КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. А. АХМАТОВОЙ « РЕКВИЕМ»
2. Вступление.
История создания поэмы.
3. Основная часть.
3.1 Особенности композиции поэмы.
3.2 Фрагментарность композиции.
3.3 Композиция и содержание.
3.4 Образ лирической героини.
4. 3аключение.
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — отражение трагедии народа.
Я была тогда с моим народом,
А. А. Ахматова
Поэма Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» была завершена в 1940 году, но окончательно произведение сформировалось к началу 1960-х годов. Сама поэтесса в предисловии к поэме говорит об истории её создания.
Появление «Реквиема» связано с трагическими событиями в жизни А. А. Ахматовой. Сын поэтессы Лев Гумилёв, как и огромное количество её соотечественников, был объявлен врагом народа и ааключён в тюрьму.
Горе матери, переживающей за единственного сына, вылилось на страницы в виде стихов. Композиция поэмы фрагментарна. В ней имеется предисловие, посвящение, вступление и эпилог.
Предисловие, написанное в прозе, рассказывает нам об истории создания поэмы, которая стала отражением страданий не только самой Ахматовой, но и сотен тысяч её соотечественников. Об этом же и эпиграф к произведению.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэтесса разделяет судьбу своего народа, России в самые трагические моменты истории. Посвящение поэмы обращено ко всем матерям, жёнам, сёстрам, которые переживали за своих близких, оказавшихся несправедливо обвинёнными.
«Тюремные затворы» оказываются сильнее материнского горя. Обращаясь к таким же, как она, Ахматова восклицает:
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Ч то им чудится в сибирской вьюге,
Ч то мерещится им в лунном круге?
И м я шлю прощальный мой привет.
В эпилоге «Реквиема» звучат те же мысли. Ахматова пишет не только о себе. В поэме она рисует лица других, трагически прекрасных, мужественных женщин. Глядя на них, лирическая героиня Ахматовой забывает о своём горе.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
и в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.
В эпилоге звучит мотив смерти. Появляется образ памятника жизни и творчеству поэта. И этот памятник для А. А. Ахматовой возможен только под стенами тюрьмы, где в ожидании она провела столько часов.
Поэма «Реквием» состоит из отдельных стихотворений, написанных в разные годы, с 1935-го по 1940-Й. Каждое стихотворение представляет собой отдельное художественное произведение, композиционно законченное, цельное.
Стихи отличаются друг от друга по ритму, по стилю. Некоторые из них напоминают народные песни, в других появляются библейские темы. Однако все произведения, вошедшие в этот
цикл, объединяют мотивы горя, утраты, смерти. Произведения, включенные в цикл «Реквием», передают душевное состояние, переживания лирической героини Ахматовой. Именно они составляют содержание произведения.
Вопреки законам жанра, у поэмы отсутствует эпический сюжет. Внутренний мир героини, её жизнь, страдания — вот сюжет «Реквиема». Лирическая героиня поэмы — мать, теряющая единственного сына. Она страдает, она в отчаянии. Порой героине кажется, что она умерла. В главе «Приговор» ярко показана её трагедия:
И упало каменное слово
Н а мою ещё живую грудь.
Жанр «Реквиема»
Я соглашусь с Л.М. Ельницкой, Н. Лейдерманом и другими критиками, которые считают вопрос о жанре «Реквиема» спорным. Вот как Н. Лейдерман в своей статье «Время и величие скорби» описывает ситуацию, сложившуюся вокруг этого вопроса: «О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом, другие возражают («Реквием» не обычный цикл стихотворений, а скорее поэма с огромным эпическим размахом), третьи предпочитают уйти от жанровых дефиниций, заместив их неопределенным обозначением - «некое органическое целое». Однако ни те, ни другие, ни третьи не приводят сколько-нибудь серьезных аргументов в пользу своей точки зрения. А ведь проблема жанра - ничуть не формальное дело: это вопрос о типе образа мира, который объединяет все компоненты произведения в единое художественное целое, а значит ощущение (или узнавание) жанра дает ключ к той системе условностей, которая формирует образ мира и делает пластически осязаемой и зримой авторскую концепцию» .
Л.М. Ельницкая же считает, что более устойчива тенденция видеть в «Реквиеме» поэму и ссылается на Е. Эткинда, который, анализируя композицию произведения, пришел к выводу о тщательной продуманности «Реквиема» в целом и деталях. «Реквием» подчинен закону симметрии: нельзя ничего прибавить или отнять, не нарушив пропорциональности частей и их равновесия. По мнению исследователя, более всего «Реквием» приближается к «Двенадцати» А.А. Блока. Ахматова, как и ее старший современник, также следует принципу монтажа отдельных лирических стихотворений в лирической поэме .
