Виды транспорта. Виды транспорта, их краткая технико-экономическая характеристика Транспорт движимый человеком

Роль транспорта.

А1. Доля инфраструктурного комплекса в общем объема ВВП в России составляет

1)25% 2)42% 3)54% 4)66%

А2. Какая из перечисленных отраслей экономики входит в состав инфраструктурного комплекса?

1) металлургия 2)транспорт 3)земледелие 4)рыболовство

А3. Какой из перечисленных видов транспорта является специализированным?

1)железнодорожный 2)морской 3)воздушный 4)трубопроводный

А4. Какой из перечисленных видов транспорта играет наименьшую роль в общем грузообороте?

1)воздушный 2)железнодорожный

3)речной (внутренний водный) 4)морской

А5. Какой из перечисленных видов транспорта перевозит наибольшую часть пассажиров?

1) морской 2) железнодорожный 3) автомобильный 4) речной

В1. Какой вид транспорта обладает самой низкой себестоимостью грузовых перевозок?

В2. Установите соответствие между видом транспорта и его характерной особенностью.

Вид транспорта Особенность

1)воздушный А) наименьшая себестоимость перевозок

2)морской Б) наибольшая скорость перевозок

3)автомобильный В) исторически сложившаяся сеть транспортных путей

Г) наибольшая доля в пассажирообороте

ВЗ. Расположите перечисленные виды транспорта в порядке увеличения их доли в грузообороте.

А) морской Б) автомобильный В) внутренний водный Г) воздушный

С1 В мировом грузообороте более 50% приходится на морской транспорт. Объясните, почему в России этот показатель составляет менее 5%. Укажите не менее двух причин.

С2. Почему, несмотря на отсутствие качественной сети автомобильных дорог, в России на долю автомобильного транспорта все же приходится более 40% всем перевозок пассажиров? Укажите не менее двух причин.

При выборе способа доставки грузов, грузовладелец должен руководствоваться множеством критериев. Наиболее весомые из них — это скорость, надежность и стоимость.

Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, зная которые можно оптимизировать расходы и скорость перевозки грузов. Исходя из типа и параметров груза, подбирается наиболее подходящий транспорт.

Особенности использования различных видов транспорта

Критерий выбора Виды транспорта
Железнодорожный Водный Автодорожный Воздушный
Скорость (время доставки от точки до точки) средняя самая низкая высокая самая высокая
Надежность (соблюдение графика) средняя низкая высокая средняя
Способность перевозить различные виды грузов высокая самая высокая средняя низкая
Доступность (количество обслуживаемых географических точек) высокая низкая самая высокая средняя
Стоимость (уровень затрат на тонну груза) средняя низкая высокая самая высокая

ЖД транспорт

К важным преимуществам железнодорожного транспорта относятся:

  • регулярность перевозок независимо от времени года, суток и погодных условий;
  • разветвленная сеть железнодорожных путей и разнообразие подвижного состава для любого вида груза;
  • относительно невысокая себестоимость перевозки грузов;
  • более высокая скорость доставки грузов и более короткий путь по сравнению с речным транспортом.

Водный транспорт (Морской и речной транспорт)

Водный транспорт подразделяется на морской и речной.

Морская транспортировка грузов незаменима при при межконтинентальных перевозках, когда нет возможности доставить груз сухопутным путём. Главным достоинством перевозок морским транспортом считается:

  • высокая провозная и почти неограниченная пропускная способность, т.е. можно перевозить практически любые грузы и в любом количестве,
  • низкая себестоимость перевозки на дальние расстояния;

Речной транспорт используется на внутренний водных путях и имеет ограниченную зону обслуживания.

Автотранспорт

К сильным сторонам автомобильного транспорта относятся:

  • высокая скорость доставки грузов;
  • большая маневренность;
  • перевозка грузов может осуществляться без промежуточных перегрузок, т.е. непосредственно со склада отправителя на склад получателя.

Авиатранспорт

К преимуществам воздушного транспорта можно отнести:

  • возможность перевозки грузов на дальние расстояния с высокой скоростью доставки;
  • высокая сохранность груза.

Панова С.С., учитель географии МБОУ Лежневская СОШ №11

Аннотация урока.

Тема: «Транспорт России. Виды транспорта»

Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими уроками, так как продолжает формирование у учащихся понятий о межотраслевых комплексах России, их составе, географии, проблемах.

Задача учителя: сформировать у учащихся представление о транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, их особенностями и недостатками. Обратить внимание на вопросы влияния разных видов транспорта на здоровье человека и экологические последствия влияния их работы на географические оболочки. Урок сопровождается презентацией

Урок построен в форме изучения нового материала, поиска информации о различных видах транспорта и решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.

Особенностью данного урока является сочетание современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе PowerPoint) и проектного метода (в ходе урока представлен результат работы над информационным проектом «Транспорт Ивановской области»), так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом, содержащим необходимую информацию. По ходу урока учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлена информация с основными понятиями по теме урока: состав и задачи транспортного комплекса, виды транспорта, даётся определение понятий «грузооборот» и «пассажирооборот» и т.д.

Обратная связь на уроке выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного ориентирования. Класс разделен на 4 группы, каждая группа будет заниматься изучением отдельного вида транспорта. В ходе урока предполагается использование различных заданий, ориентированных на учащихся с разным типом восприятия информации. Основной упор делается на то самостоятельную деятельность учащихся (работа в группах по поиску информации, работа над индивидуальным информационным проектом).

Конспект урока «Транспорт России. Виды транспорта».

Цель урока : познакомить учащихся с особенности работы транспорта России.

Задачи урока:

1.Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения.

2. Изучить состав транспортного комплекса.

3. Познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот».

4.Познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития.

5.Проанализировать географию ведущих видов транспорта России.

6.Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, экономические, социальные, экологические.

7.Продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Учебно-наглядный комплекс и оборудование :

    1. Карты России: экономическая, политико-административная;таблицы, схемы, хрестоматии, справочники.

      Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер).

Методы:

Словесные : рассказ с элементами беседы; выступления учащихся.

Наглядные: демонстрация карт, таблиц,схем, компьютерных презентаций.

Практические: составление синквейна, применение кейс-технологий: работа учащихся с различными источниками информации (диаграммой, схемой, картой, справочной литературой),работа с разноуровневыми тестовыми заданиями, работа над информационным проектом,

Ход урока:

I .Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Слова учителя : «Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать со следующего задания. Закончите фразу « Кровеносной системой экономики, позволяющей связывать производителей и потребителей является - ……………(транспорт)»

Деятельность учащихся:

Составление синквейна к слову «транспорт»

2 слова – прилагательных (важный, быстрый)

3 слова – глаголы (перевозить, доставлять, работать)

Предложение с термином «транспорт» (Транспорт занимается перевозкой грузов и пассажиров)

Слова, связанные с первым термином (груз, пассажир, железная дорога)

Многие слова, названные вами при составлении синквейна, будут часто звучать на сегодняшнем уроке, тема которого «Транспортный комплекс».

Презентация «Транспорт России. Виды транспорта»

(Слайд №1, №2)

Слова учителя :

«В этом году мы много работаем с тестами, готовясь к ГИА. Я предлагаю вам несколько тестовых вопросов по теме транспорт из сборника по подготовке к ГИА».

(Слайд №3)

«Скажите, сможете ли вы сейчас справиться с этими вопросами?

