Железный канцлер железного рейха. Отто фон бисмарк "железный" канцлер Почему бисмарк получил прозвище железный канцлер

В настоящее время много говорят и пишут об отношениях России со странами Европы, о пресловутых санкциях Евросоюза в отношении России, о сомнительном курсе Германии и её канцлера Ангелы Меркель, которая старается управлять Евросоюзом, разрываемым противоречиями. Создаётся впечатление, что руководители Германии позабыли об уроках прошлого. Не было бы обеих страшных мировый войн, если бы германские элиты не позволили использовать Германию в качестве военного тарана против России, а в своей дипломатии чаще руководствовались советами основателя единого германского государства – Отто фон Бисмарка.

Специалисты утверждают, что германская дипломатическая служба относится к числу тех, которые наиболее хорошо организованы и эффективно действуют. Попробуем проанализировать правильность данных утверждаений и проследить главные вехи ее становления.

Рождение дипломатической службы Германии происходило в тесной связи с созданием единого германского государства во второй половине XIX века. Под понятием Германия в это время подразумевалась территория в центре Европы, где располагались многочисленные и довольно слабые в политическом отношении страны немецкого языка – королевства, княжества, герцогства и свободные города.

В соответствии с посланием Венского конгресса 1815 г. все они чисто формально входили в Германский союз, единственным центральным органом которого был Союзный сейм (Бундестаг) во Франкфурте-на-Майне, не имевший по существу никакой реальной власти и получивший прозвище – «франкфуртская говорильня». Председательствовала там габсбургская Австрия, с которой время от времени пыталась спорить Пруссия. Подобная раздробленность тормозила развитие промышленности, науки и культуры, являлась преградой на пути прогресса и объединения германской нации.

Воссоединение Германии произошло под руководством Пруссии в ходе трёх войн: сначала с Данией (1864 г.), потом с Австрией (1866 г.), наконец с Францией (1870-1871 гг.), в результате чего была создана Германская империя, в которую вошли остальные немецкие земли и княжества, а прусский король был провозглашён кайзером – т.е. императором.

Надо особо отметить, что в процессе консолидации Германского Рейха огромную роль – наряду с укреплением военной мощи – сыграла дипломатия князя Отто фон Бисмарка. Бисмарк (1815 – 1898) родился в семье крепного прусского юнкера, где чтили монархические порядки и преданность династии Гогенцоллернов. Отто не сразу стал дипломатом и ряд лет был чиновником судебного и административного ведомства, прежде чем его способности были по достоинству оценены. В дни его молодости на прусской дипломатической службе преобладали люди, носившие иностранные фамилии. Более всего ценилось знание французского языка, и в последствии Бисмарк с горечью писал, что «владение этим языком хотя бы в объёме знаний обер-кельнера давало значительные преимущества в дипломатической карьере».

В период революции 1848 г. он проявил себя как сторонник решительных действий в защиту королевской власти и политик трезвого расчёта. Позднее Бисмарк был представителем Пруссии в Союзном сейме во Франкфурте-на-Майне, служил посланником в Петербурге и Париже, а затем 28 лет находился на посту канцлера Пруссии и Германской империи. Это был выдающийся политик, который вошёл в историю дипломатии как государственный деятель исключительной энергии и способностей и которого можно сравнить с такими фигурами того времени как Меттерних, Наполеон III и Горчаков.

Политический портрет Бисмарка включает в себя неуёмную энергию и железную волю (поэтому его называли «железным канцлером»), непреклонность в решении стоявших перед ним задач, умение реально оценить обстановку и, наконец, личную честность, выгодно отличавшую его от многих других деятелей того времени.

Обладая чувством реальности, Бисмарк хорошо понимал объективные задачи, которые выдвигались самим ходом исторического развития. Воссоединение Германии становилось неизбезным. Но кто возглавит этот процесс: трусливые либералы или сторонники гегемонии Пруссии? Годы, проведенные во франкфуртском бундестаге, сделали Бисмарка убежденным противником «парламентской болтовни». Он начинает разрабатывать дипломатические маневры по изоляции противников и обеспечению прусского пути к германскому единству.

В переписке с соратниками Бисмарк подчеркивает, что немецкие князья и прочие монархи уважают, прежде всего, силу. «Германия – писал он – смотрит не на либерализм Пруссии, а на ее мощь. Великие вопросы времени решаются не речами и парламентскими резолюциями, – это была ошибка 1848 –1849 г.г. – а железом и кровью». Он взялся за дело, точно рассчитав расклад сил на международной арене. Бисмарк продемонстрировал силу прусской армии, нанеся удар по маленькой Дании и сумев вовлечь в эту акцию Австрию, разделив с ней военные трофеи. К числу последних относились территории Шлезвига и Гольштейна. В ходе ряда дипломатических переговоров в Петербурге, Лондоне, Париже и Гаштайне стало ясно, что «политика реальных ценностей», проводимая Бисмарком, дала первые плоды и получила признание.

Бисмарк всегда знал, чего он хочет, и умел мобилизовать все возможности, чтобы сломить конкурента. Отличительной особенностью германской дипломатии был ее наступательный характер. Нажим и удар служили Бисмарку средством не только побеждать врага, но и добывать себе друзей. А чтобы обеспечить верность союзника, прусский канцлер порой держал против него камень за пазухой.

Бисмарк профессионально устранил со своей дороги Австрию, претендовавшую на лидерство в Германии. Известно, что в период Крымской войны Вена заняла антироссийскую позицию. Поэтому Бисмарк, сблизившийся с Петербургом на основе конвенции Альвенслебена, хорошо понимал, что русская дипломатия не будет возражать, если пруссаки собьют спесь с венских стратегов. Нейтралитета Франции, завязшей в мексиканской авантюре, Бисмарк добился, пообещав Наполеону III в качестве компенсации Люксембург. Наполеон дал понять, что Люксембург – это хорошо, но Люксембург и Бельгия – еще лучше. Бисмарк – не отказал, но предложил французам изложить проект на бумаге, а потом спрятал этот ценный французский документ в свой сейф.

Следует отметить, что Бисмарк, разгромив Австрию в короткой военной кампании, не допустил вступления прусских войск в Вену, не стал унижать австрийцев, что помогло ему в будущем сделать их даже своими союзниками. В течение нескольких лет он готовил войну против Франции, которая не хотела допустить воссоединения Германии и резкого возрастания роли Пруссии в Европе. Задача его дипломатии состояла в том, чтобы спровоцировать нападение Франции на Пруссию, изолировать Париж в международном плане и представить Берлин как борца за честь и достоинство всех немцев.