Но я соглашусь с Лейдерманом, который, как мне кажется, увидел «золотую середину». Он написал, что «Ахматова нашла в «Реквиеме» совершенно уникальный путь уравнивания автора и героя. Она «скрестила» жанр поэмы, относительно новую литературную форму, с одним из самых древних жанров русского фольклора - с плачем (причетью). Название - «Реквием» - вполне в духе Ахматовой: дать название не в лоб, а «по касательной», с загадкой, требующей от читателя некоторого напряжения при отыскивании жанрового ключа. С одной стороны, это ссылка к европейской культурной традиции, «озвучивание» национальной трагедии России классической мелодией всемирной скорби. А с другой, это название того католического ритуала, аналогом которого в русской, православной традиции выступает именно причеть» .
Также хочу упомянуть и о роде, к которому принадлежит поэма, хотя, как и на вопрос о жанре, на этот вопрос тоже нельзя дать однозначного и точного ответа: по структуре «Реквием» должен относиться к лирике, а по содержанию он больше относится к эпосу. Но, как пишет И. Ерохина, в произведении «лирическое и эпическое воплотилось в нераздельно-неслиянно сосуществующих образах-голосах - женщины (вдовы-матери) и Поэта» . И, действительно, этот эффект усиливает еще то, что в поэме нет имен, что характерно для героического эпоса, где важна не индивидуальность, не один человек, а народ; лишь упоминается Богородица, которая также выводит поэму на уровень героя-народа, а не героя-человека, так как символизирует горе матерей всей России.
Л.М. Ельницкая указывает несколько способов, которыми постоянно преодолевается личностно-лирический аспект. «Прежде всего», - пишет автор статьи, - «фольклорностью (в тексте поэмы воспроизводятся-имитируются народные песни разного типа, вводятся элементы сказочной гиперболизации и т. д.); стремлением к объединению лирических объектов в циклическое единство, что позволяет преодолеть сиюминутность лирики; переходами от «я» к «мы» (лирическое «я» автора стремится выразить чувства всех матерей, убитых горем, ничего не опуская и ничего не забывая) .
Раскрывая голос Матери, И. Ерохина пишет, что его мы слышим в центральной части поэмы, состоящей из лирических фрагментов, как и музыкальный Requiem из «номеров». Монтажная фрагментарность композиции отражает расщепленное, разрушенное сознание. В поэму эти лирические отрывки, «обрывки» эмоций преобразуют собственно рамочные элементы: «Вместо предисловия», Посвящение и Эпилог, наличие которых указывает на целостность; всепроникающее художественное, а не только тематическое единство, заставляет нас искать «сюжет». Важно, что именно в двух частях поэмы мы слышим голос Поэта. Его образ является неким скрепляющим раствором, восстанавливающим целостность личности, события, времени, мира. Сознание Поэта, его голос вбирает в себя сознание и голос героини как один из голосов «стомильонного народа». Ибо только Поэту дано описать это .
Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын, жутким ударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцать лет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление Жданова, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов, только с 1965 года начали печатать ее стихи.
В предисловии к "Реквиему", который Анна Андреевна сочиняла с 1935 по 1940 годы, и который был опубликован в 80-е годы, она вспоминает: "В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде". Стихи, включенные в "Реквием", автобиографичны. "Реквием" оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына, жену, потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы, однако, за ее личной судьбой трагедия всего народа.
Нет, и не под чужим небосводом,
И не под защитой чужих крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. "Мы все время слышим разные голоса, - говорит о "Реквиеме" Бродский, - то просто бабий, то вдруг поэтессы, то перед нами Мария". Вот "бабий" голос, пришедший из горестных русских песен:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Вот - "поэтесса":
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей…
Вот дева Мария, ведь жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мученицу-мать к Марии:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
В поэме Ахматова практически не использует гиперболы, видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины). Часто используется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание". Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река". Народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый голод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
ахматова поэт реквием лирика
Читая последнюю строку, видишь перед собой стену, красную от крови и ослепшую от слез, пролитых жертвами и их близкими.
Много в поэме Ахматовой метафор, позволяющих удивительно кратко и выразительно донести до нас мысли и чувства: "И короткую песню разлуки паровозные пели гудки", "Звезды смерти стояли над нами/ И безвинная корчилась Русь", "И своей слезою горячей новогодний лед прожигать".