Правы те, кто объективно оценивая свои знания, говорит, что не может правильно ответить на все вопросы, ведь мы только начинаем изучать тему «Транспорт России». Надеюсь, что в конце урока вы сможете справиться с этими вопросам, но для этого нам необходимо получить информацию о транспортном комплексе. Это и будет целью сегодняшнего урока. А для того, что бы определить, какая именно информация о транспортном комплексе нам нужна, давайте сформулируем задачи урока. Я предлагаю каждой группе сформулировать и записать на листе вопрос или вопросы по теме «Транспорт России», на которые вы хотели бы получить ответ в ходе сегодняшнего занятия. Помните, что транспортный комплекс это не первый межотраслевой комплекс, который мы изучаем. Вспомнив, алгоритм изучения межотраслевого комплекса, сформулируйте задачи урока».

Деятельность учащихся:

В течение 2 минут учащиеся формулируют вопросы и записывают их на листе формата А-4,при этом они пользуются фломастерами разного цвета, что бы

в последствие сформулированные и закрепленные на магнитной доске вопросы каждой группы легко можно было выделить. Представитель каждой группы озвучивает свою задачу и прикрепляет лист с записанной задачей на магнитную доску.

II I . Изучение нового материала .

Слайд № 4.

Слова учителя : «Движение - это жизнь. Если бы люди не могли двигаться, то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл. В наш век скоростей расстояния уменьшились и продолжают уменьшаться благодаря развитию транспорта. В древности, чтобы преодолеть расстояние от поля битвы до своего замка, рыцарь должен был проделать верхом на коне долгий и опасный путь. Сейчас же, купив билет на самолет, за один день можно проделать такое расстояние, на какое рыцарю и его коню пришлось бы потратить несколько месяцев, а может быть, и лет.

Транспорт претерпел долгий процесс развития и совершенствования - от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному шару. Сильное воздействие на работу транспорта оказал научно-технический прогресс».

Слайд № 5

«Без транспорта невозможно развитие экономики. Транспорт обеспечивает производственные связи промышленности с сельским хозяйством, обмен продукцией между различными районами страны и ее внешнюю торговлю. Освоению новых территорий предшествует проведение транспортных путей. Без него не возможна жизнь современных городов. Велико оборонное значение транспорта. Транспорт не только обслуживает экономику, но и потребляет много электроэнергии, топлива металла и древесины.

Транспорт разделяют на сухопутный, водный, воздушный, электронный и трубопроводный».

Слайд № 6.

«Транспортный комплекс России осуществляет связь между отдельными отраслями и районами страны и занимается своевременным обеспечением потребностей хозяйства и населения в перевозках

Особенности транспортного комплекса России:

    сам не производит продукцию, а только участвует в её создании

    резкие различия западной и восточной частей страны по транспортной обеспеченности

    широтное направление для сухопутных видов транспорта и меридиональное направление речных путей».

Слайд №7.

«При выборе транспорта учитывают себестоимость перевозок его грузоподъемность скорость доставки и местные условия. Иногда, целесообразно сочетание нескольких видов транспорта».

Слайд № 8.

«О работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется тонно-километрами. Грузооборот - это количество перевозимого груза, за определенный период на определенное расстояние».

Слайд № 9

«Когда речь идет о перевозке пассажиров используется другой термин- пассажирооборот. Он рассчитывается с учетом числа перевезенных пассажиров на определенное расстояние».

Слайд № 10

«В местах, где смыкаются несколько транспортных путей, образуются транспортные узлы. В них осуществляют перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Наибольшее число транспортных узлов сосредоточено в Центральной России. Крупнейшим транспортным узлом России является Москва. Когда-то наш с вами поселок находился на перекрестке торговых путей. Не зря его называли «привал для путников семи дорог». Здесь перекрещивались сухопутные и водные торговые пути. Ведь наша Ухтохма раньше была судоходной рекой».

Слайд № 11

«Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Перемещение грузов по транспортным магистралям измеряется их стоимостью. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий».

Слайд № 12.

«Сегодня мы более подробно рассмотрим автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и электронный виды транспорта. Каждая группа будет рассматривать определенный вид транспорта».

Деятельность учащихся.

В течение 7 минут каждая группа работает со своим «кейсом», в котором содержится лист - задание, статистические данные о виде транспорта, карты, диаграммы. В каждой группе есть «спикер» он организует работу группы и докладывает о результатах работы, «секретарь» фиксирует выводы, формулируемые в ходе работы группы, «тайм - менеджер», следит за соблюдением регламента работы и выступления группы. Работа учащихся в группах -7 минут.

Учащиеся работают над сбором и обобщением информации по различным видам транспорта и представляют результаты работы (выступление спикеров 3 мин.) В ходе работы групп и выступления «спикеров» учитель по мере необходимости осуществляет коррекцию.

После того как выступили спикеры каждой группы учитель обращается к классу: «Мы узнали много интересных особенностей автомобильного, железнодорожного, электронного и трубопроводного видов транспорта. На следующем уроке нам предстоит познакомиться с водным и воздушным транспортом. А сейчас давайте обратим внимание на развитие транспорта Ивановской области»

Проектная деятельность : за две недели до урока учащимся было предложено выполнить информационный проект на тему «Транспорт Ивановской области». Условием представления проекта было использование мультимедийной презентации и соблюдение регламента выступления -5 минут. Работу над проектом выбрал один из учеников класса (индивидуальный проект).

Учащиеся знакомятся с результатами работы своего одноклассника (презентация «Транспортный комплекс Ивановской области»)

Слова учителя :

«Теперь обратимся к тем вопросам о транспортном комплексе, которые вы сформулировали в начале урока. Получили ли вы ответ на интересовавшие вас в начале урока вопросы? Что бы проверить это обратимся к тестовым вопросам».

Деятельность учащихся:

Учащиеся получают тестовые вопросы и работают с ними в течение 5 мин.

После того как работа закончена учитель оглашает правильные ответы, учащиеся проверяют себя и оценивают правильность выполнения работы по критериям озвученным учителем.

Слова учителя :

«В ходе сегодняшнего урока вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, успешно справились с тестовыми заданиями, а значит - цель урока выполнена».

Домашнее задание: параграф 13 (по учебнику А.И. Алексеева).

Изучить карту в атласе «Транспорт России»

Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

IV . Подведение итогов урока, рефлексия.

Транспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность транспортных средств и инфраструктуры действующей на территории страны. Транспортная сеть России - одна из наиболее обширных в мире, она включает в себя:

  • Железнодорожные пути сообщения - 87 тыс. км;
  • Автомобильные дороги с твердым покрытием - 984 тыс. км;
  • Пути метрополитена - 0.514 тыс. км;
  • Троллейбусные линии - 5.3 тыс. км;
  • Трамвайные пути - 2.5 тыс. км;
  • Воздушные линии - 600 тыс. км;
  • Речные судоходные пути - 115 тыс. км;
  • Магистральные нефте- и газопроводы - 210 тыс.км.

За 2014 год валовой внутренний продукт в отрасли составил 70 975.8 млрд. рублей. По итогам прошедшего года, в федеральный бюджет, в виде налогов было перечислено 544 207.6 млн. руб.