Хорошо известна роль Эмской депеши, где речь шла о беседе короля Пруссии с французским послом. Бисмарк сократил и так отредактировал ее, что после публикации этого документа в газете именно Франция объявила войну Пруссии. Не забыл он и про находившийся в его сейфе французский документ относительно претензий Наполеона III на Бельгию. Документ был опубликован в лондонской газете «Таймс» и содействовал разоблачению захватнических планов Франции.

Разгром Франции Пруссией создал совершенно новую ситуацию в европейской политике. Одна из главнейших участниц прежней крымской антироссийской коалиции – Франция – вышла из строя. Парижский трактат 1856 г., запрещавший России содержать свой военный флот на Черном море, зашатался. Канцлер Горчаков правильно понял услугу Бисмарка и разослал европейским державам циркуляр об отказе России от унизительных статей парижского трактата.

Воссоединенная Германия превратилась в сильную державу, призванную играть важную роль на международной арене. Франкфуртский мир от 10 мая 1871 г. стал основой внешней политики бисмарковской Германии. Канцлер старался увековечить этот мир и присоединение к Германии Эльзаса и Лотарингии. Естественно, он опасался французского реваншизма, и стремления Франции привлечь на свою строну Австрию и Россию.

Своим умом и политическим чутьем Бисмарк рано постиг, какое значение в Европейских делах имеет Россия. Он хорошо усвоил, что Пруссия вряд ли сможет возглавить объединение Германии, если не добьется благоприятного отношения со стороны великой восточной соседки. Бисмарк многократно призывал своих соратников строить отношения с Россией на основе взаимного учета интересов и ни в коем случае не допускать дела до военного столкновения с ней, особенно предостерегая от борьбы на два фронта. Он считал, что вооруженный конфликт с Россией явился бы для Германии большим бедствием, ибо русский народ победить нельзя.

Полемизируя со сторонниками борьбы против России, Бисмарк в 1888 г. писал: «Об этом можно было бы спорить в том случае, если бы такая война могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских. Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, также быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей».

Бисмарк понимал роль и значение России, многому научился у Горчакова, но всегда руководствовался только холодным расчетом и реальным положением дел. «До той поры, – указывал он, – пока мы не заложили более прочную основу наших отношений с Австрией, до той поры, пока в Англии не укоренится понимание, что своего единственного и надежного союзника на континенте она может обрести в Германии, – наши добрые отношения с Россией имеют для нас самую большую ценность».

На определенном этапе Бисмарк активно опирался на «союз трех императоров» (России, Германии и Австро-Венгрии), стараясь обеспечить с его помощью международное положение Германского рейха, сложившееся после Франкфуртского мира. Он стремился использовать не только свое политическое сближение с обеими империями, но и противоречия между ними. Не в меньшей мере он старался использовать в интересах Германии и соперничество между Россией и Англией, уже тогда развернувшееся в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Бисмарк предпринимал большие усилия, чтобы не допустить союза между Францией и Россией, опасаясь возможности возникновения войны Германии на два фронта. Наконец, застраховав себя на Востоке, Бисмарк, побуждаемый возросшими интересами экспансии германского капитала, встал на путь политики колониальных приобретений, где его ожидали осложнения с другими колониальными державами.

Министерство иностранных дел Германии было создано Бисмарком сразу после объединения страны. Главой его стал сам Бисмарк, который одновременно был имперским канцлером и премьер-министром Пруссии. Называлось оно по-немецки “Amt“ (ведомство), что означало его подчиненность непосредственно имперскому канцлеру.

Первоначально это ведомство было сравнительно небольшим по количеству персонала и унаследовало в структурном и организационном отношении черты прусского учреждения. Оно состояло из двух департаментов: один был политический, занимавшийся всеми дипломатическими делами, а другой – по консульским и внешнеторговым вопросам. Позднее были образованы – центральный департамент (кадры и финансы), правовой департамент, департамент по делам колоний, а также департамент прессы и информации. Большое и постоянное внимание уделялось подготовке кадров переводчиков и юристов.

Следует подчеркнуть, что дипломатическая служба была тогда привилегией выходцев из дворянских семей. Послы, посланники и советники являлись представителями знатных аристократических фамилий. Кстати, в наши дни данная традиция частично сохранилась. Так, в ряд стран, например, в Россию послами по сей день назначаются представители дворянства.

В первые годы своего существования германская империя имела за рубежом только 4 посольства – в столицах важнейших держав (в Петербурге, Лондоне, Вене и Париже). Во главе посольств стояли чрезвычайные и полномочные послы. Позднее посольства были учреждены в Мадриде, Вашингтоне, Токио и Риме. В остальных странах действовали дипломатические миссии, которые возглавлялись посланниками. Весьма значительной была сеть германской консульской службы за границей. Она состояла из генеральных консульств и консульств, которые одновременно выполняли и отдельные дипломатические функции.

Анализируя деятельность созданной Бисмарком дипломатической службы Германского рейха, представляется важным обратить внимание на задачи, которые канцлер ставил перед ответственными работниками центрального аппарата, а также посольств и миссий за рубежом. Всегда на первом плане стояли задачи, связанные с тщательным анализом международной обстановки, изучением тенденций в правящих кругах той или иной страны и выводам – что все это означает для Германской империи.

Читая доклады Бисмарка императору, его директивы и письма послам, нельзя не поражаться тем, как всесторонне, с аргументами «за» и «против» анализируются в них проблемы мировой политики. И во всем этом видна сложная и продуманная концепция намечаемых действий. Бисмарк не терпел авантюристических действий и, планируя очередную дипломатическую акцию, обязательно старался перестраховаться.

К беседам с иностранными государственными деятелями Бисмарк серьезно готовился, умел произвести соответствующее впечатление на собеседника, ставил конкретные цели. Так, посетив Лондон, Бисмарк в беседе с Дизраэли раскрыл, со свойственной ему манерой, свои политические планы относительно ближайших лет. Речь шла об объединении Германии под главенством Пруссии. На Дизраэли, привыкшего иметь дело в сфере дипломатии с туманными и осторожными формулировками, неожиданное заявление Бисмарка произвело сильное впечатление. Он по достоинству оценил эту новую дипломатическую манеру Бисмарка и позднее сказал одному из своих друзей: «Остерегайтесь его, он говорит, что думает!»

Большое внимание уделял Бисмарк переговорному процессу вообще и многосторонней дипломатии в частности. Разработку директив и концепции переговоров, попытки прогнозирования возможного результата можно проследить на примере Берлинского Конгресса 1878 г.