В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Все вместе они создают глубокие чувства и переживания.
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 34.
Тема. А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Цель :
проанализировать содержание поэмы А.Ахматовой «Реквием», показать особенности жанра и композиции;
развивать умения оперировать изобразительно-выразительными средствами языка;
воспитание уважения к памяти прошлого.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим говорить о смелости Ахматовой, которая стала голосом "стомильонного народа", чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.
3. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева
В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей... В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину... Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" - Н. Н. Пунин... Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".
Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы - Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.
4. История создания "Реквиема".
Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е гг. явилось создание ею поэмы «Реквием», посвященной годам «большого террора» - страданиям репрессированного народа.
Стоя в очереди у стен тюрьмы, где был заточен ее сын, Ахматова услыхала полушепотом произнесенный вопрос: «А это вы можете описать?» - и ответила: «Могу».
Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» - поэму, которая стала данью скорбной памяти обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола.
Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 г., когда оно впервые было написано на бумаге. Л.Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» сообщает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».
"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: "Да, пришлось этой изящной даме из "Бродячей Собаки" испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину "окаянные дни". Я-то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей"... Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих - женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"
5.Композиция поэмы.
«Реквием» состоит из 10 стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо Предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога.
«Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы, с 1935 по 1940 гг., и только «Вместо предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 гг.
6.К названию поэмы.
Что такое "реквием"? (В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: "Вечный покой даруй им, Господи"; траурное полифоническое произведение.)
Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)
Можете ли вы сказать, что и поэма Ахматовой – многоголосое произведение, полифоничное? Какие признаки вы назовете?
7.Эпиграф поэмы.
Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г.
Каков смысл эпиграфа? (С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:
«Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был»)
8. «Вместо предисловия».
«Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением.
Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.
Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 год. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнен 1 апреля 1940 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: « За необоснованные репрессии против советского народа».
9.Прослушивание начала поэмы в исполнении А.Ахматовой.
Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х годов?
Чем жила страна?
10.Работа со Вступлением и главами 1-6.
Возникает образ женщины. Кто она?
Женщина изображается со стороны и изнутри. Перед вами возникает ситуация раздвоения героини.
11. «Приговор».
Как раскрывается тема памяти в этом стихотворении?
12. «К смерти».
Почему героиня ищет забвения?
Почему она хочет, чтобы самые горькие моменты её жизни сохранились в её душе?
13. «Распятие».
Таким образом, «Реквием» есть плач по умершим душам живых людей.
Умершая душа, по мнению Ахматовой, «оживает» не в Царствии Божием, а в памяти человека.
14. Эпилог.
Вторя часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда, ни в русской, ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.
15. Памятники А.Ахматовой.
16. Вопросы для обсуждения.
И.Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».
Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?
Согласны ли вы с тем, что ахматовский «Реквием» погружает читателя в бездну ужаса и отчаяния?
«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» (А.С.Крюков)
Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?
III. Подведение итогов урока.
Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим? (Громыхание, хлопанье, вой.)
Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.
А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы - в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?
Выводы
Арестованный сын - боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов...
Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
Согласны ли вы с мнением Солженицына и Бродского о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас - только трагедия матери и сына». И.Бродский говорит, что «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия.
Не умаляет ли такое отношение к поэме ее значения?
IV. Домашнее задание.
1.Изучить материалы учебника, с.244-249, ч.1.
2.Инд.задание: подготовить сообщение о М.И.Цветаевой.
Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.
Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.
История создания «Реквием» А. Ахматовой
В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.
Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966)
Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.
В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».
Почему поэма называется «Реквием»
В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.
Так «Requiem» Вольфганга Моцарта , творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.
Жанр, направление и размер
«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.
Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.
Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.
Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.
Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.
Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.
Композиция произведения
Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.
Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.
Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.
В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:
Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.
В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:
Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.
В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.
Характеристика главных героев
Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.
Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».
Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».
Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.
Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.
Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.
Темы поэмы «Реквием»
Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:
Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.
Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:
Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.
И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.
Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:
- памяти;
- матери;
- Родины;
- страдания народа;
- времени;
- любви.
Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой
Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.
Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.
Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».
И на вопрос женщины с «голубыми губами»:
— А это вы можете описать?
Поэт говорит:
Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:
Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:
Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.
Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:
Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:
Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:
Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:
В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.
Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:
В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:
Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:
В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:
Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:
А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:
Заключение
«Реквием» — это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор — лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.
Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.