За 2014 год всеми видами транспорта в Российской Федерации было перевезено 7 982 млн. тонн грузов. По сравнению с 2013 годом, этот показатель уменьшился на 3.4%. В целом количество грузовых перевозок в 2014 было самым низким за последние 4 года, во многом этому поспособствовали введенные против РФ санкции и уменьшение товарооборота, как внутри страны, так и на международном уровне.

Второй важный критерий оценки работы транспортной системы - грузооборот. Этот показатель представляет собой произведение общей массы перевезенных грузов за какой- либо временной промежуток на расстояние перевозки. Измеряется в тонно-километрах. Пример: Расстояние между портами «А» и «Б» составляет 200 км., за отчетный период времени грузовые суда перевезли 2 млн. тонн грузов. Следовательно, грузооборот на этом участке морского пути составил 400 млн. тонно-километров. По итогам 2014 года грузооборот всех видов транспорта составил 5 077 млрд. тонно-километров. Это на 7 млрд. тонно-километров меньше чем в прошлом году.

Что касается работы пассажирского транспорта, то за 2014 год всеми видами транспорта было перевезено 19.52 млрд. человек. Этот показатель самый низкий за последние 5 лет. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров сократилось на 100 млн. человек. Что интересно, львиная доля от этого количества приходится на трамвайный транспорт - 78 млн. человек.

А вот показатель пассажирооборота за 2014 год, наоборот самый высокий за последние годы. Этот параметр рассчитывается аналогично грузообороту, только вместо тонн перевезенных грузов, расчетной единицей является количество перевезенных пассажиров. Единица измерения - пассажиро-километр. В 2014 году общий пассажирооборот по всем видам транспорта составил 554.6 млрд. пассажиро-километров.

На конец 2014 года, в транспортной отрасли России работало 2 181 766 человек. Больше всего занятых в этой сфере в Центральном и Приволжском Федеральных округах - 516 тыс. и 367 тыс. человек соответственно. А наименьшее количество работников транспортной отрасли в Северо-Кавказском Федеральном округе - всего 31 379 человек. Распределение работников, по видам транспорта имеет следующий вид:

  • Магистральный ж/д транспорт - 686 тыс. человек;
  • Промышленный ж/д транспорт - 58 тыс. человек;
  • Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию - 202 тыс. человек;
  • Трамвайный транспорт - 56 тыс. человек;
  • Троллейбусный транспорт - 63 тыс. человек;
  • Метрополитен - 61 тыс. человек;
  • Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта - 62 тыс. человек;
  • Автомобильные грузоперевозки - 283 тыс. человек;
  • Морской транспорт - 15 тыс. человек;
  • Внутренний водный транспорт - 33 тыс. человек;
  • Воздушный транспорт - 86 тыс. человек;
  • Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 574 тыс. человек.

В среднем по транспортной отрасли, за 2014 год, заработная плата составляет 40 627 рублей. Но распределена она очень неравномерно. Так, например, самая большая средняя зарплата у транспортников Дальневосточного Федерального округа - 52 тыс. рублей. А самая скромная у работников транспорта Северо-Кавказского Федерального округа - около 22 тыс. рублей. По итогам 2014 года среднемесячная заработная плата в транспортной сфере выросла на 7.3% по отношению к предыдущему году.

Разница в размере заработной платы в различных транспортных отраслях еще больше, чем колебания зарплаты между Федеральными округами. В разрезе территории, максимальная заработная плата превышает минимальную в 2.3 раза, а по отраслям этот показатель достигает 3.9. Средняя зарплата по отраслям выглядит следующим образом:

  • Воздушный транспорт - 93 тыс. руб.
  • Метрополитен - 56 тыс. руб.
  • Морской транспорт - 51 тыс. руб.
  • Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 42 тыс. руб.
  • Магистральный ж/д транспорт - 41 тыс. руб.
  • Промышленный ж/д транспорт - 39 тыс. руб.
  • Внутренний водный транспорт - 36 тыс. руб.
  • Автомобильные грузоперевозки - 34.5 тыс. руб.
  • Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта - 31.5 тыс. руб.
  • Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию - 27.5 тыс. руб.
  • Троллейбусный транспорт - 27.2 тыс. руб.
  • Трамвайный транспорт - 23.8 тыс. руб.

Стоимость грузовых перевозок в 2014 году выросла в среднем на 1% по сравнению с 2013. А средний индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 108.3%. Больше всего подорожали услуги авиатранспорта - на 14.8%, услуги метрополитена на 9.5% и стоимость проезда в пригородных маршрутах железнодорожного транспорта - на 9.3%. Меньше всего подорожание коснулось проезда в маршрутных такси - подорожание на 3% и стоимости поездки в купейном вагоне - подорожание на 3.5%.

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность железнодорожных путей в Российской Федерации составляет 87 тыс. км., это третий показатель в мире после США и Китая. Из этого количества 52%, то есть чуть более 45 тыс. км. составляют электрифицированные ж/д пути. Это наилучший показатель в мире. А в целом, в мировой железнодорожной сети, российские железные дороги занимают 7.5% от общего количества, при этом население РФ составляет приблизительно 2.2% от мирового, а территория занимает 11.4% земной поверхности.

Железнодорожная сеть РФ имеет одно характерное отличие - ширину колеи. До 1970 года, расстояние между рельсами в СССР составляло 1524 мм, после чего в соответствии с указом правительства, ширина колеи была уменьшена до 1520 мм. Этот стандарт действует и поныне, а такая колея именуются «русской» и функционирует она на территории стран бывшего СССР.

Доминирующей в мире является, колея шириной 1435 мм. Эта колея является международной и все скоростные железнодорожные линии имеют такую ширину. Кроме этого в мире распространены узкоколейные дороги с шириной колеи 1000 мм и 1067 мм. Первый тип преобладает в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Боливии, а второй в Японии, Индонезии, странах Южной Африки, Новой Зеландии. Железнодорожные сети Индии, большей части Австралии, Аргентины и Пакистана имеют широкую колею - 1676 мм.

Грузовые железнодорожные перевозки в Российской Федерации имеют самый большой грузооборот среди всех видов транспорта. На долю ж/д транспорта приходится около 85% всего грузооборота страны. По этому показателю Россия значительно опережает все ведущие мировые державы. Такая популярность железнодорожного транспорта связана с его дешевизной по сравнению с автомобильным. А водный транспорт, хотя и имеет более низкую стоимость, в условиях сурового российского климата может эксплуатироваться только 6-7 месяцев в году. Средняя стоимость перевозки грузов по железной дороге в России составляет 18 USD за 1000 тонно-километров, в США этот показатель составляет 22 USD.

Большой грузооборот в железнодорожном транспорте достигается за счет больших расстояний, на которые доставляются грузы. В среднем грузы доставляются на 1 573 км. А наибольшее расстояние транспортировки имеет кокс для металлургической промышленности, в среднем его доставляют на расстояние 2 453 км. Среднее расстояние перевозки различных видов груза:

  • Кокс - 2 435 км.
  • Каменный уголь - 2 327 км.
  • Химические и минеральные удобрения - 1 620 км.
  • Нефть и нефтепродукты - 1 574 км.
  • Зерно и продукты помола - 1 567 км.
  • Лес и пиломатериалы - 1 541 км.
  • Черные металлы - 1 446 км.
  • Руды металлов - 1041 км.
  • Лом черных металлов - 877 км.
  • Цемент - 764 км.
  • Минеральные стройматериалы - 754 км.