Бисмарк любил маневрировать, создавать запутанные ситуации. Но как дипломат реальной политики, он никогда не питал иллюзий, что Австрия в единоборстве с Россией окажется победительницей. Но он опасался, что в случае, если Россия одержит верх над Австрией, Германия – в известной мере – попадает в Зависимое положение от своей восточной соседки. Поэтому он не хотел допустить поражения Австро-Венгрии. В ней он видел противовес России. Вместе с тем он не отказывался от мысли использовать и другой противовес – Англию.

В лавировании между всеми этими противоречивыми интересами главнейших европейских держав, но всегда при учете своих собственных политических интересов, и заключалась роль Бисмарка – «честного маклера» на Берлинском конгрессе. Он не хотел допустить, чтобы Россия, одержавшая блестящую побуду над Турцией в балканской кампании, получила слишком большие выгоды, которые могли бы нарушить хрупкое европейское равновесие сил.

Бисмарк полагал, что серьезная дипломатическая служба должна умело опираться на прессу, воздействовать на нее в нужном для государственных интересов направлении. Сам Бисмарк в молодости, прикрывшись псевдонимом, занимался журналистской деятельностью и в своих фельетонах бичевал легкомысленность и пустые слова. В последствии, уже будучи министром и райхсканцлером, он сумел значительную часть прессы поставить себе на службу. В дипломатии он никогда не был журналистом, но в журналистике он всегда был политиком и дипломатом. С помощью прессы дипломатическая служба Бисмарка предостерегала или разоблачала, приковывала внимание или, наоборот, отвлекало его. Были случаи, когда наиболее ответственные статьи для газет писались под его диктовку.

Хотя Бисмарк не любил дискуссий и споров, но отдавал себе отчет в том, что в государственных интересах для достижения поставленных целей все главные ведомства Германии должны действовать сообща. Добиться этого тогда было далеко не просто, ибо генералы и финансисты не были склонны прислушиваться к дипломатам, мало заботились о координации. Бисмарк настойчиво старался вести линию на взаимодействие и согласованность задач дипломатической службы с действиями военного и финансового ведомств. В мемуарах канцлера «Мысли и воспоминания» можно найти подтверждения этому. В частности, об этом свидетельствуют беседы и обмен письмами с военным министром фон Рооном.

От дипломатов Германского рейха Бисмарк, не забывая впечатления от собственной службы за рубежом, требовал прежде всего умения отстаивать интересы государства, глубоко вникать в существо внешнеполитических проблем, разбираться в приоритетах политики, не скользить по поверхности. «…Наши дипломатические донесения, в особенности адресуемые королю, писались на французском языке. Правда, это соблюдалось не всегда, но официально оставалось в силе до моего назначения министром. Из числа наших посланников старшего поколения я знавал нескольких, которые, не разбираясь в политике, достигли высших постов единственно благодаря тому, что свободно владели французским языком; да и они сообщали в своих донесениях только то, что могли бегло изложить на этом языке. Мне самому еще в 1862 г. приходилось писать свои служебные донесения из Петербурга по-французски».

Последние пять лет службы на посту имперского канцлера были периодом наибольшей дипломатической активности Бисмарка. Он стал больше принимать во внимание экономические притязания усилившихся германских промышленников и аграриев, что, в частности, заметно отразилось на германской таможенной политике. Когда Бисмарк попытался надавить на Россию, отказывая ей в предоставлении кредитов, возникло закономерное сближение Петербурга с французскими банкирами – это напугало канцлера.

Когда британский статс-секретарь по делам Индии лорд Рандольф Черчилль попытался с помощью различных обещаний увлечь Бисмарка на путь явной антироссийской политики, тот сразу увидел в этом ловушку и написал германскому послу в Лондоне Хацфельду: «Мы были бы готовы охотно помочь Англии во всех вопросах. Но мы не можем ради этого жертвовать нашими хорошими отношениями с Россией. Наши границы на Востоке имеют слишком большую протяженность, чтобы мы могли поставить себя в такое опасное положение, когда нам – в случае войны с Францией – придется половину нашей армии бросить на защиту восточной границы».

Бисмарк никак не хотел, чтобы Германия попала в такое положение, когда ей придется «таскать каштаны из огня» в интересах Англии, так как он не сильно доверял «Туманному Альбиону» но он отнюдь не возражал, чтобы другие занялись этим в интересах Берлина.

В заключение следует отметить, что период объединения Германии ознаменовался исключительно быстрым ростом всей экономики страны. Германский капитализм по сравнению с Англией и Францией как раз в это время резко вырвался вперед. Технические и организационные преимущества промышленности сочетались здесь с наличием совершенной военной машины. Старый канцлер умел управлять Германией. Ну, а если на капитанском мостике появится новый штурман? Все это вело объективно к новому обострению противоречий на международной арене.

В заключении необходимо подчеркнуть, что всякий раз, когда правящие элиты Германии игнорировали завещание создателя единого германского государства Отто фон Бисмарка и втягивались в военные конфликты с Россией, Германия терпела военный и политический крах (Первая и Вторая мировые войны). В настоящее время, на фоне конфликта на Украине и в Сирии, мы вынуждены констатировать, что Германия вновь позволяет себя использовать в качестве инструмента давления на Россию – что может обернуться катастрофой как для самой Германии, так и для всей Европы. В противовес нынешним тенденциям нужно целенаправленно развивать российско-германское культурное, научное и экономическое сотрудничество. Равноправное и взаимовыгодное партнёрство между Россией и Германией – это залог мира, стабильности и могущества всего евразийского континента.

Во второй половине девятнадцатого века для многочисленных немецких государств остро встал вопрос о необходимости объединения. Вместо Священной Римской империи германской нации, распавшейся в 1806 году, в 1815 году возник Германский Союз, в который вошли 39 независимых государств. Ведущую роль в нем играла Австрия. Однако это не устраивало Пруссию. Между Веной и Берлином возник все более обостряющийся конфликт.

В 1862 году Бисмарк (Otto von Bismarck) становится премьер-министром Пруссии. Именно с помощью войн Бисмарк рассчитывает определить судьбу Германии. Соперничество между Австрией и Пруссией вылилось в 1866 году в открытую войну. Прусская армия быстро разбила австрийскую. Германский союз объявляется распущенным. Вместо него в 1867 году по инициативе Бисмарка создается новое объединение - Северогерманский союз, куда помимо Пруссии входят мелкие государства Северной Германии. Этот союз стал основой для создания империи во главе с Пруссией.

