отметил во время «прямой линии», что Минобрнауки пытается корректировать слабые стороны единого экзамена, в школу возвращено выпускное сочинение, ведущим российским вузам дано право проводить собственные экзамены и учитывать результаты олимпиад школьников при зачислении абитуриентов. Экспертам кажется, что этого недостаточно.

«Я, в отличие от Владимира Владимировича, полагаю, что совершенствование, к которому он призывает, процесс бессмысленный, - делится Александр Абрамов. - Потому что улучшить экзамен при такой структуре и таких взглядах невозможно. Путин употребил слово "начетничество", и действительно, мы готовим ленивых малограмотных начетчиков, так что последствия будут жуткие».