Структура грузовых железнодорожных перевозок выглядит следующим образом:

Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом подразделяются на пригородное сообщение и сообщение дальнего следования. Стоимость перевозок по пригородным маршрутам и маршрутам дальнего следования рассчитываются по различным тарифам. Из общего количества пассажирооборота, маршруты дальнего следования занимают около 70% всех пассажиро-километров, а пригородные и внутригородские - 30%.

Российский рынок железнодорожного транспорта полностью монополизирован. 99% железнодорожных магистралей и объектов инфраструктуры принадлежит государственной акционерной компании «Российские железные дороги». Ей принадлежит более 91 % всех локомотивов, а также около 25 % всех грузовых вагонов. А в общем, вагонный парк Российской Федерации насчитывает около 1 200 тыс. единиц.

РЖД - крупнейший российский работодатель, в 2014 году в компании работало около 900 тысяч человек. По данным за 2013 год суммарный оборот ОАО «Российские железные дороги» составил - 1 376 млрд. рублей, чистая прибыль оценивается в 740 млн. рублей.

Общее количество локомотивов ОАО «РЖД» насчитывает 20 619 единиц, при этом эксплуатируется 14 400 единиц, остальная техника находится в ремонте или ожидает списания. Наибольшее количество локомотивов используется для грузового движения - 7 133 единицы. Из всего локомотивного парка электровозы составляют 50.4% - 10 401 шт., тепловозы - 49.6%, то есть 10 218 шт.

Помимо грузовых и пассажирских перевозок, которые осуществляются железнодорожным транспортом общего пользования, в структуру российского ж/д хозяйства входит промышленный железнодорожный транспорт. Перевозка грузов промышленным железнодорожным транспортом включает в себя грузы, которые были перевезены по подъездным путям промышленных предприятий и являются суммой грузов полученной и переданной на железные дороги общего пользования. Грузооборот промышленного ж/д транспорта составил 31.5 млрд. тонн-километров, а в общем было перевезено 3.2 млрд. тонн. В общем грузообороте всех ж\д перевозок в 2014 году, который составил 2 299 млрд. тонно-километров, доля промышленного ж/д транспорта менее 1%. А в общем количестве перевезенных грузов, доля промышленного ж/д транспорта составила 2.3%.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт имеет самые большие показатели по количественной перевозке грузов и пассажиров. В 2014 году на его долю пришлось 68% всех перевезенных грузов и 60 % всех пассажиров. Но в отличие от ж/д транспорта дальность грузоперевозок автотранспортом не очень большая, в среднем она составляет 44.4 км.

Такая большая популярность автотранспорта вызвана его мобильностью. Ведь доставка любого груза конечному потребителю, как правило, осуществляется автомобилем. Сеть российских автомобильных дорог с твердым покрытием превышает длину железнодорожных магистралей в 11.3 раза, а если посчитать и грунтовые дороги, то превышение достигнет пятнадцатикратного размера.

Кроме этого, в связи с развитием навигационных спутниковых технологий, значительно эффективней стала логистика автоперевозок. Теперь с помощью спутниковых систем, выбираются оптимальные маршруты следования и машина всегда под контролем оператора-логиста. В России используются американская спутниковая система навигации GPS и отечественная разработка - ГЛОНАСС.

Автомобильный парк Российской Федерации на начало 2014 года насчитывал 48 369 тыс. штук. Из них на долю легковых автомобилей приходилось 41 428 шт., что в процентном соотношении составляло 85.6%. Грузовых автомобилей насчитывалось 6 050 тыс. штук или 12.5% от общего числа. Автобусный парк состоял из 890 тыс. машин, что равняется 1.9% от общего количества.

Несмотря на то, что автомобильный парк страны с каждым годом возрастает, так по сравнению с 2000 годом количество легковых автомобилей увеличилось более чем в 2 раза, а грузовых в 1.5, большая часть российского автотранспорта имеет возраст эксплуатации более 10 лет. Особенно большая доля старых авто в сегменте грузовых автомобилей - 58.1% от общего количества.

Из всего числа автотранспортных средств, 43 231 тыс. штук находится в собственности граждан. Наибольший процент частных авто, в категории легковые автомобили - 94.7%, грузовых автомобилей в частной собственности - 58.6% от общего числа, автобусов - 49.5%.

По итогам 2013 года, индивидуальными предпринимателями России занятых в сфере грузовых перевозок, было перевезено 143.6 млн. тонн грузов, что составило 2.5% от общего количества грузоперевозок. В собственности предпринимателей находятся автомобили грузоподъемностью:

  • До 999 кг. - 731 шт.
  • От 1 000 до 2 999 кг. - 4 847 шт.
  • От 3 000 до 4 999 кг. - 2 906 шт.
  • От 5 000 до 6999 кг. - 2 256 шт.
  • От 7 000 до 8 999 кг. - 2 677 шт.
  • Свыше 9 000 кг. - 16 241 шт.

Грузооборот перевозок осуществленных в 2013 году ИП составил 42.8 млрд. тонно-километров, что составляет 17.1% от всего грузооборота автотранспорта РФ.

Пассажирские грузоперевозки подразделяются на внутригородские, пригородные, междугородные и международные. На начало 2014 года в России существовало:

  • Пригородных маршрутов - 10 374 шт.
  • Внутригородских - 6 746 шт.
  • Междугородных - 3 108 шт.

По итогам 2014 года на междугородных маршрутах было выполнено 3.2 млн. рейсов, на пригородных маршрутах - 36.7 млн. рейсов, на внутригородских - 124.9 млн. рейсов. Всего было перевезено 11 551 млн. человек, при этом основная часть на внутригородских маршрутах.

Автомобильный транспорт - это самый небезопасный вид транспорта. По итогам 2014 года, в Российской Федерации было зафиксировано около 200 тыс. дорожно-транспортных проишествий. За прошедший год в авариях на автомобильных дорогах погибло 27 тыс. человек. Для сравнения, в результате различных проишествий во всех других видах транспорта, за 2014 год погибло 72 человека.

Городской электрический транспорт

Городской электротранспорт - единственный вид транспорта, который используется только для перевозки пассажиров. К этому виду транспорта относятся трамваи, троллейбусы и метрополитен.

За 2014 год, всеми видами городского электротранспорта было перевезено 6 791 млн. человек, что составляет 34.78% от общего количества. Общий пассажирооборот равен 56.8 млрд. пассажиро-километров, это 10% от всероссийского.

Общая протяженность эксплуатационных линий городского электротранспорта на начало 2014 года составляла 8. 314 тыс. км. При этом необходимо отметить, что трамвайный транспорт в России имеет отрицательную динамику развития, количество подвижного состава и протяженность трамвайных путей, с каждым годом уменьшается. Тогда как протяженность троллейбусных линий и линий метрополитена с каждым годом увеличивается.

Трамвайный парк в России на начало 2014 года составлял 8.2 тыс. единиц. Из них находящиеся в эксплуатации - 5,16 тыс. единиц. Коэффициент использования вагонного парка составляет 0.63. 81% российских трамваев эксплуатируются более 10 лет.

Общее количество троллейбусов на начало 2014 года - 10.8 тыс. штук. Это самый обширный парк, среди всех видов городского электротранспорта. В эксплуатации находятся 7.12 тыс. единиц - 66% всего подвижного состава. Троллейбусный парк имеет наибольшее количество техники эксплуатирующейся менее 10 лет - 49% от общего числа.