Унификация законодательства

Вильгельм I

Однако первоначально власть нового императора - Вильгельма I - еще весьма слаба. Провозглашенная 18 января 1871 Германская империя является федерацией из 25 государств. Отто Бисмарк получает высший государственный пост имперского канцлера , а в соответствии с конституцией 1871 года практически неограниченную власть Он проводит весьма прагматичную политику, главная цель которой - сплочение рыхлой империи. Один за другим появляются новые законы.

Эти законы направлены на унификацию законодательства и создание единого экономического и валютного пространства. В первые годы Бисмарку приходилось считаться с либералами, составлявшими парламентское большинство. Но стремление обеспечить Пруссии господствующее положение в империи, упрочить традиционную иерархию и собственную власть вызывали постоянные трения в отношениях канцлера и парламента.

В 1872-1875 годах по инициативе Бисмарка были приняты направленные против католической церкви законы о лишении духовенства права надзора за школами, о запрещении иезуитского ордена в Германии, об обязательном гражданском браке, об отмене статей конституции, предусматривавших автономию церкви. Эти мероприятия, диктовавшиеся сугубо политическими соображениями борьбы против клерикальной оппозиции, серьезно ограничили права католического духовенства.

"Закон о социалистах"

Еще более решительно борется Бисмарк против социал-демократии. Он считает это движение "общественно опасным, враждебным государству". В 1878 году он проводит через рейхстаг "Закон о социалистах": социал-демократам запрещается собираться и распространять свою литературу, их лидеры подвергаются преследованиям.

"Железный канцлер" пытается также перетянуть симпатии рабочего класса на свою сторону. В 1881-1889 годах Бисмарк провел "социальные законы" о страховании рабочих на случай болезни или увечья, о пенсиях по старости и инвалидности. Это был уникальный пример в истории Европы того времени. Однако параллельно Бисмарк продолжает применять к участникам рабочего движения репрессивные меры, чем, в конечном счете, сводит результаты своей политики на нет.

Германия становится лидером

Образование собственного национального государства с подъемом встречено во всех слоях населения. Всеобщий энтузиазм благотворно сказывается и на экономике, которая не испытывает недостатка в денежных средствах. Тем более что проигравшая войну 1870-1871 годов Франция обязалась выплатить Германской империи контрибуцию. Всюду возникают новые фабрики. Германия быстро превращается из аграрной страны в индустриальную.

Канцлер осуществляет умелую внешнюю политику. С помощью сложной системы союзов, обеспечивших изоляцию Франции, сближение Германии с Австро-Венгрией и поддержание хороших отношений с Россией Бисмарку удавалось поддерживать мир в Европе. Германская империя стала одним из лидеров международной политики.

Закат карьеры

После смерти Вильгельма I 9 марта 1888 года для империи наступают неспокойные времена. Его трон наследует сын Фридрих, однако, через три месяца он умирает. Следующий монарх - Вильгельм II, будучи невысокого мнения о Бисмарке, быстро вступает с ним в конфликт.

К этому времени начала сдавать сбои и сама система, сформированная канцлером. Намечалось сближение России с Францией. Колониальная экспансия Германии, начатая в 80-х годах, обострила англо-германские отношения. Неудачей Бисмарка во внутренней политике стал провал его плана превращения "исключительного закона" против социалистов в постоянно действующий. В 1890 году Бисмарк был отправлен в отставку и последние 8 лет жизни провел в своем имении Фридрихсруэ.

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Архаичные бипланы « C уордфиш» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора, и «Бисмарк» остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

1 апреля 2015 года исполнится 200 лет со дня рождения прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка – человека, изменившего облик Германии. В этой связи нельзя не вспомнить о его не менее знаменитом «тезке» – линкоре «Бисмарк», получившего свое имя по доброй традиции называть корабли в честь великих исторических персоналий.

«Версальский флот» Германии

После Первой мировой войны Германия была публично унижена на Версальской конференции, став «стрелочником» планетарного масштаба. В частности, ей запретили обладать флотом открытого моря, основой которого в те годы являлись линкоры. Все основные боевые единицы германского флота или упокоились на морском дне, или достались странам Антанты. В числе последних были десять дредноутов и пять линейных крейсеров. Но шли годы, и на политический олимп Веймарской республики взошли Адольф Гитлер и Национал-социалистическая рабочая партия. Для Гитлера обладание полноценными линкорами было вопросом не только военным, но и политическим. Германия стремилась восстановить свое военное присутствие на море, которое, по мнению тогдашних флотских теоретиков, могли обеспечить только дредноуты.

Рождение гиганта

18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Жесткой реакции со стороны ведущих европейских государств не последовало – более того, 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, согласно которому Третий Рейх получал право на постройку кораблей 1-го ранга в соотношении 100 к 35 (где 100 – доля Англии, а 35 – Германии).

В то время Германия обладала тремя линейными крейсерами типа «Дойчланд», а в 1935–36 годах на воду были спущены «карманные линкоры» с несчастливыми для германского флота именами – «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти корабли, будучи куда более мощными и крупнотоннажными по сравнению с типом «Дойчланд», все же заметно уступали британским «одноклассникам». Немецким морякам требовался прорыв – нечто такое, что разом выведет Германию на один уровень с владыками океанов – США и Великобританией. Спустя год после судьбоносного 1935-го на стапелях фирмы «Блом унд Фосс» закипела работа над постройкой самого мощного на тот момент в мире линкора типа «Бисмарк».

Линкор «Бисмарк» в Кильском проливе, 1940 год
Источник – waralbum.ru

Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину свыше 253 м. Традиционно осторожные немцы снабдили корабль чрезвычайно развитым бронированием – главный бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) также впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.

Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк»

Водоизмещение

41 700 т – стандартное; 50 900 т – полное

Длина

251 м – наибольшая; 241,5 м – между перпендикулярами

Ширина

Осадка

Бронирование

пояс – 320–170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220–145 мм; продольная переборка – 30–25 мм; башни ГК – 360–130 мм; барбеты ГК – 340–220 мм; башни СК – 100–40 мм; барбеты СК – 80–20 мм; палуба – 50–80 + 80–95 мм (скосы – 110–120 мм); рубка 350–220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм

Двигатели

3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера

Мощность

Движитель

Скорость хода

Дальность плавания

Экипаж

2092–2608 человек

Артиллерия

8 (4×2) 380-мм орудий SK/C-34;
12 (6×2) 150-мм орудий

Зенитная артиллерия

16 (8×2) 105-мм орудий;

16 (8×2) 37-мм зенитных автоматов;
20 (20×1) 20-мм зенитных автоматов

Авиационная группа

2 катапульты; 4 гидросамолета


«Бисмарк» при вступлении в строй, 1940 год
Источник – Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–16A / Winkelmann / CC-BY-SA

На первый взгляд, артиллерийское вооружение нового линкора не поражало воображение: главный калибр – 8 орудий калибра 380 мм в четырёх башнях (создать трехорудийные установки немцы не смогли или, скорее, не посчитали нужным). Если учесть тот факт, что Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничило калибр на уровне 406 мм (именно такими пушками обладали англичане и американцы, устанавливая их по 9–12 штук на корабль), то «Бисмарк» не выглядит слишком устрашающе.