Российский метрополитен на начало 2014 года имел в своем распоряжении 6.9 тыс. вагонов. Из них эксплуатировалось 5.1 тыс. Метрополитен имеет наибольший коэффициент использования вагонного парка - 0.74.

Троллейбус - это самый распространенный вид городского электротранспорта. В 2014 году 85 городов в стране имели троллейбусное сообщение. Для трамвая этот показатель составляет - 61, плюс 4 города (Волгоград, Ижевск, Старый Оскол, Усть-Илимск) имеют линии скоростного трамвая способного развивать скорость до 80 км/час. Метрополитен есть в 7 городах Российской Федерации. Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород.

За один год троллейбусами выполняется 38.5 млн. рейсов, трамваями 24.2 млн. рейсов, поездами метрополитена - 5.9 млн. рейсов. По всей стране на начало 2014 года действовало 845 троллейбусных и 553 трамвайных маршрута. Общее количество станций метрополитена на начало 2014 года в России - 316 шт. Из них 196 входят в структуру Московского метрополитена, а 67 в структуру метрополитена Санкт-Петербурга. В процентном отношении, этих двух городах расположено 83.2% всех станций метро, в Москве - 62%, в Санкт - Петербурге - 21.2%. Общая протяженность линий метрополитена Москвы и Санкт-Петербурга - 441.02 км, что составляет 85.8 от общероссийского. На долю Москвы приходится 63.7%, Санкт-Петербурга - 22.1% от общей протяженности линий.

Водный транспорт

Водный транспорт Российской Федерации разделяют на морской торговый флот и речной флот. Общее количество грузов перевезенных водных транспортом по итогам 2014 года - 134 млн. тонн. Из них на долю речного флота приходится 115 тонн, что составляет 85.8% всех водных перевозок.

Общее количество морских торговых судов Российской Федерации на начало 2014 года составляло 2 757 штук. Из них:

  • Нефтеналивные - 396 шт.
  • Прочие наливные - 26 шт.
  • Нефтенавалочные - 26 шт.
  • Рудовозы и навалочные - 13 шт.
  • Для генеральных грузов - 569 шт.
  • Грузопассажирские - 8 шт.
  • Контейнерные, баржевозы - 7 шт.
  • Рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда - 31 шт.
  • Рыболовные - 852 шт.
  • Пассажирские - 48 шт.
  • Суда обеспечения - 39 шт.
  • Буксиры - 327 шт.
  • Земснаряды - 11 шт.
  • Ледоколы - 31 шт.
  • Научно-исследовательские - 73 шт.
  • Прочие - 300 шт.

Больше всего в торговом флоте РФ рыболовных судов, они составляют 30.9% всех судов. Второе место у судов предназначенных для перевозки генеральных грузов, то есть грузов перевозимых в упаковках, их количество составляет 20.6% всего флота. Нефтеналивные суда и буксиры составляют 14.3 и 11.8% соответственно.

Речной флот России, по количеству судов, превосходит морской торговый флот в 6.7 раз. На начало 2014 года общее количество речных судов составляло - 18 493 шт., из них самоходных 11 036 (59.6%) и 7 457 (40.4%) барж и других несамоходных судов. Самоходные суда имеют следующую структуру:

  • Пассажирские и грузопассажирские - 1 325 шт.
  • Сухогрузы - 839 шт.
  • Наливные - 604 шт.
  • Буксирные - 3 645 шт.
  • Нетранспортные - 4 623 шт.

Несамоходные речные суда состоят из 3 469 сухогрузных, 638 наливных и 3 350 нетранспортных.

По итогам 2014 года грузооборот водного транспорта составил 104 млрд. тонно-километров. Из них на долю морского транспорта пришлось 32 млрд. тонно-километров. Это на 7.5 млрд. тонно-километров меньше чем в 2013 году. Чуть менее половины всех грузов (49.7%) было перевезено в заграничном плавании. Из них 63.8% - экспортируемых товаров, 10.8% импортируемых товаров и 25.4% товаров перевезено между иностранными портами. Структура товаров отправленных морских транспортом выглядит следующим образом:

  • Нефть и нефтепродукты - 20.5%
  • Каменный уголь и кокс - 17.4%
  • Лесные грузы - 12.5%
  • Металл и металлолом - 7.2%
  • Химические и минеральные удобрения - 3.1%
  • Машины и оборудование - 2.7%
  • Строительные грузы и цемент - 2.7%
  • Зерно и продукты помола - 2.6%
  • Руда - 2.1%
  • Промышленное сырье - 1.5%
  • Прочие грузы - 27.7%

Грузооборот речного флота РФ в 2014 году составил 72 млрд. тонно-километров. По сравнению с 2013 годом эта цифра уменьшилась на 8.1 млрд. тонно-километров. Структура перевезенных грузов выглядит так:

  • Строительные грузы и цемент - 58.3%
  • Нефть и нефтепродукты - 14.3%
  • Лесные грузы - 5%
  • Зерно и продукты помола - 3.6%
  • Металлы и металлолом - 2.8%
  • Каменный уголь и кокс - 2.3%
  • Химические и минеральные удобрения - 1.6%
  • Прочие грузы - 12.1%

Водный транспорт в России практически не используется для перевозки пассажиров, по итогам 2014 года морскими и речными судами было перевезено всего около 15 млн. пассажиров. На долю морского транспорта приходится 2 млн. человек, на долю речного 13 млн. пассажиров. Структура морских пассажирских перевозок выглядит так:

  • Заграничное плавание - 0.1%
  • Каботажное плавание - 16.1%
  • Пригородное плавание - 83.8%

Внутренние пассажирские перевозки, осуществляемые речным флотом РФ, по сравнению с 2013 годом остались на прежнем уровне. Структура речных перевозок по количеству перевезенных пассажиров выглядит следующим образом:

  • Международные - 3.8%
  • Дальнего следования - 6.9%
  • Пригородные - 28.3%
  • Внутригородские - 31 %
  • Переправы - 30%

Россия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей. Их общая протяженность 115 тыс. км. Самым важным для речного судоходства является Волго-Камский бассейн на него приходится более 40% грузооборота всего речного транспорта. Еще одним важным судоходным районом в европейской части России является бассейн Северной Двины. В Сибири основные судоходные пути располагаются на реках Обь, Енисей, Лена и их притоках. Обь судоходна на протяжении 3 600 км, Енисей - около 3 300 км, Лена - 4 000 км. Эти водные артерии играют важную роль в обеспечении многих районов Сибири, так как сеть железных дорог в этом регионе слабо развита.

Береговая линия Российской Федерации составляет 37 653 км., это второй показатель в мире после Канады. Россия имеет выход в бассейны трех океанов и имеет крупные морские порты на 6 морях. Крупнейшие порты России:

  • Азовское море - Ростов-на-Дону. Грузооборот - 10.36 млн. тонн.
  • Черное море - Новороссийск. Грузооборот - 116.13 млн. тонн.
  • Черное море - Севастополь. Грузооборот - 4.8 млн. тонн.
  • Черное море - Туапсе. Грузооборот - 19.3 млн. тонн.
  • Балтийское море - Приморск. Грузооборот - 75.12 млн. тонн.
  • Балтийское море - Санкт-Петербург. Грузооборот - 60 млн. тонн.
  • Японское море - Восточный. Грузооборот - 38.35 млн. тонн.
  • Японское море - Ванино. Грузооборот - 19 млн. тонн.
  • Японское море - Находка. Грузооборот -15 млн. тонн.
  • Баренцево море - Мурманск. Грузооборот - 25.68 млн. тонн.
  • Белое море - Архангельск. Грузооборот - 4.26 млн. тонн.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый скоростной вид транспорта, который также имеет самый большой пассажирооборот среди всех видов транспорта - 241.4 млрд. пассажиро-километров. Конечно, этот показатель достигнут в основном из-за расстояния, на которое доставляются пассажиры, ведь в общем объеме, авиаперевозки занимают предпоследнее место. За 2014 год авиатранспортом было перевезено 95 млн. человек. По грузовым перевозкам удельный вес авиатранспорта составляет менее 1%, за прошедший год было перевезено 1.3 млн. тонн, а грузооборот составил - 5.2 млрд. тонно-километров.

Общее количество воздушных судов России составляет 6.6 тыс. Из них примерно половина самолетов отечественного производства. Отечественные воздушные суда используются в основном для грузовых перевозок, тогда как зарубежные самолеты осуществляют перевозку пассажиров. По итогам 2013 года наибольшее количество пассажиров было перевезено самолетами марки А-320 - 19.8% внутренних перевозок и 19.5% международных.

По итогам 2014 года международные пассажирские авиаперевозки составили 51.6% от общего количества. Было перевезено 48 млн. пассажиров из них в страны СНГ - 7.2 млн. человек, то есть около 14.7%. На долю внутренних пассажирских перевозок приходится -48.4%, что составляет 45 млн. человек. Что касается перевозки грузов, то доля международных перевозок составила 71%, внутренних - 29%.

Как показывает статистика, в Российской Федерации каждый год увеличивается число пассажиров воздушного транспорта. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров воздушным транспортом увеличилось на 10.4%. При этом увеличилась средняя загрузка самолетов на 0.3%, теперь этот показатель в среднем составляет 79.8%. На международных рейсах процент занятости пассажирских кресел в 2014 году составил - 81.9%, а на внутренних перевозках - 76.4%.

На российском рынке действуют более 100 авиакомпаний, но на долю крупнейших шести приходится более 66% всех перевезенных пассажиров и около 77% пассажирооборота воздушных перевозок России. Лидером отрасли является компания Аэрофлот - по итогам 2014 год ее пассажирооборот составил 67.12 млн. пассажиро-километров, это около 28% от общего показателя. Второе место занимает авиакомпания Трансаэро - 47 млн. пассажиро-километров, на третьем - ЮТэйр - 20.2 млн. пассажиро-километров. Другие крупнейшие авиакомпании: Сибирь, Северный ветер, Уральские авиалинии, Россия имеют пассажирооборот около 13 млн. пассажиро-километров.

По состоянию на 2014 год, Россия занимает 5 место в мире по количеству аэропортов. Общее число российских аэропортов с грунтовым и твердым покрытием насчитывает 1 218. А лидером по этому показателю являются США - 13 513 различных аэропортов. Также Россию опережают Бразилия (4 093), Мексика (1 714) и Канада (1 467). Больше всего пассажиров в России обслуживают аэропорты Москвы - более 77 млн. пассажиров (данные за 2014 год). Самым крупным российским аэропортом является московский аэропорт Домодедово. Ниже представлен рейтинг крупнейших российских аэропортов по количеству обслуженных пассажиров:

  • Москва (Домодедово) - 33.04 млн. пас.
  • Москва (Шереметьево) - 31.36 млн. пас.
  • Санкт-Петербург (Пулково) - 14.26 млн. пас.
  • Москва (Внуково) - 12.73 млн. пас.
  • Екатеринбург (Кольцово) - 4.47 млн.пас.
  • Новосибирск (Толмачево) - 3.83 млн. пас.
  • Краснодар (Пашковская) - 3.42 млн. пас.
  • Сочи (Адлер) - 3.06 млн. пас.

Ещё об экономике России читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

|
виды транспорта, виды транспорта веществ через мембраны
Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Весь транспорт можно разделить на ряд групп (Видов транспорта ) по определенным признакам.

  • 1 По среде перемещения
    • 1.1 Водный
    • 1.2 Воздушный транспорт
      • 1.2.1 Aвиация
      • 1.2.2 Воздухоплавание
    • 1.3 Космический транспорт
    • 1.4 Наземный транспорт
      • 1.4.1 По числу колёс
      • 1.4.2 Железнодорожный
      • 1.4.3 Автомобильный
        • 1.4.3.1 По назначению
      • 1.4.4 Велосипедный
      • 1.4.5 Транспорт движимый животными
        • 1.4.5.1 Гужевой
        • 1.4.5.2 Вьючный
        • 1.4.5.3 Bерховой
      • 1.4.6 Трубопроводный
        • 1.4.6.1 Пневматический
      • 1.4.7 Прочие виды наземного транспорта
        • 1.4.7.1 Лифтовой
        • 1.4.7.2 Эскалатор
        • 1.4.7.3 Элеватор
        • 1.4.7.4 Фуникулёр
        • 1.4.7.5 Кана́тная доро́га
  • 2 По назначению
    • 2.1 Транспорт общего пользования
      • 2.1.1 Общественный транспорт
    • 2.2 Транспорт специального пользования
    • 2.3 Индивидуальный транспорт
  • 3 По используемой энергии
    • 3.1 Транспорт с собственным двигателем
    • 3.2 Приводимый силой ветра
    • 3.3 Приводимый мускульной силой
      • 3.3.1 Транспорт движимый человеком
      • 3.3.2 Транспорт движимый животными
  • 4 Перспективные виды транспорта
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

По среде перемещения

В зависимости от среды, в которой транспорт выполняет свои функции, он может быть: водным, в том числе подводным, наземным, в том числе подземным, воздушным и космическим. Возможно совмещение сред - амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др.

Водный

Основная статья: Водный транспорт Грузовое речное судно Судоподъёмный лифт

Водный транспорт - самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию - меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду - перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

Круизное судно

Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

  • Транспортные средства : суда
  • Пути сообщения : над/под поверхностью морей и океанов, рек и озёр, каналы, шлюзы
  • Сигнализация и управление : маяки, буи
  • Транспортные узлы : морские и речные порты и вокзалы

Воздушный транспорт

Основная статья: Воздушный транспорт

Aвиация

Основная статья: Авиация Boeing 737-8K5(WL) G-FDZT (8542035433)

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

  • Транспортные средства : самолёты и вертолёты
  • Пути сообщения : воздушные коридоры
  • Сигнализация и управление : авиамаяки, диспетчерская служба
  • Транспортные узлы : аэропорты

Воздухоплавание

Основная статья: Воздухоплавание Дирижабль В-6 «Осоавиахим» 30-е годы, СССР Современный полужёсткий дирижабль «Zeppelin NT», Германия. Дирижабли этого типа производятся с 1990-х годов немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH (ZLT) в Фридрихсхафене. Это дирижабли объёмом 8225 м³ и 75 м в длину. Они значительно меньше, чем старые Цеппелины, которые достигали максимального объёма в 200 000 м³. Кроме того, они наполнены исключительно невоспламеняющимся гелием.

В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы.