380-мм орудие SKC-34 в составе береговой батареи
Источник – Schwerste Deutsche Küstenbatterie in Bereitschaft

Однако калибр орудия SKC-34 был почти на 100 мм крупнее калибра пушек «Шарнхорста» (283 мм), а отличная выучка немецких артиллеристов, высокое качество порохов, совершенная система управления огнем и современные прицельные приспособления превращали эти артустановки в оружие мирового уровня. 800-кг снаряд доставлялся на дистанцию свыше 36 км с начальной скоростью 820 м/с – этого было достаточно для уверенного пробития 350-мм брони с дистанции около 20 км. Таким образом, в функциональном смысле орудия SKC-34 практически не уступали «топовой» 406-мм артиллерии.

Вспомогательная артиллерия «Бисмарка» состояла из двенадцати 150-мм пушек в шести двухорудийных башнях, шестнадцати 105-мм тяжелых зенитных установок в восьми спаренных башнях, а также 37- и 20-мм автоматов ПВО.

Энергетическая установка линкора состояла из трех турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов Вагнера. Мощность в 110 мегаватт позволяла кораблю развивать полную скорость в 30 узлов.

«Бисмарк» сошел со стапелей 14 февраля 1939 года, а его дооборудование и испытания продолжались до весны 1941 года. Первым (и последним) командиром корабля стал капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман.


Спуск «Бисмарка» на воду
Источник – history.navy.mil


«Бисмарк» на учениях в Балтийском море. Фото сделано с борта крейсера «Принц Ойген», который будет сопровождать линкор в его последнем походе
Источник – waralbum.ru

«Бисмарк» в строю: роль сверхдредноутов в боевых планах Кригсмарине

Почти одновременно с «Бисмарком» 24 февраля 1941 года в эксплуатацию был принят линкор «Тирпиц» того же класса. К тому времени мировая война бушевала уже второй год, и немецкий «Флот открытого моря» должен был противостоять, в первую очередь, британскому ВМФ. Таким образом, стальные гиганты «Бисмарк» и «Тирпиц» оказались в весьма неоднозначном положении. В «рыцарском» бою один на один они могли противостоять любому кораблю в мире с хорошими шансами на успех. Но такой бой в условиях Второй мировой войны представлялся маловероятным и скорее мог стать результатом ошибок в планировании.

Капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман
Источник –Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–21A / Winkelmann / CC-BY-SA

В то же время, двум немецким гигантам и двум «карманным» линкорам противостояли 15 британских дредноутов и линейных крейсеров (еще 5 находились в стадии постройки), при этом среди них были такие мощные боевые единицы, как линкор «Худ» с 381-мм артиллерией, вполне сопоставимой с «Бисмарком». И, несмотря на то, что эти грандиозные силы были распылены на просторах от Тихого океана до Северного моря, соотношение однозначно складывалось не в пользу немецкого флота.

Боевое планирование Кригсмарине уготовило новым линкорам не вполне профильные задачи – колоссальные дредноуты планировалось использовать в качестве… рейдеров. Их мишенями должны были стать не боевые корабли противника, а караваны транспортов, лайнеры и сухогрузы. Запас хода линкоров, превышавший 8000 морских миль, вполне соответствовал таким задачам, а скорость в 30 узлов и вовсе стала выдающимся достижением немецких конструкторов и кораблестроителей.


Линкор «Бисмарк», современная реконструкция
Источник – warwall.ru

На первый взгляд может показаться, что нацеливание дредноутов на гражданские и транспортные суда неоправданно – орудия большой мощности должны громить броню, а не тонкие борта сухогрузов. К тому же, для крейсерской войны могли быть использованы и куда более дешевые корабли, тем более что Германия обладала впечатляющим «поголовьем» субмарин и опытом их применения . Но это только на первый взгляд. Дело в том, что в классическом эскадренном сражении два немецких сверхгиганта гарантированно встретились бы с пятью-шестью «британцами» сопоставимых размеров при поддержке целой стаи кораблей поменьше. В то же время, рейдерство на коммуникациях, помимо прямого урона экономике противника, создавало огромное напряжение в боевой работе вражеского флота. Как показал опыт единственного рейда «Бисмарка» и «прогулки» «Тирпица», появление столь мощного корабля на путях грузоперевозок заставляло противника бросать на его поиски огромные ресурсы, отвлекаясь от насущных задач, расходуя дефицитное топливо и амортизируя машины. Косвенный эффект от таких затрат разом перевешивал возможный урон, который мог нанести «Бисмарк» в открытом бою.

В то же время, остается открытым вопрос: зачем было тратить чудовищные средства на постройку одного из мощнейших кораблей в истории, если два десятка подлодок могли сделать в смысле рейдерства куда больше? Сегодня мы можем лишь рассматривать тот факт, что «Бисмарк» поднял боевой штандарт и вышел в море.

Адмирал Гюнтер Лютьенс, командующий операцией «Рейнские учения»

Охота за дредноутом Гитлера

18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» отошли от причала в Готенхафене (ныне – польская Гдыня). 20–21 мая о двух крупных кораблях радировали члены норвежского движения Сопротивления. 22 мая во время стоянки у Бергена, где немецкие корабли перекрашивали в камуфляж, а «Принц Ойген» принимал топливо, их засек английский самолет-разведчик «Спитфайр», причем дредноут был однозначно опознан как «Бисмарк».

С этого мгновения началась одна из самых впечатляющих игр в морской истории. Немцы разворачивали операцию «Рейнские учения» по прорыву своей эскадры на атлантические торговые коммуникации. В свою очередь, британский флот стремился уничтожить, или, как минимум, принудить рейдеров к отступлению. Это был принципиальный момент для Великобритании – ее экономика сильно зависела от морских поставок, смертельной угрозой которым стал «Бисмарк».


Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии
Источник – Imperial War Museums

Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии (который отвечал за территориальную оборону), приказал начать поиски. К Исландии выдвинулись линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ», а из Скапа-Флоу на севере Шотландии выступили линкор «Король Георг V» с адмиралом Тови на борту и авианосец «Викториес» – этой эскадре отводилась задача патрулирования к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс». В то же время, легкие крейсеры «Аретьюза», «Бирмингем» и «Манчестер» осуществляли дозор в районе от Исландии до Фарерских островов, а крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» взяли под контроль Датские проливы.