Дирижабль - управляемый летательный аппарат легче воздуха. 13 ноября 1899 французский воздухоплаватель А. Сантос-Дюмон совершил первый успешный полёт дирижабля, облетев вокруг Эйфелевой башни в Париже со скоростью 22-25 км/ч. период между мировыми войнами дирижабли широко использовались в военных, гражданских, научных, и спортивных целях. Пассажирские дирижабли даже совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой.

В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

  • Транспортные средства : аэростаты и дирижабли

Космический транспорт

Основная статья: Космонавтика

Наземный транспорт

Может быть и подземным. Подразделяется на разные виды транспорта по ряду признаков. По типам путей соoбщения подразделяется на рельсовый(железнодорожный) и безрельсовый. По типу движителя на колёсный, гусеничный, использующий животных и прочие. Здесь перечислены основные виды наземного транспорта без строгой классификации.

По числу колёс

Моноцикл Грузовой трицикл

По числу колёс колёсный безрельсовый транспорт подразделяется на:

  • Моноциклы (от лат. mono один, единый и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 1-колёсные транспортные средства (из-за высоких требований к умению держать равновесие в настоящий момент основная сфера применения моноциклов - цирковое искусство),
  • Бициклы (от лат. bi два и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 2х-колёсные транспортные средства - велосипеды, мопеды и мотоциклы и пр.,
Квадроцикл
  • Трициклы (от три и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 3х-колёсные транспортные средства - некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки), автомобили и пр.,
  • Квадроциклы (от итал. quattro четыре и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 4х-колёсные транспортные средства. Под квадроциклами на постсоветском пространстве чаще всего понимают мотовездеходы, а в США - 4х-колёсные велосипеды. Но к ним, по определению, относятся любые 4х-колёсные, в том числе большинство легковых автомобилей.

Железнодорожный

Основная статья: Железнодорожный транспорт Грузовой поезд в России

Железнодорожный транспорт - вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими колёсами. Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Поезда приводятся в движение локомотивами. Железнодорожный транспорт является относительно безопасным видом транспорта.

Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. Железные дороги имеют много преимуществ - высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном - массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.

Скоростной поезд ICE3, Германия

Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.

Из-за использования рельс, которые имеют малое сцепление, железнодорожные поезда чрезвычайно подвержены опасности столкновений, поскольку обычно следует со скоростью, не дающей возможности остановиться достаточно быстро или тормозной путь длиннее видимой для машиниста дистанции. Большинство форм контроля движения поездов состоит из инструкций движения передаваемых от ответственных за участок железнодорожной сети к бригаде поезда.

  • Транспортные средства : локомотивы и вагоны
  • Пути сообщения : Железнодорожный путь, мосты, тоннели,эстакады
  • Сигнализация и управление : железнодорожная сигнализация
  • Транспортные узлы : железнодорожные станции и вокзалы
  • Энергетическое обеспечение : контактная сеть и тяговые подстанции (на электрифицированных ЖД), пункты заправки и экипировки локомотивов
Трамвай

Трамвай - вид уличного и частично уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам (обычно на электротяге), используемый преимущественно в городах.

Метрополитен

Метрополитен (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain - «столичная железная дорога»), метро́ (métro), англ. underground, амер. англ. subway- в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). общем случае метрополитен - любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами. То есть метрополитен в традиционном понимании или, например, городские монорельсы - примеры разновидностей метрополитена. Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй (в тоннелях), по поверхности и на эстакадах (особенно это характерно для городских монорельсов).

Монорельс

Монорельсовая дорога - транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке - монорельсу. Различают монорельсовые дороги навесные - вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой, и подвесные - вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом.

Легкорельсовый транспорт

Легкорельсовый транспорт (также «легкий рельсовый транспорт», ЛРТ, от англ. Light Rail) - городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, и большими, чем у обычного уличного трамвая скоростью сообщения и пропускной способностью.

Разновидностью легкорельсового транспорта является скоростной трамвай в том числе подземный трамвай и городская железная дорога). При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена, городской железной дороги (S-Bahn), являются нечёткими, что зачастую становится причиной терминологических ошибок. целом данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны). отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Эстакадный транспорт

Эстакадный транспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) - городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде.

Автомобильный

Автомобиль(от авто… и лат. mobilis - движущийся) - средство безрельсового транспорта с собственным двигателем.Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость.

Недостатки . На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.

Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

  • Транспортные средства : различные типы автомобилей - Легковые, автобусы, троллейбусы, грузовые;
  • Пути сообщения : автомобильные дороги, мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • Сигнализация и управление : правила дорожного движения, светофоры, дорожные знаки, автотранспортные инспекции;
  • Транспортные узлы : автостанции, автовокзалы, автостоянки, перекрёстки;
  • Энергетическое обеспечение : автомобильные заправочные станции, контактная сеть;
  • Техническое обеспечение : станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), парки (автобусный, троллейбусный), автодорожные службы
По назначению

По назначению aвтомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные . Транспортные служат для перевозки грузов и пассажиров. Специальные aвтомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные aвтомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные aвтомобили). Транспортные aвтомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы. Троллейбус - автобус с электрическим приводом. Легковые автомобили имеют вместимость от 2 до 8 человек.

Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Легковые автомобили (автомобили индивидуального пользования) - aбсолютное большинство ныне существующих автомобилей. Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

Общественный автомобильный транспорт Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок - междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). связи с повышением комфортности туристических автобусов в конце XX века, они вполне успешно конкурируют с железными дорогами в области перевозки туристов.

Велосипедный

Велосипед(от лат. velox - быстрый и pes - нога) - двух- или (реже) трехколесная машина для передвижения, с приводом от 2 педалей через цепную передачу.

Веломобиль - транспортное средство с мускульным привдом ног, рук, или даже всех возможных мышц.

Транспорт движимый животными

Lavazza 0002782 m

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их.

Гужевой Основная статья: Гужевой транспорт

Гужевой транспорт - вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги применяется сила животных (лошадей, волов, слонов, ослов, верблюдов, оленей, лам, собак и др.). На протяжении многих веков гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. С развитием сети железных дорог (со 2-й четверти 19 века) он утрачивает своё значение для перевозок на дальние расстояния, за исключением горных районов и пустынь и районов Крайнего Севера. 20 веке применение гужевого транспорта было ограничено районами, не имевшими железных дорог; ещё сохранялось важное значение гужевого транспорта для сельскохозяйственного производства и для внутригородских и местных перевозок; для подвоза к ж/д станциям и портам и доставки от них. Но с развитием автотранспорта и тракторного парка значение гужевого транспорта резко сократилось и в этих областях.

Вьючный Основная статья: Вьючный транспорт Вьючный транспорт

Средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таёжной местности с помощью вьючных животных. Применяется там, где из-за бездорожья, характера местности или состояния погоды невозможно пользоваться гужевым, автомобильным транспортом или вертолётами. Для закрепления и удержания грузов на спине животного применяются вьюки или вьючные сёдла.

Bерховой

Трубопроводный

Трубопроводный транспорт довольно необычен: он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого количества персонала. Основной тип грузов - жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Нефтепроводы и газопроводы транспортируют эти продукты на большие расстояния короткой линией с наименьшими потерями. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта - водопровод и канализация. Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твёрдых грузов - пневмопочта, мусоропровод.

Пневматический

Пневматический транспорт - «совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа».

Применение.