К Бергену, где был замечен «Бисмарк», 22 мая выслали бомбардировщики, которые слетали вхолостую, не застав эскадру на месте – линкор словно растворился среди морских просторов. Спустя сутки, 23 мая, «Норфолк» и «Саффолк» наткнулись на немецкие корабли и обменялись с ними несколькими залпами, после чего британские крейсеры благоразумно отступили в туман, продолжая следовать за противником на пределе радарного контакта.

Несмотря на то, что его эскадра была обнаружена, командующий операцией «Рейнские учения» адмирал Гюнтер Лютьенс посчитал промежуточную задачу выполненной – немецкие корабли уверенно выходили на оперативный простор. Однако фактически промежуточная задача была далека от исполнения, так как навстречу немцам от берегов Исландии устремились «Худ» и «Принц Уэльский» в сопровождении шести эсминцев.

Ранним утром 24 мая в 5–35 дозорные «Принца Уэльского» засекли «Бисмарк». Вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд, державший флаг на «Худе», решил не дожидаться линкоров Флота Метрополии и отдал приказ идти на сближение. В 5–52 «Худ» открыл сражение первыми залпами с дистанции в 13 миль на острых курсовых углах. Так начался бой в Датском проливе.


Линейный крейсер «Худ»
Источник – history.navy.mil

Лютьенс имел четкий приказ не вступать в сражение с боевыми кораблями, если те не входят в состав конвоя. Однако капитан Линдеман в категорической форме заявил, что не позволит безнаказанно расстреливать свой линкор. По свидетельству очевидцев, его слова прозвучали вполне однозначно: «Я не дам выбить собственный корабль из-под собственной задницы!» «Принц Ойген» и «Бисмарк» развернули башни и дали ответные залпы.

Первым попаданием смог похвастаться «Принц Ойген» с его 203-мм пушками – один из таких снарядов попал в «Худ». Выстрелы британцев заметного эффекта не имели. В 5–55 Холланд приказал сделать поворот на 20 градусов влево, чтобы задействовать кормовые орудия.

Около 6–00, когда «Худ» завершал манёвр, главный калибр «Бисмарка» произвел накрытие с дистанции около 8 миль. Судя по всему, 800-кг снаряд проломил довольно тонкую палубу британского крейсера, попав в склад боепитания. Прогремел чудовищный взрыв, разорвавший 267-метровый корпус корабля почти надвое, при этом обломки засыпали линкор «Принц Уэльский», шедший в полумиле позади. Корма «Худа» ушла под воду, а носовая часть оставалась над волнами еще несколько минут, за которые одна из башен сумела произвести последний залп. Из 1415-ти членов экипажа выжили всего три человека, которых подобрал эсминец «Электра».


Зарисовка командира линкора «Принц Уэльский» Джона Лича, приложенная к протоколу расследования гибели линейного крейсера «Худ»
Источник – wikipedia.org

«Принц Уэльский», который шел мателотом английской эскадры, вынужденно отвернул с курса, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом» и таким образом подставился под залпы сразу двух немецких кораблей. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя под прикрытием дымовой завесы.


«Бисмарк» ведет огонь
Источник – waralbum.ru

Конец короткой одиссеи

Отправив на дно один из лучших вымпелов Британии всего за восемь минут, «Бисмарк» отделался повреждением двух топливных цистерн, а его котельный отсек №2 начал подтапливаться через пробоину в борту. Вице-адмирал Лютьенс отдал приказ идти к французскому Сен-Назеру для ремонта.

Несмотря на впечатляющую победу, ситуация для «Бисмарка» складывалась тяжелая. Во-первых, из-за дифферента на нос и правый борт снизилась скорость. Во-вторых, попадание в цистерну лишило линкор 3000 тонн топлива. В-третьих, зоркие радары крейсера «Саффолк» продолжали «вести» «Бисмарк», а значит, английский флот мог собрать силы и нанести еще один удар.

Уже вечером 24 мая девятка торпедоносцев «Суордфиш» с борта авианосца «Викториес» атаковала «Бисмарк», добившись одного попадания в главный бронепояс, которое, впрочем, не принесло серьезных разрушений. Однако активное противоторпедное маневрирование привело к срыву заплаток, в результате чего линкор лишился котельного отделения №2, которое было окончательно затоплено.

Перехват «Бисмарка» после уничтожения «Худа», которое повергло в шок всю британскую нацию, стал для флота делом чести. Беспрецедентные по размаху поисковые мероприятия дали эффект, и 26 мая гидросамолет «Каталина» нашел немецкий линкор в 690 милях от Бреста. В точку упреждения выдвинулось тактическое Соединение «Н» под командой адмирала Джеймса Ф. Сомервилля – «героя» расстрела французского флота в Мерс-эль-Кебире. Кроме того, на соединение пошли линкоры адмирала Тови («Родни» и «Король Георг V»).

Тови ошибочно рассчитал курс «Бисмарка», направив свои корабли к берегам Норвегии. Необходимо отметить, что из-за ошибки Тови ближайшие вымпелы, способные дать бой «Бисмарку», отставали от него на 150 миль, и остановить прорыв немцев к Бресту могло только чудо. И тут свое веское слово сказал авианосец «Арк-Роял» из Соединения «Н». 26 мая в 17–40 пятнадцать «Суордфишей» атаковали «Бисмарк». Архаичные бипланы с полотняной обтяжкой фюзеляжа, открытой кабиной и неубирающимися шасси, вооружались 730-кг торпедами и обладали очень низкой скоростью. Казалось, что это не может быть серьезной угрозой для стального гиганта.


Торпедоносец «Фэйри Суордфиш» – смертоносная «кошёлка»
Источник – wikipedia.org

«Суордфиши», которые летчики именовали не иначе как «кошёлками», имели возможность идти так низко над водой, что зенитчики «Бисмарка» никак не могли навести орудия на цели. Линкор искусно маневрировал, но одна роковая торпеда его все-таки настигла. Чудо случилось.

730-кг торпеда сама по себе не представляла большой опасности для сверхдредноута с фантастической системой непотопляемости и толстой броней. Но по стечению обстоятельств она попала в самое уязвимое место – рулевую лопасть. В один момент огромный корабль лишился управления и теперь мог маневрировать лишь за счет стопора винтов. Это означало неизбежное рандеву с превосходящими силами англичан.


«Суордфиши» над авианосцем «Арк-Роял»
Источник – history.navy.mil

В 21–45 «Бисмарк» вступил в бой с крейсером «Шеффилд», отогнав его огнем. Вслед за «Шеффилдом» подошли эсминцы «Казак», «Сикх», «Маори», «Зулус» и «Гром», также не добившиеся результативных попаданий.

27 мая в 8–00 «Родни», «Король Георг V» вместе с крейсерами «Дорсетшир», «Норфолк» и несколькими эсминцами настигли «Бисмарк». Море было неспокойным – волнение держалось на уровне 4–6 баллов, а немецкий сверхдредноут Гитлера мог давать лишь малый ход в 8 узлов и практически лишился активного маневра, будучи почти идеальной мишенью для девяти 406-мм орудий «Родни», десятка 356-мм пушек «Короля Георга» и шестнадцати 203-мм орудий «Норфолка» и «Дорсетшира». Первые выстрелы прогремели в 8–47 утра.


Линкор «Родни»
Источник – Imperial War Museums

«Бисмарк» сосредоточил стрельбу на «Родни», который держался на удалении. Почти неподвижный немецкий линкор англичане взяли в классическую артиллерийскую вилку. Пристрелявшись по всплескам недолетов и перелетов, канониры тридцати пяти орудий крупных калибров начали укладывать снаряд за снарядом в корпус обреченного корабля. В 9–02 «Норфолк» дал попадание 203-мм снарядом в главный дальномерный пост на фок-мачте, что резко снизило качество наведения орудий «Бисмарка». Спустя шесть минут шестнадцатидюймовый снаряд с «Родни» поразил носовую башню «Б» («Бруно»), полностью выведя ее из строя. Почти одновременно с этим был уничтожен пост управления огнем.

Около 9–20 носовая башня «А» получила попадание предположительно с борта «Короля Георга». Между 9–31 и 9–37 замолчали кормовые башни «С» и «Д» («Цезарь и «Дора») после чего бой окончательно превратился в избиение. Всего активная перестрелка продолжалась около 45 минут, с предсказуемым результатом – артиллерия «Бисмарка» вышла из строя почти полностью.


Орудия главного калибра «Бисмарка»
Источник – Imperial War Museums

«Родни» пошел на сближение и расстреливал врага с дистанции в 3 км, то есть практически в упор. Однако «Бисмарк» не спускал флаг, продолжая огрызаться из немногих остававшихся пушек вспомогательных калибров. Один из выстрелов поразил его рубку, убив всех старших офицеров на линкоре. По всей видимости, тогда погиб и капитан Линдеман, хотя выжившие моряки утверждали, что он уцелел и продолжал руководить боем до самого конца. Впрочем, это уже не имело никакого значения – огромный корабль превратился в пылающие руины, и только его великолепная живучесть не дала ему сразу отправиться на дно.

Всего британцы выпустили по «Бисмарку» более 2800 снарядов, добившись около семисот попаданий разными калибрами. Долгое время бытовало мнение, что «Родни» торпедировал «Бисмарк» из 620-мм аппарата, но современные подводные экспедиции этого факта не подтверждают.

Когда беспомощность «Бисмарка» стала очевидна британскому командованию, линкоры вышли из боя, оставив крейсеры доработать торпедами. Но даже несколько прямых попаданий в подводную часть немецкого линкора не привели к его затоплению. Недавняя экспедиция американского режиссера Джеймса Кэмерона на российском океанографическом корабле «Мстислав Келдыш» однозначно доказала, что вражеский огонь лишь значительно повредил линкор. Затоплен же он был собственным экипажем, не желавшим отдавать корабль на милость победителей.

Почему он утонул?

Кто именно отдал приказ о затоплении «Бисмарка», и был ли такой приказ вообще – неясно. Вполне возможно, что имела место «инициатива на местах». Кроме того, нельзя исключать вероятность, что огонь многочисленных пожаров привел к детонации части боеприпасов, которая и привела к фатальной пробоине. Исследования Кэмерона говорят об открытых кингстонах, которые, скорее всего, были раздраены трюмной командой. Как бы то ни было, в 10–39 утра «Бисмарк» перевернулся и затонул.

Из 2220-ти человек экипажа «Бисмарка» выжило 116. Среди спасенных оказался весьма примечательный персонаж – кот Оскар, продолживший службу в британском флоте. Он смог взобраться на плававший обломок, и был вытащен из воды экипажем эсминца «Казак». Впоследствии, когда «Казак» был потоплен немецкой торпедой, кот переместился сначала на борт эсминца «Легион», а после этого – на авианосец «Арк-Роял», чьи самолеты погубили его первый корабль («Бисмарк»). Позднее «Арк-Роял» погиб у Мальты, и Оскар вновь оказался на эсминце «Легион» к немалому удивлению экипажа. Заслужив прозвище «Непотопляемый Сэм», Оскар после войны жил в Белфасте, где и умер своей смертью в 1955 году.

Корабельный кот Оскар, переживший гибель трёх боевых вымпелов
Источник – 24.media.tumblr.com

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Во-первых, бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Устаревшие «Суордфиши» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора с тренированными расчетами многочисленных орудий ПВО. Во-вторых, в Германии прошла волна кадровых перестановок, отразившихся и на морской стратегии. Гросс-адмирал Эрих Рёдер лишился поста главнокомандующего, и на его место пришел Карл Дёниц – энтузиаст и видный теоретик неограниченной подводной войны. С тех пор «первую скрипку» в рейдерской войне играли немецкие субмарины, а крупные корабли оказались на вторых ролях. «Бисмарк» же остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

– прозвище первого рейхсканцлера германской империи князя Отто фон Шёнхаузена Бисмарка (1815-1898), осуществившего объединение Германии.