  • для загрузки бункеров и регулируемого выпуска материалов из них.
  • перемещение материалов между складами и цехами.
  • закладка выработанных пространств шахт породой.
  • удаление отходов производства, например золы, стружки, пыли.
  • Для перемещения штучных грузов применяется пневматическая почта. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы. Данный вид транспорта, как правило, применялся для доставки почты, писем, документов, откуда и следует его название. Пневматическая почта использовалась в 19-20 веках и используется поныне, например, для доставки бумажных купюр в супермаркетах без отлучения кассира с рабочего места.

Пневматическая почта - вид транспорта, система перемещения штучных грузов под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы. Данный вид транспорта, как правило, применялся для доставки почты, писем, документов, откуда и следует его название. Пневматическая почта использовалась в 19-20 веках и используется поныне, например, для доставки бумажных купюр в супермаркетах без отлучения кассира с рабочего места.

Прочие виды наземного транспорта

Лифтовой

Лифт (от англ. lift - поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте.. Предназначен для перемещения людей и грузов, как правило, по вертикали в пределах одного здания или сооружения.

Эскалатор

Эскалатор (англ. escalator; первоисточник: лат. scala - лестница), наклонный пластинчатый конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в общественных зданиях, на уличных переходах и в других местах со значительными пассажиропотоками.

Элеватор

Элеватор (лат. elevator, буквально - поднимающий, от elevo - поднимаю), машина непрерывного действия, транспортирующая грузы в вертикальном или наклонном направлениях. Различают Э. ковшовые, полочные, люлечные. Ковшовые Э. предназначены для подъёма по вертикали или крутому наклону (более 60°) насыпных грузов (пылевидных, зернистых, кусковых), полочные и люлечные Э. - для вертикального подъёма штучных грузов (деталей, мешков, ящиков и т. п.) с промежуточной погрузкой-разгрузкой.

Фуникулёр

Фуникулёр (франц. funiculaire, от лат. funiculus - верёвка, канат), подъёмно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъёму на короткое расстояние. Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях. Фуникулёр представляет собой подъёмник, в котором перемещение людей и грузов производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной лебёдкой. Лебёдка с приводом обычно располагается на верхней станции. По назначению фуникулёры разделяются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Фуникулёры имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку, небольших скоростей движения (менее 3 м/сек), невозможности движения по сложным трассам.

Кана́тная доро́га

Канатная дорога - вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.

По назначению

По обслуживаемой сфере весь транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования.

Транспорт общего пользования

Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки).

Общественный транспорт

Основная статья: Общественный транспорт

Общественный транспорт - пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта, как правило, предоставляются за определённую плату. Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос). Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются автобусами, городским электрическим транспортом (троллейбусы, трамваи), такси, а также водным и железнодорожным транспортом; в крупных городах - метрополитеном. пригородном сообщении преобладает железнодорожный и автобусный транспорт, в дальних сообщениях - железнодорожный и воздушный транспорт, в межконтинентальных - воздушный и морской транспорт.

Транспорт специального пользования

  • Технологический транспорт
  • Военный транспорт

Индивидуальный транспорт

По используемой энергии

Транспорт с собственным двигателем

  • Транспорт степловыми двигателями
  • Электротранспорт
  • Гибридный транспорт

Приводимый силой ветра

Основная статья: Парусное судно

Приводимый мускульной силой

Транспорт движимый человеком

  • Велосипед
  • Веломобиль - транспортное средство с мускульным приводом, сочетающее простоту, экономичность и экологичность велосипеда с устойчивостью и удобством автомобиля.
  • Суда - гребные - использующие вёсла, и использующие шест.

Транспорт движимый животными

Перспективные виды транспорта

Существует много проектов новых видов транспорта. Здесь рассказывается о некоторых из тех, которые имели хотя бы экспериментальное воплощение.

  • Поезд на магнитной подушке или Маглев (от англ. magnetic levitation - «магнитная левитация») - это поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Относится к монорельсовому транспорту (хотя вместо магнитного рельса может быть устроен канал между магнитами - как на JR-Maglev).Скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолёта и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км). Хотя сама идея такого транспорта не нова, экономические и технические ограничения не позволили ей развернуться в полной мере: для публичного использования технология воплощалась всего несколько раз. настоящее время, маглев не может использовать существующую транспортную инфраструктуру, хотя есть проекты с расположением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги или под полотном автотрассы.
  • Персональный автоматический транспорт - это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей. настоящий момент в мире действует одна система Персонального автоматического транспорта. Это сеть ULTra в Лондонском аэропорту Хитроу. Система была открыта для пассажиров в 2010-м году. Существует также система Morgantown Personal Rapid Transit, отличающаяся от классической концепции PRT увеличенным размером вагона.
  • Струнный транспорт - проект транспортной системы, основанной на общепланетном транспортном средстве, сочетающий в себе признаки автомобильного и железнодорожного транспорта, разрабатываемый с 1977 года А. Э. Юницким - «струнный транспорт» - в настоящее время не вышел за рамки экспериментального. 2001 год году, был построен опытный участок грузовой транспортной системы СТЮ в городе Озёры Московской области. Один из основных компонентов струнной транспортной системы - струнный рельс (рельс-струна), или струнная балка (балка-струна), или струнная ферма (ферма-струна) особой конструкции. Рельс (балка, ферма), как правило, представляет собой пустотелый стальной (в перспективе - композитный) короб, внутри которого размещён пакет натянутых проволок-струн (или лент, нитей, прутьев и других протяжённых силовых элементов). Внутреннее пространство короба, не занятое струнами, заполняется минеральными или полимерными композициями.

См. также

  • Типы велосипедов

Примечания

  1. Слово «транспорт» в Словаре чрезвычайных ситуаций на dicacadimic.ru
  2. Дирижабль - БСЭ - Яндекс.Словари
  3. Воздухоплавание - БСЭ - Яндекс.Словари
  4. Трамвай - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  5. Монорельсовая дорога: Энциклопедия БСЭ - alcala.ru. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  6. Буслов А.С. "Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже". - № Сборник тезисов международной научной конференции "Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России", ВГУ, 2008 год.
  7. Бакланов В.В. "Внедрение легкорельсовго транспорта - один из путей повышения качества транспортного обслуживания населения г.Москвы". - № Международная практическая конференция "Тенденции развития легкорельсовго транспорта в городе Москве" 16 октября 2008 года.
  8. 1 2 Автомобиль - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 24 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  9. ВЕЛОСИПЕД. Проверено 24 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  10. 1 2 3 Введенский Б. А. Малая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1959. - Т. 3. - С. 222.
  11. Вьючный транспорт - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  12. 1 2 Пневматический транспорт - БСЭ - Яндекс.Словари. Архивировано из первоисточника 18 июня 2013.
  13. Лифт - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  14. Эскалатор - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  15. Элеватор (механич.) - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  16. Фуникулёр - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  17. ТРАНСПОРТ. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2013.
  18. Пассажирские перевозки - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  19. The Search Engine that Does at InfoWeb.net
  20. Инновационные проекты
  21. http://president.kremlin.ru/transcripts/6094

Ссылки

Смотрицикй Е. Ю. Транспорт: опыт философской рефлексии

виды транспорта, виды транспорта веществ через мембраны, виды транспорта для детей, виды транспорта картинки, виды транспорта на английском, виды транспорта презентация, виды транспорта рисунки, виды транспорта русский язык

Виды транспорта Информацию О