Смотреть значение железный Канцлер в других словарях

Железный — железная, железное. 1. Прил. к железо. Я полюбил тебя, рокот железный, стали и камня торжественный звон. Гастев. Железная лавка (торговавшая железными и др. металлическими........
Толковый словарь Ушакова

Канцлер — м. первый министр; в России: высший гражданский сан, равный генерал-фельдмаршалу; главный начальник Капитула Орденов. ша, жена, супруга канцлера. ов, ему прнадлежщ.; канцлерский,........
Толковый словарь Даля

Канцлер — канцлера, м. (нем. Kanzler) (офиц.). 1. Председатель совета министров в Германии и Австрии. || Титул, присваиваемый министрам в нек-рых странах. Министр финансов в Англии именуется........
Толковый словарь Ушакова

Лорд-канцлер — лорд-канцлера, м. Председатель палаты лордов и высшее судебное должностное лицо в Англии.
Толковый словарь Ушакова

Вице-канцлер М. — 1. Заместитель канцлера.
Толковый словарь Ефремовой

Железный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: железо (1,2), связанный с ним. 2. Свойственный железу (1,2), характерный для него. // перен. разг. Обладающий сильной волей. // перен. разг. Не допускающий........
Толковый словарь Ефремовой

Канцлер М. — 1. Высший гражданский чин (обычно дававшийся руководителям внешней политики в Российском государстве до 1917 г. // Лицо, имевшее такой чин. 2. Одна из высших должностей в........
Толковый словарь Ефремовой

Лорд-канцлер М. — 1. Председатель палаты лордов и высшее судебное должностное лицо (в Великобритании).
Толковый словарь Ефремовой

Вице-канцлер — } -а; м. Заместитель канцлера. В. ФРГ.
Толковый словарь Кузнецова

Железный — -ая, -ое.
1. к Железо (1-2 зн.); богатый железом. Ж-ая руда. Ж-ые сплавы. Ж-ые квасцы. Ж-ая стружка.
2. Сильный, крепкий. Ж-ая рука у тебя! Ж-ые мускулы. Ж. организм. Ж-ая хватка.........
Толковый словарь Кузнецова

Канцлер — -а; м. [нем. Kanzler]
1. В России до 1917 г.: высший гражданский чин (установлен в 1709 г.), который давался особо важным должностным лицам, имевшим чин первого класса; лицо, имевшее........
Толковый словарь Кузнецова

Канцлер — (нем. Kanzler) - одно из высших должностных лиц в ряде государств (напр., в Австрии и Германии федеральный К. - глава правительства).
Политический словарь

Железный Закон — концепция, согласно которой средняя
воспроизводство рабочей силы. Этот
........
Экономический словарь

Железный Экономический Закон — -
концепция, согласно которой средняя
заработная плата определяется величиной затрат, обеспечивающих существование и
воспроизводство рабочей силы. Этот........
Экономический словарь

Закон Железный — закон Ф.Лассаля, в основе которого лежит концепция издержек производства, состоящих из труда и капитала, формирующих цену продукта. Трудовые издержки должны включать........
Экономический словарь

Канцлер — (нем. Kanzler) -1) в ряде государств - одно из высших должностных лиц (например, в Германии и Австрии федеральный К. - глава правительства; в Великобритании К. казначейства -
........
Экономический словарь

Канцлер Казначейства — министр финансов в Великобритании.
Экономический словарь

Лорд-канцлер — - глава Палаты Лордов (верхней палаты
парламента Великобритании), а т.ж. председатель верховного суда и высший юридический советник правительства Великобритании.
Экономический словарь

Федеральный Канцлер
Экономический словарь

Железный Экономический Закон — - концепция, согласно которой средняя заработная плата определяется величиной затрат, обеспечивающих существование и воспроизводство рабочей силы. Этот закон был........
Юридический словарь

Канцлер — (нем. Kanzler) - 1) в ряде государств одно из высших должностных лиц (напр., в Германии и Австрии федеральный К. - глава правительства; в Великобритании К. казначейства - министр........
Юридический словарь

Канцлер Казначейства — - министр финансов в Великобритании.
Юридический словарь

Лорд-канцлер — - глава палаты лордов (верхней палаты парламента Великобритании), а также председатель верховного суда и высший юридический советник правительства Великобритании.
Юридический словарь

Вейгерта Железный Гематоксилин — (К. Weigert, 1845-1904, нем. патолог) гистологический краситель, представляющий собой смесь равных количеств спиртового раствора гематоксилина, водного раствора полуторахлористого........
Большой медицинский словарь

Федеральный Канцлер — - название главы федерального правительства в ФРГ и Австрии.
Юридический словарь

Гейденгайна Железный Гематоксилин — (М. Heidenhain, 1864-1949, нем. анатом и гистолог) спиртовой раствор гематоксилина, выдержанный 4-6 недель на воздухе; используется в качестве красящего р-ра при окраске по Гейденгайну.
Большой медицинский словарь

Гематоксилин Железный Вейгерта — см. Вейгерта железный гематоксилин.
Большой медицинский словарь

Железный Колчедан — , см. КОЛЧЕДАН.
Научно-технический энциклопедический словарь

Ашот Ii Железный — армянский царь (914-928); разбил в 921 арабское войскоу оз. Севан, отстоял независимость Армении.

Железный Блеск — см. в ст. Гематит.
Большой энциклопедический словарь

Будущий победитель 3-х войн, будущий первый канцлер Германии, человек, который объединил Германию, родился 1 апреля 1815 года, в семье землевладельцев, представителей особенного класса дворян – прусских юнкеров.

Произнося свою знаменательную речь, после того, как в 1862 году О. Бисмарк становится канцлером, он заявил, что все важные вопросы и принятые решения не должны обсуждаться и ожидать одобрения большинства парламентариев, а должны быть урегулированы исключительно «железом и кровью», а предыдущий опыт либерализма и демократии являлся огромной ошибкой предшественников. При этом, приоритетом для Отто фон Бисмарка было объединение германских земель в одну единую великую империю. Именно сейчас, настало то время, когда по праву можно стать достойным соперником для Австрии в вопросе господства на немецких территориях, считал канцлер.

Королевство Пруссия, под руководством канцлера Бисмарка, славилось строжайшей дисциплиной чиновников, великой, слаженной, замечательно подготовленной и прекрасно вооруженной армией, которая наводила ужас на все Европейские государства того времени, впервые после Наполеона. Складывается впечатление, что рождение канцлера в год полного разгрома великого императора было неслучайным.

И уже через 9 лет усилия Отто фон Бисмарка по объединению Германии, увенчались успехом. Создание новой Германской империи или рейха датировано 1871 г. Бисмарк стал рейхканцлером нового государства, а императором был провозглашен Вильгельм I Фридрих Людвиг.

В течение девятнадцати лет О. Бисмарк неукоснительно и неоспоримо следовал своему первоначальному заявлению и «железом и кровью» руководил страной, присоединяя к Германии множество новых территорий и земель, постоянно добиваясь ее величия и возвышения. Именно за это, а также за твердый, местами жесткий, волевой характер, Бисмарка и назвали «железным канцлером», впоследствии ставшим, воистину, его вторым именем.

Сегодня памятники О. Бисмарку можно увидеть во всех крупных центрах современной Германии, в его честь названы множество площадей и улиц. Как писал немецкий историк, Бисмарк являлся настоящим счастьем для Германии.